Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Дэвид Дозул: Аналитика необходима сложному и масштабному бизнесу

О том, что такое цифровое месторождение, какие аналитические решения входят в его состав и каких результатов позволяют добиться, в интервью CNews рассказал Дэвид Дозул (David Dozoul), ведущий бизнес-консультант глобальной нефтегазовой практики компании SAS.

CNews: Что такое цифровое месторождение? Какие информационные системы входят в его состав?

Дэвид Дозул: Четкого определения цифрового месторождения не существует несмотря на то, что это понятие появилось уже достаточно давно. Цифровое месторождение – это совокупность множества технологий, работа которых обеспечивается наличием оптоволоконных сетей передачи данных, современных средств автоматизации, специализированных датчиков и устройств и, конечно, информационных систем, способных агрегировать и анализировать данные в режиме реального времени.

Таким образом, в состав цифрового месторождения входит несколько основных элементов. Во-первых, это Центр мониторинга бизнес-процессов, работающий в режиме реального времени, который позволяет управлять ключевыми процессами. Во-вторых, это Центр обеспечения добычи, который служит для оптимизации процесса добычи и повышения эффективности выработки скважины, а также общего управления месторождением, включая ряд интеллектуальных функций, в частности, завершение скважины.

Благодаря этим решениям можно получать полное представление обо всех бизнес-процессах на месторождении, оптимизировать их, эффективно использовать ресурсы и осуществлять управление.

CNews: Насколько каждое подобное решение уникально для каждого месторождения?

Дэвид Дозул: Существует общее представление о том, что такое цифровое месторождение. Однако каждая компания выдвигает собственные требования к его созданию. Конечно, это обусловлено уровнем зрелости организации. Ведь внедрение подобных технологий требует иерархического подхода сверху вниз, и в конечном итоге должно завершиться использованием мощных аналитических механизмов, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы.

CNews: На каком этапе разработки месторождения наиболее эффективно внедрять подобные решения?

Дэвид Дозул: Цифровое месторождение призвано собирать данные из множества источников с различных скважин. При этом данные могут формироваться как на самой скважине, так и вне ее. Затем эта информация, проходя через мощный аналитический аппарат, предоставляется всем участвующим в процессе разработки месторождения организациям или командам сотрудников. Таким образом, цифровое месторождение работает на всех этапах жизненного цикла месторождения.

CNews: Какие аналитические инструменты необходимы для работы цифрового месторождения?

Дэвид Дозул: Аналитика играет ключевую роль в цифровом месторождении, и системы, используемые при добыче углеводородов, становятся все более и более сложными, повышается объем формируемых данных. Даже самый грамотный специалист самостоятельно вручную не может сопоставить и проанализировать множество разнородных параметров. Аналитическая платформа SAS позволяет произвести интеграцию данных и их очистку, организовать управление данными и проанализировать их.

В цифровом месторождении инструменты углубленной аналитики применяются для анализа трендов, построения прогнозов, задач оптимизации, интеллектуального анализа данных и распознавания закономерностей, нередко скрытых. Источниками информации являются параметры, полученные с нефтяных вышек, буровых установок, из каротажных, логистических систем и систем контроля бурового раствора.

Мы можем предложить алгоритмы взаимодействия всех этих решений, а затем сформировать аналитические модели для предсказания событий и моделирования сценариев, направленных на снижение рисков, уровня затрат и повышение производительности.

CNews: Какие показатели наиболее эффективно рассчитывать с помощью подобных решений?

Евгений Липкин, «Остек-СМТ»: Нужно наращивать не только объемы, но и эффективность производства радиоэлектронной аппаратуры
Импортонезависимость

Дэвид Дозул: В течение многих лет компании для управления своей деятельностью использовали только простые таблицы. Когда объемы и сложность проектов возросли, они решили снизить издержки, увеличить прибыль и, что самое главное, обеспечить безопасность бизнес-процессов. А это требует аккуратности при использовании как природных ресурсов, так и человеческого капитала, и оборудования, четкости при организации работы с поставщиками и логистики сложных проектов. Также компании должны иметь возможность предсказывать внеплановые остановы и рассчитывать риски, потому что это задерживает выполнение проектов, повышает издержки разработки месторождений и может нанести ущерб окружающей среде.

Таким образом, использование аналитики необходимо, когда бизнес-процессы становятся сложными, а размеры проекта – существенными.

CNews: Расскажите об опыте вашей компании по внедрению информационных технологий для цифрового месторождения.

Дэвид Дозул: У SAS много достижений в этой области. Например, проект в Северном море, где мы занимались интеграцией всех бизнес-процессов в крупнейшей по объему доказанных запасов негосударственной нефтегазодобывающей компании мира.

В этом проекте были использованы аналитические решения для оптимизации управления активами, планирования остановов. Они создавались с учетом ограничений, налагаемых всеми участвующими в работе подразделениями или внешними организациями, включая регулирующие органы.

От гипотезы к действию: как ИИ помогает внедрять инновации в крупных корпорациях
Генеративный ИИ

Подобные проекты требуют внимания со стороны руководства компании. Это крайне важно для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участвующими сторонами в процессе интеграции имеющихся данных. В результате компания в целом может добиться роста производительности, снижения инцидентов, связанных с безопасностью труда, а также повышения уровня добычи.

CNews: Оценивали ли вы коэффициент возврата инвестиций в подобные проекты?

Дэвид Дозул: При использовании подобных решений эффект от сделанных инвестиций можно ощутить очень быстро. Например, в результате проекта в Северном море, о котором я рассказывал, удалось повысить уровень добычи на 3%, снизить операционные издержки на 5-10% и уменьшить число незапланированных простоев на 80%. Известно, что на этом месторождении добывается около 200 тыс. баррелей нефти в день. Таким образом, только за счет роста уровня добычи на 3% компания заработала дополнительно около $22 млн за год – это означает, что уже в первый год использования аналитики SAS инвестиции в нее окупились многократно.