Французское чудо Triple Play – скоро в России?
После устранения монополии на рынке телекоммуникаций Франции и популяризации услуг Triple Play (интернет, IP-телефония и IP-телевидение) страна вышла в европейские лидеры по распространенности скоростных соединений. 75% пользователей интернета во Франции пользуются широкополосными линиями. Возможно, что с демонополизацией российского телекома подобное чудо произойдет и в России."Франция, как Великобритания и Германия, открыла свой монополистический телекоммуникационный рынок для конкурентов. Результаты оказались грандиозными", - сказал Джеймс Белчер (James Belcher), старший аналитик eMarketer и автор нового доклада "Французские соединения: триумф Triple Play". "France Telecom сейчас делит рынок с более проворными DSL провайдерами, предлагающими телефонию (VoIP) на базе широкополосной связи и телевидение по интернет-протоколу (IPTV) за меньшую цену". Доля широкополосных линий во Франции начала стремительно расти после либерализации рынка связи в 2004 году, и достигла трех четвертей.
Пользователи широкополосного доступа во Франции,
ADSL | 5062,8 | 6105,2 | 6831,2 | 7369 | 7900 |
Кабель | 433,6 | 454 | 495,6 | 519,4 | 530 |
Другие высокоскоростные (WLL, оптоволокно и т.д.) | 3,4 | 3,2 | 4,3 | 5 | 5 |
Всего | 5498,7 | 6536,6 | 7330 | 7893,2 | 8435 |
Источник: Autorite de regulation des communications electroniques ed des postes (ARCEP), 2005
Благодаря новому конкурентоспособному рынку, три французских широкополосных провайдера входят в десятку крупнейших в Западной Европе. France Telecom подсчитала, до 40% всех французских потребителей к концу года будут пользоваться интернет-телефонией (VoIP). В мировом масштабе, по прогнозам Insight Express, спрос на VoIP будет устойчиво расти, а оборот рынка достигнет $100 млрд. к 2012 году.
Прогноз мировых доходов VoIP с 2005 по 2011 ($ млрд.)
| ||
| ||
| ||
| ||
Примечание: совокупный годовой темп роста (CAGR) с 2005 по 2011 = 3% |
Источник: Insight Research, июнь 2005
Высокий процент проникновения и быстрый рост популярности широкополосной связи ведут к ускорению внедрения новой технологии телевещания (IPTV), использующей протокол IP. Тенденция наблюдается не только во Франции, но и в других западноевропейских странах с растущим рынком скоростного интернета. Укоренившиеся провайдеры Бельгии, Великобритании, Испании, Италии и Швейцарии, владеющие ключевыми мощностями, уже ввели в эксплуатацию услугу IPTV или планируют это сделать в нынешнем году. Как и в случае с France Telecom, их вынуждает к этому конкуренция.
Абонентов IPTV, тыс. | Доля абонентов IPTV от общего числа абонентов широкополосной связи | |
1. FastWeb (1) | 165 | 25,6% |
2. Free (2) | 159 | 11,0% |
3. France Telecom | 142 | 3,6% |
4. Telefonica (3) | 123 | 5,1% |
5. HomeChoice (3) | 34 | 100% |
6. Neuf Telecom (2) | 20 | 3,7% |
7. Belgacom (4) | 10 | 1,1% |
8. Kingston Communications (5) | 4 | 4,1% |
9. Broadbands Bolaget (6) | 2,3 | 1,0% |
10. Telia Sonera | - | - |
Примечание: (1) Подсчёт e-Media Institute, (2) только абоненты платного пакета ТВ, (3) данные по IPTV октябрь 2005, (4) общее число абонентов на июнь 2005, (5) IPTV – январь 2005; (6) только абоненты каналов Viasat на апрель 2005 |
Источник: e-Media Institute, декабрь 2005 года
Multimedia Research Group предполагает, что в течение двух лет IPTV будет испытывать взрывной рост по всему миру. Мировой доход рынка в 2008 году достигнет $7,2 млрд. против $640 млн. в 2004. В прогноз включены профессиональные сервисы и сервисы системной интеграции, продажа сеттопов (приставок) для IPTV, других конечных устройств видео, серверов видео по запросу, промежуточного программного обеспечения, оборудования доступа и систем защиты контента. Прогноз был дан в марте 2005 года.
"Повсеместный переход на IP-сервисы несет в себе ряд технологических и конкурентных вызовов, но также и возможности продавать большее, чем просто ТВ или пакеты телефонной связи", - считает Белчер.
Другие страны пристально смотрят на французский рынок, чтобы понять, как комбинация цена/функциональность ведет к лидерству в быстро меняющейся среде с жесткой конкуренцией. По словам Белчера, следующие несколько лет провайдеры будут пытаться обогнать друг друга, предлагая пакеты Triple Play как можно большему числу абонентов. "Франция, предположительно, возглавит процесс, хотя другие страны, например, Китай, в конечном счете обгонят ее по абсолютным цифрам."