Электронное правительство начинается с регионов
Практические аспекты и правовая сторона использования ИТ органами исполнительной власти различного уровня – как центрального аппарата, так и в регионах – обсуждались на межрегиональном семинаре "Организация процессов разработки, эксплуатации и утилизации программно-аппаратных средств органов исполнительной власти субъектов РФ", организаторами которого выступили Управление информатизации города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы и CNews Conferences.Государственные структуры – одни из наиболее привлекательных заказчиков для бизнеса, в том числе и в сфере информатизации и автоматизации. Неудивительно, что бизнес проявляет активный интерес к сотрудничеству с госструктурами в рамках программы "Электронное правительство". Государство, со своей стороны, посредством данной программы подтверждает заинтересованность в повышении собственной эффективности с использованием информационных технологий.
О региональных электронных правительствах
До полномасштабного оказания государством населению электронных услуг пока дело не дошло, но локальные проекты на уровне отдельных органов власти и даже регионов в России уже реализуются. О региональном опыте внедрения системы оказания электронных государственных услуг в Башкирии рассказал Алексей Бахарев, представитель компании "Ситроникс Башкортостан". Проект стартовал в сентябре 2009 и на сегодня находится в опытной эксплуатации. В республике внедрены система управления электронным регламентом и система электронного межведомственного документооборота (СЭМД), в которой реализованы передача актуальных версий документов между ведомствами, регистрация и получение документов через специализированный интерфейс, передача ЭЦП и проверка подписи, предоставление статистических и системных отчетов по межведомственному перемещению документов, а также поддержка контролируемого взаимодействия между различными территориально-разрозненными ведомствами.
Широкий функционал СЭМД, как отметил докладчик, является основой для реального предоставления любых государственных услуг в электронной форме. На сегодня она охватывает 28 министерств и ведомств республики. Реализованный в рамках внедрения ИС Портал государственных услуг позволяет предоставлять населению республики порядка 25 услуг, в числе которых, например, предоставление субсидии участникам Республиканской программы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий при рождении ребенка, социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья, услуга населению по получению выписки из БТИ. Система охватывает все органы власти республики (около 30), общая стоимость реализации данного проекта "под ключ" (включая стоимость оборудования) – 104 млн руб. Система автоматизации государственных услуг представлена в 54 регионах Башкортостана, в процессах оказания электронных госуслуг участвуют сотрудники более чем 200 муниципалитетов республики. Технологическое ядро системы – ЦОД, построенный на технологиях компании IBM. Основная проблема реализации подобных проектов, отметил Алексей Бахарев, - правовая, а именно – отсутствие многих необходимых регламентов, а также методическая - сложность перевода существующих регламентов в электронный вид. Существенной проблемой является и обучение сотрудников органов государственной власти, а также населения.
Еще о двух проектах регионального строительства систем предоставления электронных госуслуг рассказал Алексей Брудно (проект Европейского союза) – в Калининградской области и в Карелии. Проекты были реализованы в рамках программы Евросоюза "Содействие электронному правительству в РФ". В Калининградской области в рамках проекта внедрена система контроля работы с документами с использованием сети интернет и мобильной связи, позволяющая пользователям отслеживать этапы прохождения документа по инстанциям. Население имеет возможность через сеть интернет ставить детей на учет и зачислять в детские дошкольные учреждения (услуга "Е-Детсад"). Кроме того, в рамках ИС работает модуль сопряжения регионального и федерального реестров государственных услуг, а также имеется возможность онлайн-обучения населения. В Карелии работает практически аналогичная по функционалу ИС, только вместо системы контроля работы с документами реализована интернет-приемная писем граждан. Отметив некоторые особенности работы в регионах (необходимость быстрых результатов для населения, ограниченный бюджет, минимальные возможности по доработке правовой базы), Алексей Брудно предложил свою версию "дорожной карты" создания в регионе электронного правительства. Первый этап – повсеместное внедрение электронной почты и решений типа MS Outlook (календарь, планировщик и др.). Второй шаг – создание внутреннего портала, включающего систему документооборота. Далее – реализация внешнего портала (включая портал региональных сервисов), многофункционального сервисного центра и, наконец, - построение автоматизированной системы обмена данными между региональными ведомствами, а также между региональным ведомством и центром.
Локальные проекты информатизации органов власти
Роман Шаховцев, представитель компании "Систематика", рассказал об инструментальной среде разработки распределенных приложений SiTex, предназначенной для быстрой разработки трехуровневых веб-ориентированных приложений (в частности - учетно-справочных систем, портальных решений, регистров населения, систем документооборота, корпоративных и ведомственных систем и ряда других). С помощью данной среды уже реализовано несколько проектов в госорганах: портальное решение для ФСБ, информационная система социальной защиты в Санкт-Петербурге, ИС в рамках проекта "Социально-платежная карта ЮГРА", государственной автоматизированной системы "ГАС-Выборы", портал государственных и муниципальных услуг Калининградской области и ряд других. Инструментарий SiTex, отметил докладчик, удобен в первую очередь тем, что позволяет реализовывать при разработке новых распределенных приложений стандартизированный подход, в рамках которого осуществляется настройка деловых процессов каждого конкретного госоргана на основе практически готового ядра.
О технологическом портале Управления информатизации города Москвы, позволяющем планировать расход денежных средств на эксплуатацию информационных систем и программно-технологические комплексы (ПТК), рассказал участникам семинара Сергей Поздняков ("Армада Софт"). Портал работает с 2008 года, содержит информацию о сотнях тысяч единиц компьютерной техники и ИС, позволяет получать детализированные планы расхода денежных средств по ведомствам и конкретным подразделениям (реализован на Microsoft Share Point).
Возможная реализация решения по планированию расходов на эксплуатацию ИС
Увеличить
Источник: "Армада Софт", 2010
Кирилл Сербинов ("Энвижн Груп") рассказал о некоторых используемых московским правительством ИС, в рамках которых была использована технология тонкого клиента. Это, во-первых, информационная система "Универсальная система обработки сообщений", предназначенная для автоматизации службы "одного окна". Она позволяет регистрировать обращения, исполнять их, отправлять запросы в согласующие организации, предоставлять отчетность. По словам докладчика, данная система используется пятью ведомствами, насчитывает около 800 пользователей.