Фиксированный WiMAX умер. Что ждет беспроводной ШПД?
Оптимистичные ожидания, связанные с фиксированным вариантом WiMAX, не оправдались и переместились в сторону мобильной версии этой технологии. Операторам фиксированного радиодоступа придется искать пути выживания в условиях грядущего активного строительства мобильных беспроводных сетей – 3G и Mobile WiMAX, а также оптоволоконных сетей в пригородах.В любом случае операторам БШД будет нелегко, и уже есть первые жертвы. По данным Константина Анкилова, по крайней мере, два публичных WiMAX-проекта в России близки к сворачиванию. Основные причины неудач, по мнению аналитика, связаны с тем, что компаниям не удалось привлечь инвестора или договориться с ним, либо получить частоты. Кроме того, акционеры и менеджмент разочаровались относительно возможностей WiMAX (не исключено, что из-за слишком раннего выхода компаний на рынок).
Директор по развитию бизнеса InfiNet Wireless Юрий Писарев заявил, что его компания, заморозила разработки в области WiMAX, сконцентрировавшись на традиционных продуктах БШД операторского класса. Это весьма показательный факт – ведь на оборудовании этого российского производителя построено почти 40% всех сетей БШД в России.
WiMAX: мифы и действительность
Лидирующий в России оператор "Престиж интернет", работающий под торговой маркой "Энфорта", имеет на сегодняшний день около 23,5 корпоративных клиентов БШД со среднемесячным ARPU около 200 долл. Основной бизнес компании развивается динамично – количество среднемесячных подключений корпоративных пользователей составляет более 1600, а число городов присутствия планируется до конца этого года увеличить с сегодняшних 55 до 68.
Как считает технический директор компании "Энфорта" Владимир Шкварин, ожидания, связанные с совместимостью оборудования WiMAX различных производителей, не оправдались. Не удалось, по его мнению, и решить проблему вывода на рынок доступных по цене абонентских устройств. Это как раз и является основной причиной того, что количество частных клиентов беспроводного доступа у "Энфорты", по оценке г-на Шкварина, составляет менее 1% (в основном, это жители коттеджей). Более того, он считает, что радиодоступ для домашних пользователей практически непригоден вне зависимости от используемой технологии. Операторы беспроводной связи просто не могут конкурировать с провайдерами проводной связи, которые предоставляют пакеты услуг Triple Play (интернет, ТВ и телефония в "одном флаконе"). Примечательно, что "Энфорта" имеет порядка 9 тысяч абонентов – частных лиц, которые подключены преимущественно "по проводам".
Кроме того, оказалось, что такое рекламируемое всеми преимущество WiMAX как работа в условиях непрямой видимости (NLOS, non-line-of-sight или near-line-of-sight) – на практике, похоже, оказалось не более чем маркетинговой уловкой. В самой "Энфорте" режим NLOS не используется, так как абоненты, которые находятся не в прямой видимости от базовой станции, сильно перегружают сеть. По словам Владимира Шкварина, при большом количестве таких абонентов (более 20 в расчете на один сектор базовой станции), возможны перебои в работе сети. А расширение емкости значительно увеличивает затраты оператора, резко снижая рентабельность всего проекта. Тем не менее, сравнивая системы WiMAX и pre-WiMAX, технический директор "Энфорты" признал, что технология WiMAX несомненно обладает рядом преимуществ. А именно – имеет более высокую спектральную эффективность, более широкие возможности по управлению качеством сервиса (QoS) и пр. Однако просто менять существующее оборудование pre-WiMAX на WiMAX г-н Шкварин операторам не советует. По его мнению, применять оборудование WiMAX разумно в том случае, если строятся новые сети.
Одну из таких сетей, причем первую в стране в мобильной версии WiMAX, построила к сентябрю этого года ранее неизвестная компания "Скартел" в Москве и Санкт-Петербурге. Сеть, состоящая из примерно 150 и 80 базовых станций в этих городах соответственно, работает в режиме тестовой эксплуатации. Эксперты сомневаются в реализации амбициозных планов нового игрока (1000 базовых станций к концу 2008 года), но по информации Константина Анкилова 800 станций уже находятся на складе.
Оборудование
Одним из серьезных сдерживающих рынок БШД факторов стала реформа российского регулятора. Из-за реструктуризации бывшего Мининформсвязи был заторможен процесс сертификации оборудования, принятия необходимых правовых актов и пр. В частности, по словам технического директора московского представительства Proxim Wireless Константина Ледовского, оборудование компании, рассчитанное на диапазон частот 60 ГГц, планировалось сертифицировать в России к концу августа этого года, однако по указанной выше причине этот процесс пришлось приостановить. Впрочем, это не помешало Proxim Wireless анонсировать ряд своих новинок - в сегментах P2P (point-to-point, точка-точка), P2MP (point-to-multipoint, точка-многоточка) и в сегменте ячеистых сетей WiFi Mesh.
На рынок БШД устремились гиганты мирового телекоммуникационного рынка. Менеджер по развитию бизнеса WiMAX с операторами связи компании Cisco Systems Юлия Андрианова напомнила, что компания Cisco вышла на рынок WiMAX после приобретения небольшой компании Navini Networks, которая привлекла покупателя своими уникальными техническими решениями в этой области. Речь, в частности, идет о так называемой технологии "интеллектуального формирования луча" (Smart Beamforming) с антеннами MIMO. Благодаря этой технологии, как показала г-жа Андрианова, капитальные и эксплуатационные затраты операторов могут быть значительно снижены.
Массовый рынок частных лиц и малого бизнеса (SOHO) – вот о чем мечтают операторы беспроводных сетей. По оценке Николая Гузакова каждый "физик" добавит к стоимости компании более 1000 долл. исходя из его ARPU в 60 долл. При этом стоимость терминального оборудования для частных пользователей в отличие от корпоративных является весьма критичной. И эта стоимость, по мнению г-на Гузакова, должна быть сопоставима с ценой мобильного телефона. А операторское оборудование должно обеспечивать низкие затраты на монтаж и простоту установки и эксплуатации. На все это претендует оборудование компании DreamAccess – цена терминала составляет 7 000 руб., а базовой станции – 30 тыс. руб.
Тем временем другой отечественный производитель InfiNet Wireless, который доминирует на российском рынке оборудования БШД, перевел все свое оборудование на собственную аппаратную платформу повышенной надежности и производительности с расширенными функциональными возможностями. Среди них - поддержка двух портов Ethernet, расширенный температурный диапазон на абонентской платформе, питание 12-48 В, поддержка технологий MIMO и Wi-Fi и пр. До конца 2008 года компания планирует выпустить базовые станции с интегрированной антенной, оборудование MIMO с мощностью 300 мВт и в диапазоне частот 6050-6425 МГц и пр.
Ахиллесова пята БШД
Вопросы частотного регулирования – своеобразная ахиллесова пята российского рынка БШД. Эта проблема поднимается практически на каждом мероприятии, связанном с беспроводными сетями, и прошедшая БЕСЕДа не стала исключением. Дмитрий Ларюшин из компании Intel с сожалением констатировал, что "сложность и непрозрачность процесса получения радиочастотного ресурса усложняет оценку рисков и объемов инвестиций, необходимых для развертывания сетей БШД".
"Как играть по правилам, которые постоянно меняются и, порой, противоречат здравому смыслу?" – спрашивает первый заместитель начальника АНО "РЧЦ МО" Юлия Волкова на первой странице своей презентации. Она отметила, что проблемы с частотами возникают не только у операторов беспроводного широкополосного доступа, но и у участников рынка цифровой профессиональной радиосвязи, цифрового телевидения и радиовещания, а также у операторов сотовой связи. По мнению г-жи Волковой операторам зачастую проще построить сеть, чем получить все необходимые разрешения, согласования, заключения, лицензии, свидетельства, декларации и сертификаты.
И без того очень внушительный список "посредников" между "продавцом" и "клиентом" расширятся. На сегодня это Минкомсвязи, ГКРЧ, Россвязь, ФГУП "Главный радиочастотный центр", Роскомсвязьнадзор, Минобороны, ФСО и ФСБ, а также Росприроднадзор, Росстрой, Роспотребнадзор, Ростехрегулирование, таможня.
При этом покупка готовой компании "с частотами", по словам Юлии Волковой, решает проблему далеко не всегда. Разрешения у покупаемой компании могут быть получены на несуществующее оборудование, они могут быть временными, для технологической сети, без необходимых согласований и пр. Каждая проблема с получением частот уникальна, и готовых рецептов по ее решению не существует, считает г-жа Волкова. По ее мнению изменить ситуацию с российским частотным регулированием в лучшую сторону нельзя, и приходится играть по существующим правилам.
По каким сценариям будет развиваться рынок фиксированного БШД в ближайшей перспективе? Наиболее вероятно, что он так и останется нишевым сегментом, нацеленным в основном те компании, которые все еще удалены от проводной инфраструктуры, или которым выгоднее использовать беспроводные решения. При этом не исключено, что с развитием проводной инфраструктуры и этот рынок для провайдеров БШД начнет сужаться, и они станут терять долю на рынке. Массовый же рынок интернет-доступа, по всей видимости, захватят операторы сотовой связи, которые в дальнейшем будут конкурировать (а затем, возможно, и поглощать) провайдеров услуг на базе мобильного WiMAX. В любом случае битва за клиента на рынке беспроводного доступа в России обещает быть жаркой.