Разделы

Маркет

Golden Telecom: на рынке еще много места для роста

Смена основного инвестора, сильные результаты первого квартала, открытие в Москве первого в России профессионального data-центра - эти неординарные события привлекли к телекоммуникационному холдингу Golden Telecom повышенное внимание всех участников рынка. Подробнее о стратегии компании в постоянно меняющихся условиях рынка CNews.ru рассказал Сергей Лихарев, коммерческий директор Golden Telecom. Судя по результатам первого квартала, объявленным Golden Telecom, развитие телекоммуникационного бизнеса и интернет-услуг в России идет стремительными темпами. В какой степени увеличение доходов связано с верными действиями сотрудников компании, и в какой - с общим ростом рынка?

Я думаю что 50 на 50. Явно есть фактор роста рынка. Россия в очередной раз оказалась непохожа на весь остальной мир, где доходы телекоммуникационных компаний и поставщиков оборудования падают, и их акции падают. В первую очередь, это происходит потому, что рынок подобных услуг на Западе оказался достаточно насыщенным, и большой рост, происходивший там некоторое время назад, во многом генерировался известным "интернет-пузырем", массовым умопомешательством людей. Сейчас пузырь сдувается, но окончательно, естественно, не лопнет. Все вернется на некоторую реальную величину, потому что достоинств современных коммуникаций никто не отменял, и интернет никто не отменял.

Еще есть куда "сдуваться"?

Трудно сказать. Мне кажется, что ситуация стабилизируется. Вот NASDAQ немного подрос. Я думаю, что уже скоро все успокоится. Кто должен был умереть - тот умер сразу. В крупных компаниях еще кое-что "облетит" в течение ближайших нескольких месяцев. Никому не хочется жить в условиях кризиса, поэтому все стабилизируется достаточно быстро.

В России такого массового пузыря не было, и взрываться нечему, поэтому до уровня, до которого откатит Запад, нам еще расти и расти. До такой насыщенности рынка и телекоммуникаций, и интернета, и связанных с этим услуг нам еще очень далеко, поэтому мы наблюдаем рост. Ну, и действия самой компании, конечно, тоже вносят свой вклад в положительную динамику. Осваиваем рынки новых услуг, делаем приобретения. Мы отнюдь не стоим на месте.

Провайдерский бизнес напрямую зависит от числа пользователей. Каковы ваши прогнозы роста аудитории Сети в России?

Это не моя епархия, поэтому я буду осторожен в оценках. Могу только сказать, что в нашей компании за 2000 год число пользователей выросло в полтора раза без учета слияний и поглощений. Это те, кто платит свои реальные деньги. В этом году не уверен, что рост будет такой же стремительный, но десятки процентов точно будут. Рост очень приличный.

Как вы оцениваете сложившееся положение на российском рынке интернет-коммерции и его перспективы? Комментарии по этому поводу разнятся от прогнозов скорого прекращения деятельности даже ведущих интернет-компаний, до предчувствия инвестиционного бума в этом секторе.

Про инвестиционный бум я бы не говорил вообще. Надеюсь, что мозги у многих вправились всерьез и надолго. "Бумировать" никто не будет. Будут вкладывать в нормальные проекты с проработанным бизнес-планом, с понятной бизнес-моделью. Схема "мы сделаем все бесплатно, а когда-то потом начнем брать за это деньги" - никого уже не интересует. Нормальные проекты еще будут появляться, но поскольку бизнес-модели еще не отработаны, таких проектов будет мало. Во всяком случае, о буме я бы уже не говорил.

Привлечение же инвестиций в отдельные, хорошо проработанные проекты будет. В частности, в проекты по электронной коммерции, как на рынке конечных пользователей, так и на рынке В2В. Я бы отнюдь не закрывал потенциал консьюмерской электронной коммерции. Оказалось, что все не так здорово, как обещали горе-аналитики, но магазины работают, продажи идут, говорят, что кто-то уже близок к "черным цифрам" (в западных отчетах о прибылях и убытках положительные цифры пишутся черным, а отрицательные - красным, - прим. ред.).

Возьмите Amazon.com. Основная причина того, что они были убыточными - "массовое умопомешательство", которое заставляло их вкладывать безумные деньги в привлечение новых посетителей. Уверен, что если бы они не лезли в эту игру и изначально занимались только совершенствованием своего бизнеса, то гораздо быстрее стали бы прибыльными. Выходить на прибыльность мешал "пузырь". Инвестиции в какие-то дурацкие направления рекламы очень часто излишни в бизнесе. Нужно было изначально понять, что ты занял приличную для себя долю рынка и начинать получать прибыль. Поэтому, я думаю, наиболее перспективные проекты и на Западе, и у нас выползут на показатели доходности очень быстро.

Все будет зависеть от профессионализма бизнеса: нормальная логистика, нормальный учет товаров, нормальные акции продвижения. То есть туда придут профессионалы торговли. Вот то что мы уже сейчас видим на западном рынке. Слияние традиционного сектора с онлайновым, безусловно, будет происходить и в России. Именно этим компаниям понадобятся услуги нашего недавно открытого data-центра (центра интернет-услуг). Потому что за ними будут стоять реальные деньги, реальные посетители. Тем более, услуги качественного хостинга будут важны в секторе В2В, где каждый посетитель куда более важен, чем в В2С. Ведь если из-за сбоя сети вы потеряли клиента, покупающего 2 книжки и один компакт-диск - это плохо, конечно, но не смертельно, в то время если у вас за заказом стоит фура с товаром, которая должна уйти из Москвы во Владивосток, то это совершенно другой уровень возможных потерь. Поэтому именно этот сегмент мы считаем наиболее важным для себя и надеемся привлечь участников этого рынка в наш data-центр.

Далее, естественно останется портальный бизнес. Он "сдуется", но порталов как таковых тоже никто не отменял. Хотя, скорее всего, и здесь придется скорректировать бизнес-модель. Нельзя будет надеется только на рекламу, назревает необходимость увеличения доли платных услуг на таких серверах. Вот Yahoo! уже озабочена этой проблемой. Я практически уверен, что это будет происходить и в России. Не скажу, какова будет доля платных услуг. Будет ли она большой? Не думаю, что это кто-то вообще может сейчас обоснованно сказать. Будут пробы и ошибки. Кто-то первым введет плату, от него, конечно, отшатнутся, потом за счет качества вернутся...Порталы, по моему мнению, будут вводитьуслуги коммерции, и у нас уже были переговоры с такими портальными бизнесами о продаже через них наших потребительских продуктов, например, телефонных карточек. В этом случае все подобные бизнесы, скорее всего, будут прибегать к услугам профессионального хостинга, в центрах, подобных нашему.

Следующее крупное направление - В2В. Мы сами создаем системы в этой области и занимаемся этим очень активно. Через одну из таких наших систем для российского заказчика только в тестовом режиме уже проходит транзакций на сумму более миллиона долларов в месяц. У нашего клиента широкая дистрибьюторская сеть в России, и данный проект - часть их системы управления отношениями с заказчиками (CRM), позволяющей дистрибьюторам размещать заказы и отслеживать их прохождение. Система сделана с нуля нашим подразделением. Когда тестирование будет закончено, объем сделок будет на порядок больше. Такого рода компаний в России много. Все они потенциальные клиенты нашего data-центра.

Расскажите подробнее об этом проекте. Какова роль ваших услуг не с технологической точки зрения, а с позиций бизнеса?

Услуги хостинга делятся на три вида: colocation, выделенный (dedicated) и виртуальный хостинг. Colocation - это когда владелец определенного интернет-ресурса размещает свою собственную техническую базу и программное обеспечение в data-центре и поддерживает этот веб-сайт не у себя в офисе, а "на чужой территории". В первую очередь, естественно, речь идет о территории интернет-провайдера. По нашему глубокому убеждению, такая услуга нужна тогда, когда веб-сайт начинает играть заметную роль в бизнесе компании. В первую очередь - это большой поток посетителей сайта и в основном это относится к портальному типу бизнеса, когда за каждым посетителем стоит некая "денежка", приходящая либо от рекламных платежей, либо получаемая каким-либо иным путем.

Однако, помимо необходимости поддерживать значительный поток посетителей,есть ряд других факторов, приводящих к необходимости профессионального хостинга. Например:
  • стоимость каждого посещения сайта становится значительной для компании;
  • внедряется система реальных электронных платежей;
  • появляется необходимость высокой конфиденциальности информации, которая либо скачивается с этого сайта, либо получается от посетителя;
  • встает необходимость внеофисного резервирование данных, на случай стихийного бедствия, техногенной катастрофы и т.д.
Последнее (резервирование), напрямую к интернету не относится, но имеет большое значение для компаний на Западе и, скорее всего, будет приобретать все большее значение и в России.

Таким образом, присутствие одного из этих факторов, либо присутствие нескольких в определенной комбинации (что чаще) говорит о том, что необходимо специализированное помещение (защищенное от опасности быть залитым при прорыве канализации, повреждении здания и т.д.), климат-контроль, производительные серверы, высокоскоростные каналы связи и профессиональный сервис. Это нужно, чтобы бизнес не рухнул. В принципе, все перечисленные составляющие центра можно попытаться реализовать в своем собственном офисе, но ясно, что каждой фирме, особенно если интернет-направление является важным, но не таким уж гигантским, делать это все для себя индивидуально - неразумно. Поэтому возникает идея разместить свой сервер, поддерживающий сайт, где-то еще - в месте, где это самое уже есть. И вот эта услуга называется colocation.

Выделенный (Dedicated) хостинг - это практически то же самое, что collocation, только серверное оборудование для сайта заказчика также предоставляет провайдер. Соответственно, клиенту не нужно инвестировать значительные средства не только в помещение, каналы связи и т.п., но и в "железо" и базовое ПО - все это предоставляет та фирма, у которой вы собираетесь размещать сайт.

Виртуальный хостинг предполагает размещение на одном сервере сразу нескольких сайтов.

Следует сказать, что, строго говоря, услуги хостинга существуют на рынке уже давно. И, по крайней мере, все ведущие интернет-провайдеры их предоставляют. Но очень большой минус в том, что чаще всего при этом клиентское оборудование размещается в обычных технологичных помещениях самой компании. То есть, вот у меня стоит мое серверное оборудование, тут же мое телекоммуникационное оборудование, тут же мои инженеры ходят, тут что-то еще - и я рядышком где-то воткнул сервер нового клиента. Вот в таком виде хостинг существует в России давно. То, что мы сделали сейчас, -это принципиально другой подход. Наш центр интернет-услуг целиком отделен от технологических помещений самой компании, и они связаны между собой только телекоммуникационными "пуповинками". В таком виде эта услуга - уникальна в России.

Строительство вашего data-центра было начато еще летом 2000 года, в период, когда интерес к интернет-экономике был гораздо выше, нежели сейчас. Когда вы планируете достичь полной загрузки проектной мощности центра?

Не знаю. Такие объемы, которые мы планировали изначально, конечно, во многом были стимулированы оценками перспектив "дот-комов", которые предполагались основными потребителями услуг центра. Конечно, их стало сейчас на порядки меньше. Сегодня для своего центра мы видим два типа клиентов. О первых, оффлайновых компаниях, которые выводят часть своего бизнеса в интернет, я уже рассказал, но проблема в том, что этим компаниям не нужно много ресурсов. Обычно для их проектов достаточно два-три слота ("юнита") в стойке. Клиенты же второго типа - российские "дот-комы" любили занять по пять - по десять стоек (в стойке 47 юнитов). Чего там, деньги не свои - инвесторские, давайте сейчас хапнем побольше. Понятно, что все наши 200 стоек забить одноюнитовыми машинами в ближайшее время не удастся. Порталов стало меньше. Самый большой - Порт.ру, который после объединения с NetBridge целиком переехал на наши площади, занимает 10 стоек. Когда мы заполним проектные мощности - не знаю. Именно потому, что мы не знаем, какое соотношение будет между этими двумя типами клиентов. Порталы, конечно, останутся. Ряд западных информационных систем сейчас очень активно стучатся к нам, и скорее всего мы тоже с ними подпишем договоры. Они возьмут по несколько стоек.

Я бы поставил вопрос несколько по-иному. Нам не так важно забить его весь. В конечном итоге, нам важно надо окупить все вложенные инвестиции (по текущим-то расходам, мы уже сейчас вполне окупаемся). Это вопрос действительно сложный. Много денег было вложено, и когда их удастся вернуть - вопрос.

Выходит, что бизнес-план был пересмотрен?

Я бы сказал иначе. Бизнес-план сейчас находится в стадии пересмотра. Мы не можем сказать, что вот ранее у нас были показатели такие, а теперь мы все пересчитаем с новыми показателями. Рынок еще не "устаканился" ни на Западе, ни у нас, чтобы мы могли сказать: вот ранее план окупаемости был 3 года, а теперь - 10 лет. Мы не стремимся это сделать немедленно, потому что мы еще очень мало знаем о поведении рынка в новых условиях. Это новая услуга, и она значительно отличается от того, что было раньше. Поэтому мы только щупаем этот рынок.

Какова структура продаж в центре сейчас, и как, на ваш взгляд, она будет изменяться в ближайшем будущем?

Всего в data-центре сегодня около 800 клиентов, включая виртуальных. Из них 5 работают по схеме выделенного хостинга, 15 - colocation, остальные пользуются виртуальным хостингом. Что же касается объемов потребляемых ресурсов, то, понятно, что тут картина иная: очевидно, что dedicated и colocation занимают значительно больше места и приносят значительно больше денег, чем виртуальный хостинг, и эта тенденция, безусловно, сохранится.

Что же касается будущего, то все зависит от того, насколько быстро у компаний, делающих бизнес в интернет, пропадет предубеждение против размещения оборудование не у себя в офисе, а у профессионального провайдера. Ну вот уйдет это сомнение: "как же это так: вот я возьму свой любимый сервер и отнесу куда-то к дяде, а он еще непонятно что с ним сделает". Обычно такое решение быстрее созревает у бизнес-ориентированных, а не у "технологических" компаний. Принимая решение о выводе части своего бизнеса в интернет, они практически сразу понимают, что делать это у кого-то выгоднее, чем сначала делать все свое "с нуля". Поэтому весь вопрос в том, как быстро подход к Интернету изменится с "технологического" на "бизнесовый". Когда это произойдет в массовом порядке, точно сказать сложно, но думаю, что скоро.

Совсем недавно Golden Telecom объявил о покупке нескольких интернет-проектов в Рунете. Можно ли говорить о том, что достигнутая консолидация интернет-ресурсов является достаточной, или в ближайшее время мы можем стать свидетелями новых приобретений?

Мы отнюдь не закрыли тему приобретений. Мы будем продолжать расширять свои контентные и сетевые ресурсы, но при этом будем, как всегда, комбинировать и действовать в зависимости от ситуации: либо органический рост, либо приобретения. Получится что-то сделать органически, что у нас является приоритетным направлением, -будем расти органически. Там где увидим, что нужно что-то приобрести - приобретем. Вопрос об окончании приобретений не стоит. Мы практически "переварили" Инфоарт, Агаму и Финтек. Они слиты в единое подразделение внутри компании. Это своеобразный цех по производству софта, работающий, в том числе, и на наш портал "Россия-он-лайн", полностью обновленная версия которого выйдет достаточно скоро. Это будет портал, в котором будут уже полностью интегрированы все приобретенные контентные ресурсы.

Некоторые СМИ сообщили о предполагаемой покупке компанией Golden Telecom проекта Port.ru. Судя по тому, что эта компания стала одним из первых клиентов вашего центра интернет-услуг, у вас теплые отношения.

У нас действительно хорошие партнерские отношения, но про возможную покупку я ничего не знаю - это не моя область ответственности.

По комментариям представителей компании, уже в скором времени вы ожидаете получить "определенные преимущества" от контентных проектов. Речь идет о рекламных доходах или кроме этого преследуются и иные цели?

У нас каждый ресурс приобретается с точки зрения его вклада в общую стратегию компании. Основная задача - это рост подключений, привлечение конечных пользователей. В случае, если клиент стремиться получить доступ к контенту, то через нас он получает более быстрый доступ и лучший сервис. Основная бизнес-модель - это не реклама. Реклама, естественно, тоже будет. Ее никто не отменял, но это не основная модель. Наша задача, чтобы как можно больше людей присоединялись к Сети и проводили там как можно больше времени. Это два основных фактора, за которые борется наше консьюмерское подразделение. А контентные ресурсы - это условие того, что наши потребители будут проводить в сети больше времени.

Выходит, что в данный момент контентное наполнение Рунета недостаточно?

Я бы сказал, что оно нуждается в интеграции. Именно поэтому сейчас мы прикладываем такие большие усилия, чтобы объединить наши контентные ресурсы в один портал, куда можно прийти и никуда больше не выходить. Как America-on-line, чтобы не надо было ничего искать, иметь миллион закладок, рыскать по поисковикам. Известная формула: 20% усилиями покрыть 80% своих информационных потребностей. Вот над этим мы сейчас очень активно работаем.

Возвращаясь к вопросу инвестиций... Каковы возможные источники финансирования интернет-бизнеса в России? Будет ли это внешнее венчурное финансирование, заимствования на фондовом рынке или внутренние источники?

Я думаю, что в области В2В это будут инвестиции внутренние. По крайней мере, это то, что мы видим сейчас. Это фирмы, которые приходят и делают что-нибудь для себя. Именно они будут лидерами по инвестициям в этот бизнес. Откуда они будут брать деньги, это не важно. Важно, что есть большой налаженный бизнес, который будет выводить свою часть в интернет.
Корпоративные мессенджеры стремительно теряют актуальность как самостоятельный продукт
Маркет