Елена Мамышева: Автоматизация госструктур защитит граждан
Тема автоматизации госструктур как в столице, так и на региональном уровне всегда была животрепещущей для представителей российского ИТ-бизнеса. Особенно эта тенденция выражена сейчас, в посткризисный период, когда сотрудничество с государством равносильно гарантии процветания в сложных экономических условиях. О том, как живет и какие перспективы видит перед собой крупный разработчик и интегратор систем государственной информатизации, рассказала CNews Елена Мамышева, председатель совета директоров группы компаний "Системы и Проекты".Второе. Следует отметить региональные технологии по информационному обеспечению градостроительной деятельности в Уфе, Санкт-Петербурге, Калининграде, Самаре, Омске, где много сделано в этой сфере. Однако общей ключевой проблемой дальнейшего развития информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, равно как и систем электронного документооборота, является необходимость выработки единых требований к системам подобного класса.
Третья перспективная технология, заслуживающая особого внимания, – ситуационные центры, которые существенно повышают эффективность принятия стратегических решений, основанных на широкой информационной базе и возможности детального прогнозирования и планирования ситуаций в различных сферах деятельности, так и тактических решений, основанных на актуальных сведениях вплоть до онлайн-мониторинга множества показателей с различных источников – датчиков, видео-камер, систем мониторинга контрольных событий административных и производственных процессов и прочих. В федеральных ведомствах сегодня действует ряд таких решений. Хорошее впечатление произвели ситуационный центр внутренних войск в МВД, ситуационный центр МЧС России. Ситуационные центры разных уровней, в том числе, подключены для управления проектом "Сочи-2014". На региональном уровне это направление только начинает развиваться. Сегодня мы создаем ситуационный центр в Строительном комплексе города Москвы, поэтому я внимательно изучаю эти вопросы.
CNews: Вы так радужно описали перспективы внедрения информационных систем в России. Однако все равно в этой области есть определенные проблемы. Какие трудности вы видите? Какие пути их решения существуют?
Елена Мамышева: Конечно, понятно, что первая проблема – неготовность администраций финансировать в должном объеме внедрение новых технологий, попытка зачастую получить на грош пятаков. В итоге Россия демонстрирует неудовлетворительно низкие темпы информационного развития в мировом рейтинге. С 2003 года – с 63-го места всемирного ИТ-рейтинга мы плавно переместились на 80-е место, и это в то время как в стратегии информационного общества декларируется цель – к 2015 году обеспечить место России не ниже 20-го. Если мы проанализируем бюджеты более развитых, опережающих Россию стран, и проанализируем их относительные и абсолютные доли, выделяемые на ИТ, то поймем, что в сфере ИТ чудес не бывает. Недофинансирование сказывается самым негативным образом. Укоренившаяся привычка приобретения для государственного и муниципального управления, порой, наиболее дешевых решений, экономия "на всем и вся", урезание бюджетов, демпинг при госзакупках – все это в итоге приводит к необеспеченным и неэффективным административным процессам. Конечно, можно поспорить, что не всегда дешевое – самое плохое, но, как правило, все-таки это пакеты, не подходящие под глобальные государственные задачи. Конечно, отрицательный опыт - тоже опыт, но мало где он позволителен. А когда решения разрабатываются, что называется, "на коленке" и внедряются годами, пусть не самые дорогие, то теряется самое ценное – время. Все это – потеря времени жизни города/региона/страны, когда граждане недополучают требуемые услуги, перерасходуются ресурсы, например, в ЖКХ, которые могли бы быть поставлены под контроль, безнаказанно захватываются неучтенные земельные участки под незаконнное строительство, не регистрируются объекты и субъекты налогообложения и пр. То есть потери на управленческих решениях за счет несвоевременного внедрения ИТ просто несоизмеримы с той ценой, которую приходится за это платить. Поэтому, конечно, необходим выбор качественных проверенных решений и компаний-интеграторов с высокой компетенцией и опытом в этой области.
CNews: Какие направления в сфере муниципальной автоматизации вы можете считать ключевыми?
Елена Мамышева: С прагматической точки зрения, прежде всего – это формирование единой системы архивов. Ведь сегодня невозможно без электронных архивов документов внедрить ни одну из серьезных систем (таких как ИСОГД, СЭД, системы "одного окна", кадастры, реестры и т.п.). Выбор адекватных технологий создания электронных архивов, которые являются бизнес-ориентированными, предметно-ориентированными, с правильной идентификацией и идентификацией документов, с использованием высококачественной специализированной техники – важнейшая задача.
Знаете, один из самых интересных проектов, которым мы занимались в 2008 году, – создание системы электронных архивов Москвы. Я, например, очень горжусь тем, что имела отношение к работам в "Главархиве", где были переведены в электронную форму порядка 6 млн документов, датируемых начиная с 1924 года (как правило, правоустанавливающие на жилье, здания и пр.). Тогда была проведена колоссальная работа, очень важная и нужная.
Вообще, когда работаешь в "Главархиве", чувствуешь, что ты не только занимаешься рутинной работой, но и прикасаешься к культуре своей страны, погружаешься в историю и сохраняешь ее. Это, действительно, очень здорово.
Но, конечно, должны внедряться современные технологии в области СЭД, которые позволяют в полной мере использовать электронные архивы. Должны развиваться портальные решения, которые позволяют использовать распределенные архивы. Вот эти задачи весьма важны.
Помимо электронных архивов, стратегически важным направлением я считаю развитие технологий интеграции. Интеграционные решения позволяют сохранить и эффективно использовать большие массивы сведений, накопленных в уникальных, ранее не совместимых, форматах данных. Современный инструментарий обеспечения интероперабельности включает в себя мощную технологическую и методологическую базу. Выделяют семь уровней интероперабельности. От "нулевого" - "несовместимого" состояния до "шестого" – "концептуального" уровня – т.е. полной совместимости подсистем, образующих единую систему. Практически все современные системы уже достигли первых трех уровней взаимодействия: "техническая", "синтаксическая" и "семантическая" интероперабельность и могут обмениваться информацией в рамках единой телекоммуникационной среды – интранет/интернет на основе единых стандартов XML данных, на основе основных общих классификаторов, словарей. Более сложными для реализации являются следующие три уровня взаимодействия: "прагматическая", "динамическая" и "концептуальная" интероперабельность – что предполагает обеспечение возможности взаимных согласованных действий общающихся систем, взаимодействие в постоянно изменяющейся внешней среде и архитектурное единство систем и подсистем. Как раз внедрение технологий электронных административных регламентов преследует цель четверного "прагматического" уровня – заставить различные информационные системы действовать согласованно, на достижение общей цели – качественного предоставления государственной услуги.
Хочется также сказать, что крайней необходимостью сегодня является создание ситуационных центров, причем необязательно дорогих. Надо научиться создавать маленькие ситуационные центры. Ведь это прежде всего информационно-аналитическое решение для повышения эффективности как стратегического, так и оперативного управления.
В целом, если мы на самом деле перейдем к электронному взаимодействию госорганизаций с гражданами и между собой, то повысится прозрачность и качество обслуживания, снизится количество злоупотреблений. Граждане смогут чувствовать себя действительно защищенными.
CNews: Какие решения вы предлагаете?
Андрей Зотов, Cloud.ru: Облачные платформы становятся основой для масштабирования ИИ-решений
Елена Мамышева: Мы уже 20 лет работаем на рынке муниципальной информатизации Москвы. В состав нашей группы компаний входит НТЦ ИРМ, выходец из Института развития Москвы, активный игрок рынка электронного документооборота.
Среди коммерческих разработок надо упомянуть СЭД "Золушка", которая работает с 1991 года в сотнях организаций. Специалисты нашей группы компаний накопили значительный опыт в сфере документационного обеспечения управления. Сегодня мы создали новое программное решение на самых высокотехнологичных платформах в трехзвенной архитектуре, в активе которого у нас уже четыре истории успешных внедрений.
Если говорить о государственных структурах, мы специализировались на информатизации строительного комплекса. Начиная с 90-х годов, мы внедряли workflow - системы управления в таких структурах, как Мосгосстройнадзор, Мосгосэкспертиза, Москомархитектура, ГлавАПУ, НИиПИ Генплана и в других городских организациях, связанных со строительством. Изначально наши решения были объединены между собой и с единой СЭД при помощи шины данных, построенной на технологиях IBM, и корпоративной телекоммуникационной сети. А дальше мы создали распределенную систему хранилищ данных на технологиях Oracle. В настоящее время практически все взаимодействие в рамках организаций стройкомплекса осуществляется по принципам СОА и веб-сервисов через отраслевой строительный узел – ОСУ СЭВ МЭМ.
Программно-технологическая архитектура
интегрированной системы информационного обеспечения (ИСИО)
строительной отрасли Москвы
Источник: ГК "Системы и проекты", 2010
В прошлом году мы запустили портальные решения для доступа ко всей этой информации. На сегодняшний день этот портал работает пока только для структур правительства Москвы, но в следующем году мы собираемся его открывать для предпринимателей. Есть перспектива создания на основе данного решения "кабинетов инвесторов". Также планируется открыть для граждан интернет-портал для более информативного взаимодействия со строительным комплексом (в настоящее время работает 5 горячих линий, есть возможность онлайн обращений). Я думаю, уже в первом квартале следующего года начнется реализация этих направлений.