Разделы

Интернет Наука Техника Веб-сервисы

Доходы платежных интернет-систем утроились

Прошедший год ознаменовался почти трехкратным ростом оборотов российских платежных систем. Эксперты связывают такую динамику с ростом абонентской базы сотовых операторов и с общим ростом оборотов сотовых компаний, а также с ростом количества пунктов према платежей агентских сетей платежных систем, в том числе в регионах. Подобная динамика приводит к тому, что конкуренция на рынке становится все острее.

Стабильный рост

В последние годы на российском рынке платежных систем наблюдается рост по всем показателям: увеличивается количество транзакций, постоянно расширяются сети приема платежей, появляются все новые операторы и провайдеры. Вообще говоря, рынок зарождался с приема наличных платежей в пользу операторов мобильной связи и интернет-провайдеров. Затем к ним присоединились провайдеры спутникового и кабельного телевидения. В прошедшем году также был начат прием платежей и за услуги операторов фиксированной связи («Ростелеком», МГТС)

Наиболее крупными игроками российского рынка платежных систем являются CyberPlat, е-port, WebMoney, Яндекс.Деньги, «Рапида» и UCS, причем первые две явно лидируют. Из $375 млн. общего объема рынка по приему платежей от абонентов операторов мобильной связи и спутникового телевидения в 2003 году на долю первых двух платежных систем приходится около 75% всего оборота.

Оборот основных игроков рынка платежных интернет-систем в России,
2003 – 2004, $ млн.

 Оборот основных игроков рынка платежных систем в России, <br>
2003 – 2004, $ млн.

Источник: по данным компаний

Оборот платежной системы CyberPlat в 2004 году достиг $459 млн., в том числе оборот по приему платежей от абонентов операторов мобильной связи и спутникового телевидения – $453 млн. У основного конкурента – системы e-port - общий оборот за 2004 год составил $346,5 млн. Таким образом, по сравнению с 2003 годом, в 2004 году оборот CyberPlat вырос в 2,9 раза, а оборот e-port – в 2,4 раза. Обороты системы WebMoney, аудитория которой в сентябре превысила 1 млн. пользователей, также демонстрируют стабильный рост. Стоит отметить, что в отличие от CyberPlat и e-port, WebMoney не предоставляет сервисы по приему наличных платежей от абонентов операторов мобильной связи и спутникового телевидения, поэтому на этом рынке идет конкуренция преимущественно перед двумя указанными игроками.

Скорость как залог успеха

Подобная динамика рынка приводит к закономерному вопросу: чем же примечательны и привлекательны платежные системы? Одним из основных преимуществ подобных систем является их скорость. Безопасность транзакций в системе CyberPlat гарантируется обязательным использованием электронных цифровых подписей сторон. Важной характерной особенностью системы является универсальность. Она использует множество различных технологических решений в зависимости от потребностей ее клиентов. Так, для торговых сетей (супермаркетов SPAR, «Остров», «Цезарь Парк» и других) предложены решения с использованием кассовых терминалов, для сети игровых залов «Джекпот» – специальное технологическое решение. Крупные дилерские сети («Связной», «Диксис», «Евросеть», «Мобайл Центр», «Бета Линк» и др.) применяют решение на основе web-интерфейса, сети магазинов электроники «Мир», «Белый Ветер» и сеть автозаправочных станций «Сибнефть» – решение с применением персонального компьютера, а мелкие дилеры и субдилеры – облегченные решения с использованием пакетной передачи данных.

CyberPlatплатежная система закрытого типа. Основное принципиальное отличие от открытых систем заключается в том, что все участники расчетов - плательщики (дилеры, принимающие платежи от абонентов) и получатели (операторы сотовой связи, провайдеры и т.д.) - жестко определены. Вывод средств из системы по желанию оператора дилера невозможен, так как средства со счета дилера могут быть переведены только на счет оператора связи или провайдера и в итоге будут зачислены на лицевой счет абонента.

Общее количество точек приема платежей системы CyberPlat по состоянию на декабрь 2004 года превышает 3200 и продолжает постоянно увеличиваться. В нынешнем году система стала особенно активно развиваться в регионах. Налажено сотрудничество с глобальными сетями, работающими на региональных рынках.

Система е-port обладает большим количеством точек приема платежей, нежели CyberPlat, – 4571 в 64 регионах России по итогам 2004 года. В системе e-port использование электронной цифровой подписи лишь рекомендовано дилерам, но не является обязательным условием. К достоинствам системы можно отнести возможность, наряду с использованием специального программного обеспечения, проводить платежи при помощи обычного мобильного телефона и SMS-команд в любой точке без использования компьютера и интернета. Стоит учесть, что при этом могут возникнуть вопросы, связанные с безопасностью, так как мобильный телефон не позволяет поставить электронную цифровую подпись под SMS-сообщением, а, следовательно, нет и возможности однозначно идентифицировать плательщика.

Открытость системы приводит к возникновению определенных финансовых рисков для плательщика. Тем не менее, нельзя не заметить, что степень защищенности передачи финансовой информации системы е-port значительно выше, чем у других открытых платежных систем. Впрочем, зачастую эксперты связывают вопрос безопасности электронных платежей в первую с проблемой лояльности сотрудников дилеров, имеющих доступ к платежам. Кроме того, одно из преимуществ системы e-port заключается в сохранении работоспособности (пусть на значительно более медленной скорости) даже при сбое в работе биллинга оператора. В этом случае e-port, в отличие от других платежных систем, не прекращает прием платежей, начинает работать в режиме буферизации транзакций. Разумеется, в такие моменты ответ сервера e-port становится более медленным, чем у других систем, что является следствием выравнивания нагрузки.

Количество точек доступа CyberPlat и E-port в 2004 г, шт.

 Количество точек доступа CyberPlat и E-port в 2004 г, шт.

Источник: по данным компаний

Что ждут пользователи от российской системы ВКС?
Импортонезависимость

Безопасность транзакций в системе WebMoney обеспечивается использованием комплекса мер, эффективность которых подтверждена практикой многолетней бесперебойной работы системы. Все операции в системе — хранение WebMoney на кошельках, выписка счетов, расчеты между участниками, обмен сообщениями — совершаются в закодированном виде, с использованием алгоритма защиты информации, подобного RSA, с длиной ключа более 1040 бит. Для каждого сеанса используются уникальные сеансовые ключи, что обеспечивает гарантированную конфиденциальность совершения сделок и обмена информацией.

Система Яндекс.Деньги использует стойкий криптографический алгоритм RSA с длиной ключа 1024 бит. Все сообщения в системе подписываются и шифруются отправляющей стороной (Интернет.Кошелек покупателя или Кошелек-касса продавца). Каждая финансовая операция в системе заверяется подписью процессингового центра системы. Интернет.Кошелек защищен паролем, а его базы данных шифруются. При этом также приняты меры по предотвращению записи приватных данных в файл подкачки ОС.

«География» систем

Помимо рассмотренных, важны и такие характеристики, как спектр предлагаемых услуг, клиентская база и качество менеджмента сбыта. Клиентская база CyberPlat значительно диверсифицирована за счет крупных и мелких дилеров и субдилеров, торговых сетей, отделений и филиалов банков, а также всевозможных электронных терминалов самообслуживания. Наиболее крупной сетью электронных терминалов, работающей через CyberPlat, является сеть автоматов моментальной оплаты I-Box компании «Парнет Экспресс», через которые можно оплатить услуги операторов сотовой связи и спутникового телевидения. Автоматы I-Box установлены в наиболее оживленных точках Москвы и за пределами МКАД. География расположения более 300 автоматов I-Box охватывает все магазины торговых сетей «Седьмой континент», «Перекресток» и «Копейка»; супермаркеты «Столица», «Новоарбатский», «Три ступеньки», столичный Аэровокзал, кинотеатры, автозаправочные станции, развлекательные центры, десятки других магазинов и сервисных точек.

Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения

Цифровизация

У е-port созданы шлюзы с ведущими операторами мобильной связи и мелкими телекоммуникационными операторами. Клиентскую базу системы e-port составляют большое число небольших дилеров и субдилеров, у каждого из которых незначительное количество торговых точек. В 2004 году пользователи системы WebMoney получили возможность управлять электронными кошельками по телефону с помощью системы Telepat. С помощью сервиса можно совершать любые расчетные операции с электронными кошельками - получать переводы от других пользователей, оплачивать товары и услуги, рассчитываться с партнерами, проводить пополнение кошельков, обменивать полученные средства на наличные деньги. У UCS есть шлюзы с МТС, «Би Лайном» и московским «МегаФоном». Основные клиенты: супермаркеты «Седьмой Континент», «Рамстор», сеть АЗС «British Petroleum».

Наиболее высоким уровнем менеджмента отделов продаж характеризуются е-port и CyberPlat. У UCS он слабее, однако, частично это компенсируется наличием большой сети клиентов по эквайрингу.

Российский рынок платежных систем уверенно развивается, и нет никаких причин говорить о замедлении динамики роста в ближайшей перспективе. Стоит отметить, что в последнее время как CyberPlat, так и e-port делают ставку на развитие в регионах. В результате реализации совместного проекта «Почта России» и CyberPlat по приему наличных платежей от населения, в течение двух лет к CyberPlat будут подключены около 17 тыс. из почти 40 тыс. почтовых отделений России. Региональный оборот системы e-port в 2004 году вырос в 13 раз по сравнению с 2003 годом и составил $71 млн. (более 20% от общего оборота). Однако следует помнить, что стремительно растущая конкуренция предъявляет все более жесткие требования, и игрокам, решившим остаться на этом рынке надолго, необходимо этим требованиям соответствовать.

Михаил Чижов / CNews