Разделы

Наука Бизнес Техника Цифровизация Инфраструктура

Фотопринтеры меняются на глазах

Еще два года назад, когда массовое распространение цифровых камер только начиналось, фотопринтеры выступали как периферийные устройства персонального компьютера и в основном использовались для печати отсканированных фотографий и картинок из интернета. Тогда большинство специалистов склонялись к тому, что от универсальных принтеров их отличают, прежде всего, лучшие технические параметры, которые позволяют добиться лучшего качества отпечатка. Но теперь возможности и потребительские свойства этих устройств существенно изменились. Анализ изменения основных потребительских свойств фотопринтеров на российском рынке провела компания ITResearch. Можно даже сказать, что производители, выпустив первые модели фотопринтеров, нанесли упреждающий удар, предугадав бурное развитие тогда лишь зарождавшегося нового потребительского сегмента и новых потребностей, связанных с печатью цифровых снимков. Если сегодня посмотреть на товарное предложение в сегменте струйных принтеров, то сразу заметно, что этот класс устройств производители выделяют чуть ли не в приоритетное направление. Во втором полугодии 2002 г. на рынке присутствовало более 20 актуальных моделей фотопринтеров против всего 10 в 4-м кв. 2000 г. Что же сейчас главное в характеристиках моделей?

Высокое разрешение, ранее основной параметр, – это сейчас признак топ-модели, а не обязательно фотопринтера. Причем достигается оно — независимо от того, есть в названии модели приставка «фото» или нет, — только на специальной фотобумаге. Сейчас практически любой струйный принтер при работе в режиме высокого разрешения может печатать фотографии, только с меньшими удобствами для пользователя. Основными же атрибутами, отличающими фотопринтер от универсального струйника, стали дополнительные интерфейсы (для совместимости с картами памяти цифровых камер), возможность печатать с принтера напрямую, без участия компьютера и (в более продвинутых моделях) ЖК-экран для просмотра и редактирования изображения.

Вдобавок ко всему этому, существенно изменились позиции фотопринтеров на рынке. Увеличилась номенклатура предложений, сам рынок вырос – если два года назад фотопринтеры давали 5% всех продаж струйников, то теперь их доля составляет уже около 8%. Анализируя изменение стоимости фотопринтеров, можно отметить, что радикального снижения цен на них не было. Производители стараются сохранить цены на прежнем уровне — правда, возможности, которые можно получить за ту же сумму, расширяются. Для потребителей пока это проходит безболезненно, в основном все добавляемые «навороты» оказываются к месту.

Новшества в основном касаются более удобного использования фотопринтера совместно с цифровыми камерами, которые за последнее время стремительно подешевели. Трехмегапиксельные камеры (это минимальное разрешение для получения качественной фотографии при печати) в настоящее время стоят $300–400. Фотопринтер перестает быть периферией только компьютера, очень часто он используется как автономный аппарат, сопряженный с цифровой фотокамерой. Таким образом, реальное развитие рынка опередило даже самые смелые оценки экспертов, высказанные два года назад. Каковы же перспективы фотопринтеров сегодня?

Дополнительные возможности

Что, прежде всего, повлияло на столь бурно развитие фотопринтеров? Несомненно, развитие ИТ: рядовые пользователи сейчас уже не боятся компьютера и не «шарахаются» от всего, что с ним связано. Они понимают, что необходимо печатать документы, и покупают лазерные принтеры. В то же время у многих появились цифровые фотокамеры, накопился большой архив оцифрованных изображений, которыми хочется поделиться, подарить знакомому. Для этих нужд идеально подходят струйные фотопринтеры, последние модели которых как раз и «заточены» под владельцев цифрового фото.

Если раньше производители в своих определениях фотопринтеров оперировали различными техническими параметрами, делая упор на разрешение, то теперь, когда фактически любой современный струйный аппарат выдаст картинку с фотографическим изображением, на первый план стали выходить дополнительные возможности. «Под определение фотопринтера попадают устройства, не только обеспечивающие высочайшее качество печати фотографий, но и обладающие расширенными сервисными возможностями, – говорит Ольга Подколзина, продукт-менеджер представительства Epson. – При равных технических параметрах фотопринтер, несомненно, должен уметь что-то еще, что будет интересно пользователю».

Сходной точки зрения придерживаются и представители Canon и HP, добавляя лишь, что для фотопринтеров поставляется специальное ПО, как для установки на компьютер, так и уже «вшитое» в сам принтер, которое обеспечивает функции просмотра и редактирования изображений, если устройство оборудовано ЖК-экраном.

До недавнего времени рядовой пользователь, покупая принтер для дома, ориентировался на универсальность устройства: чтобы можно было, с одной стороны, печатать текстовые документы, а с другой - цветные иллюстрации и фотографии. Первую потребность, без сомнения, обеспечивают лазерные принтеры, они для этого почти идеальны, – на стороне такого решения и высокое качество, и необременительность в расходах. Но серьезный недостаток лазерных устройств - невозможность печатать в цвете (во всяком случае, у недорогих настольных аппаратов). Зато струйный принтер отвечает обеим потребностям, только его эксплуатация обходится дороже. Использование же фотопринтера и вовсе ассоциируется с заоблачными расходами. Так ли это?

Взглянув на характеристики предлагаемых моделей, можно ответить и да, и нет. Есть, конечно, недорогие фотопринтеры, например, Epson Stylus Photo 830, которые по экономичности близки low-end-моделям универсальных струйников стоимостью 50–70 долл. Еще один пример — принтеры HP PhotoSmart 130 и 230, которые имеют только цветные картриджи, в их свойствах вендор даже не обозначает характеристик, относящихся к монохромной печати. Другое дело — мощные дорогие модели, в которых, как в принтере Epson Stylus Photo 950, есть даже второй черный картридж, для увеличения скорости и снижения расходов при черно-белой печати.

Общее мнение все же, пожалуй, достаточно точно выразил Григорий Зарайский, начальник отдела маркетинга представительства Canon: «Вполне естественно приобретать фотопринтер для печати, прежде всего, фотографий. В то же время совершенно нормально печатать на фотопринтере и черно-белые документы, если это необходимо. Другое дело — целесообразность использования, тут должен присутствовать здравый смысл». Как мы видим, печать фотографий - это не единственное, что могут фотопринтеры. Если четко не ориентироваться на покупку модели low-end, то вполне можно подобрать универсальное устройство и в этом сегменте, которое будет совмещать в себе и высокое качество отпечатка, и невысокую стоимость эксплуатации.

Но все же фотопринтеры - это не рабочие лошадки, в особенности массовые недорогие модели. Они рассчитаны на ограниченный объем печати. Хотя заметим, что печатать большое количество фотографий нецелесообразно, да и ненужно. Как правило, при традиционной фотографии, когда мы отдаем проявлять пленку, заказывается печать всех получившихся кадров (т.е. тех, на которых что-то есть). Другое дело, что именно на них получилось: неудачный ракурс, эффект «красных глаз», плохое освещение при съемке — вот далеко не полный перечень, который может разочаровать нас при получении отпечатанных в фотолаборатории снимков. Чаще всего на пленке бывает не такой уж большой процент фотографий, которыми можно гордиться, поместить в семейный альбом и показывать знакомым. Участь остальных - пылиться в коробке (в лучшем случае) или вовсе быть уничтоженными. При цифровой съемке это невозможно в принципе. Уже при фотографировании вы на ЖК-экране фотоаппарата видите результат. Кадр можно переснять или сохранить в памяти. Потом цифровой каталог, конечно, проходит еще один отбор, при котором отсеиваются неудачные кадры, но это уже менее болезненно, вы за них не заплатили в печатном салоне, а просто удалили из памяти компьютера.

Оксана Мелехова, Минздрав Пермского края: Качественный перезапуск МИС поможет перейти на новый уровень цифровизации
Цифровизация

Разрешение не играет роли

Еще два года назад мы отмечали бесперспективность движения в сторону увеличения разрешающей способности струйных принтеров (уже при разрешении 2400х1200 точка/дюйм человеческий глаз практически не различает зернистости изображения, и дальнейшее увеличение разрешения бессмысленно). Тем не менее, летом и осенью 2002 г. были анонсированы принтеры, печатающие с максимальным разрешением 4800х1200 (5760х1440) точка/дюйм. Выглядит это, скорее, как удачный маркетинговый ход. С одной стороны, утверждается, что главное для фотопринтеров - это различные сервисные возможности, а с другой - тут же выпускаются принтеры со сверхвысоким разрешением и звучат призывы к обновлению устаревших моделей. Это как с процессорами – заоблачные частоты в несколько гигагерц заставляют потребителей обновлять конфигурации своих компьютеров, хотя на самом деле для повседневной работы и обычных задач достаточно систем двухгодичной давности. Интересно, увидим ли мы дальнейшую «гонку dpi», по аналогии с сегментом компьютеров?

Но все же, по мнению представителей компаний-производителей, увеличение разрешения несколько улучшает качество отпечатков. «Конечно, вдвое лучшее качество изображения вы не получите, но при большей плотности точек улучшается полутонирование. Другое дело, что разрешение - это сейчас не главное. Например, при использовании режима PhotoRet на принтерах Hewlett-Packard реальное разрешение всего 600х600 точка/дюйм, и при этом без специальных средств даже профессионал не отличит отпечаток от фото, сделанного при high resolution (4800х1200 точка/дюйм). Хотя и такой режим в наших принтерах предусмотрен. Использование же технологии PhotoRet позволяет к тому же добиться более высокой скорости печати», – отмечает Вячеслав Иващенко, менеджер по маркетингу розничных продуктов Hewlett-Packard. И хотя теперь фотопринтеры HP - это уже шестицветные аппараты (раньше они, независимо от предназначения, печатали четырьмя цветами), как мы видим, на общую стратегию это не повлияло. Компания HP считала и считает, что главный результат – качественный отпечаток, а не то, какими средствами он получен.

Технология развилась до такой степени, что уже неважно, четыре цвета или шесть формируют изображение, насколько высоко разрешение, — все это второстепенно, а нюансы определит только профессионал. Важно иметь товарные предложения, оптимальные для различных пользователей.

Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация

Самодостаточное устройство

Очевидно, что термин «фотопринтер» неотрывно связан с цифровыми камерами, одно без другого сейчас практически немыслимо. Снимая цифровой камерой фотографии, их печатают на фотопринтере, и наоборот, печатаемые на принтере фото в подавляющем большинстве случаев были сняты цифровой камерой. Еще два года назад мы отмечали эту тенденцию сближения. Тогда многие вендоры, да и представители дистрибьюторов, подтвердили, что иногда продают эти устройства вместе, в одном заказе. Широкого распространения эта практика не получала из-за достаточно высоких цен на принтер и камеру по отдельности, не говоря уже о комплекте. Сейчас, когда стоимость этих устройств снизилась, такой подход стал более актуален – приличный «бандл» можно купить менее чем за $500.

Одновременно стало заметно отдаление фотопринтера от компьютера, зачастую он выполняет функцию интерфейса между цифровой камерой и ПК, став этаким «картовводом» для карт памяти. Хотя в принципе можно и вовсе отказаться от компьютера. Большая часть устройств на рынке снабжена собственным ЖК-экраном, используемым для просмотра и даже простейшего редактирования изображения. Этого вполне достаточно для выбора снимка и его печати. Надо просто соединить фотокамеру и фотопринтер напрямую или же вставить в него карту памяти. Возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, что фотопринтер будет периферией уже не персонального компьютера, а цифровой фотокамеры.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что фотопринтеры действительно постепенно занимают в нашей ИТ-жизни значимое место — даже обмениваясь по электронной почте или выкладывая на сайт цифровые фотографии, мы непременно хотим еще что-то подержать в руках. Ведь тот же компьютер или даже ноутбук не будешь таскать за собой везде. А пока, быть может, из-за сложившихся стереотипов и привычек, которым мы следовали большую часть жизни, мы будем превращать фотографии в твердую копию. И для этого нам непременно нужен «печатный станок» – будь то фотолаборатория или что-то более удобное, например, фотопринтер дома, где можно почувствовать себя еще и немного художником.

Прочитать полную версию статьи «Новый имидж. Потребительские свойства фотопринтеров изменились», «Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия«, весна 2003 г., стр. 74–76