"Электронная Россия": подробности наполеоновских планов Правительства
Двадцать лет назад, с началом развития инфокоммуникаций, человечество вступило в новую эру. Поэтому главным, без чего уже невозможно дальнейшее развитие мировой экономики в XXI веке, становится информация и способы ее доставки к потребителям. Российское Правительство приступает к реализации программы "Электронная Россия". CNews.ru рассказывает о подробностях этого начинания и публикует паспорт этой федеральной программы на 2002-2010 гг. Особый интерес представляют статистические данные о состоянии телекоммуникационного сектора страны. Благодаря этим показателям через 10 лет можно будет легко проверить эффективность принятых Правительством мер. Интеграция телекоммуникационных и информационных систем ведет к появлению новых отраслей экономики, новых продуктов и услуг, удовлетворению новых потребностей общества. С наступлением эры информационного общества и построением в мире основ глобальной информационной инфраструктуры целью государственной политики России в области связи и информатизации становится создание условий по формированию современной национальной инфокоммуникационной инфраструктуры - реальной движущей силы социально-экономического, политического и культурного прогресса. Для решения этой задачи реализуется ряд важнейших приоритетов, прежде всего, доступность высококачественных услуг на всей территории России, опережающее развитие инфраструктуры связи для обеспечения экономического роста, создание условий для ускоренного развития новых технологий.Приоритеты развития инфокоммуникаций отражены в стратегических планах отрасли и федеральной целевой программе (ФЦП) "Электронная Россия" на 2002-2010 годы.
Паспорт Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 годы
Наименование Программы | Федеральная целевая программа "Электронная Россия" 2002 - 2010 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., № 207-р |
Государственный заказчик (координатор) Программы | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | |
Основные исполнители Программы | Организации, определяемые на конкурсной основе после утверждения Программы в установленном порядке в соответствии с федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов, на поставку товаров, выполнение работ, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2002-2010 годы: |
Перечень основных мероприятий | |
Объемы, источники финансирования и направления расходов | Общий объем финансирования Программы - 76150 млн. руб. (в ценах 2001 года), в том числе: федеральный бюджет - 38967 млн. руб., бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты - 22535 млн. руб., внебюджетные источники - 14648 млн. руб. Направления расходов федерального бюджета: капитальные вложения - 21188 млн. руб., НИОКР- 2808 млн. руб., прочие - 14971 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Общее управление программой осуществляет Межведомственная комиссия (Координационный совет), в состав которой могут входить руководители федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. не являющиеся государственными заказчиками, руководители заинтересованных субъектов Российской Федерации.При Межведомственной комиссии создается Экспертный совет, в который включаются представители ИКТ-бизнеса, вузов, научных организаций, РАН, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях технического обеспечения реализации Программы и организации текущего оперативного управления создается Дирекция Программы. |
Программа ориентирована на создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации; повышение эффективности функционирования реальных секторов экономики; расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей; совершенствование государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий.
Программа "Электронная Россия" позволит обеспечить жителей России: широкополосными линиями связи как стационарными, так и беспроводными, во всех регионах нашей страны; пользователи персональных компьютеров и мобильных коммуникаторов смогут выходить в интернет всегда и везде; образование и квалифицированная медицинская помощь станут доступны населению по всей территории России. Программа даст возможность приобрести или реализовать товары по приемлемым ценам, найти или предложить на рынке труда свои услуги в любой точке земного шара.
Программа "Электронная Россия" обеспечит потребность регионов России в узлах доступа территориальных подразделений федеральных органов власти и бюджетных учреждений федерального подчинения к телекоммуникационным сетям за счет высокоскоростных широкополосных линий связи для всех и для каждого, всегда и везде.
Программа дает возможность перейти к электронному документообороту органов власти различных уровней. Для этого будут созданы современные программные продукты и технические средства, а также надежные системы телекоммуникаций, обеспечивающие защиту информации. Программа позволит снизить текущие издержки предприятий при взаимодействии с государственными органами и создаст предпосылки к переводу в электронную форму большинства видов обязательных взаимоотношений между предприятиями и государством. А вводимый государственный регистр населения повысит эффективность взаимодействия федеральных территориальных органов государственной власти, учреждений и организаций с населением за счет использования полной, достоверной и актуальной социально-демографической информации.
Современный этап развития российского инновационного предпринимательства уже невозможен без расширения сети технопарков. Сейчас нужно вести речь не просто о технопарках, а о сети технопарков, связанных инфокоммуникационными сетями. Информатизация сети из более чем 1000 технопарков России - насущная и очень важная проблема, которая будет решена в рамках программы "Электронная Россия".
Телемедицина - это направление на стыке нескольких областей - медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, образования. Направление это достаточно новое, особенно для России. Объектом деятельности телемедицины является передача медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, другие провайдеры медицинской помощи, между отдельными медицинскими учреждениями. И именно программа "Электронная Россия" обеспечит высокоскоростными каналами связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения.
Инновационная спираль, ускоряясь во времени, захватывает все сферы деятельности человека. Закономерным этапом является появление в конце ХХ в. бизнеса в интернете, венчурных инвестиций, новых видов ценных бумаг, телевизионной, электронной и мобильной торговли. Благодаря возможностям интернета увеличивается степень свободы выбора в индивидуальной организации потребления. Увеличение количества людей, полностью или частично работающих дома, позволит им более гибко распределять время между досугом и выполнением рабочих обязанностей. Приобретение товаров, заказ услуг, посещение банка, визит к врачу, - все то, для чего раньше приходилось выходить из дома, - будет доступно в собственном жилище.
В связи с распадом старой системы управления, экономика претерпела изменения. Существовавшая государственная система сбора и распространения информации сегодня не в состоянии оперативно заполнить возникающий информационный дефицит. С другой стороны, на рынке информационных услуг только в Москве функционируют тысячи фирм, которые являются держателями баз данных по самым разнообразным направлениям, представляющим практический интерес в предпринимательских кругах. Крупные предприятия и финансовые структуры, имеющие необходимые ресурсы, пошли по пути закупки технических средств и необходимой информации, однако малый и средний бизнес в этом плане находится в менее выгодном положении. Малые предприятия и отдельные граждане, не имеющие достаточных финансовых ресурсов, часто ограничиваются приобретением технических средств, а получение информации, как правило, имеет бессистемный характер и не всегда происходит на юридической основе.
Сегодня, до начала реализации программы "Электронная Россия", ситуация на динамично развивающемся рынке телекоммуникаций России такова: объем предоставляемых услуг электросвязи вырос за прошедший год почти на 40%, объем почтовых услуг - на 43%, а объем услуг информатизации - на 36%. Правда, проникновение телекоммуникационных услуг в большинстве регионов России остается на крайне низком уровне. Рассмотрим некоторые статистические данные.
Плотность телефонных аппаратов по федеральным округам 2000-2001 гг. (на 100 чел. населения)
Рост плотности сотовой связи в регионе за 2000-2001 гг. (на 100 чел. наличного населения)
Таким образом, программа "Электронная Россия" позволит обеспечить все население России информацией, соответствующей интересам конкретного человека, за счет доступа к электронным библиотекам, каталогам, архивам и базам данных, библиотекам научно-технической информации и другим видам информации, как неизменной, так и постоянно изменяющейся.
Кроме того, реализация Программы позволит обеспечить эффективность и демократичность государственного управления на всей территории России, повысит конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, обеспечит рост качества жизни населения. Полная реализация мероприятий программы "Электронная Россия", по мнению ее авторов, обеспечит нашей стране интеграцию в международный информационный рынок к 2010 г.
Георгий Долин george-dolin@yandex.ru