Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Государство и бизнес: инновации для завтра

Мероприятие «CNews Forum 2013: Информационные технологии завтра», организованное CNews Conferences 14 ноября, проводится уже в шестой раз. В этом году в ее рамках прочитано более 110 докладов. На пленарном заседании выступили как вендоры, так и заказчики – представители госсектора и бизнеса, которые рассказали об основных трендах и представили свое видение ближайшего будущего в сфере информационных технологий.

Владимир Грибов: Уровень ИТ-грамотности государственных служащих не всегда позволяет обеспечить эффективную работу

Владимир Грибов, исполнительный директор, вице-президент компании ЛАНИТ, поделился своим видением основных проблем, возникающих в ходе информатизации госсектора, банковской отрасли, а также высказался о концепции BYOD.

CNews: На ваш взгляд, какие проблемы характерны для процесса информатизации органов государственной власти в России?

Владимир Грибов: Проблемы, возникающие в ходе информатизации госструктур, связаны с нехваткой ресурсов для реализации масштабных проектов; стратегия формирования бюджета проекта не всегда бывает эффективной.

Государственные информационные системы, охватывающие все регионы России, очень распределенные. При этом необходимо соблюдать повышенные требования к информационной безопасности и учитывать высокие нагрузки, поскольку в ИС обрабатываются огромные массивы персональных данных граждан. Высоки требования к качеству работы систем, ведь они предназначены для использования гражданами. В то же время сроки, отводимые на разработку и внедрение, как правило, достаточно жесткие.

К сожалению, уровень ИТ-грамотности государственных служащих не всегда позволяет обеспечить эффективную работу, а обратная связь с исполнителем после внедрения системы заметно ослабевает.

Однако ситуация быстро меняется по мере накопления опыта и благодаря поддержке Правительства РФ, которое присвоило высокий приоритет проектам информатизации структур государственного управления.

CNews: По вашему мнению, как правильно наладить контроль информатизации органов государственной власти? Не секрет, что сейчас в этом направлении много нерешенных проблем.

Владимир Грибов: В государственных структурах существуют и действуют достаточно строгие механизмы контроля. Кроме того, сама логика информационных технологий требует прозрачности и четко выстроенных схем, обеспечивающих саморегуляцию построения информационных систем.

Так, например, нарастающее количество интеграционных, межведомственных проектов выявляет различные юридические и организационные нестыковки между участниками межведомственного взаимодействия. Это своего рода первый уровень контроля, реакцией на сигналы которого должны стать меры по оптимизации нормативно-правовой базы.

Кроме того, продуктивность информатизации зависит от исходного качества автоматизируемых процессов, поэтому по мере количественного роста государственных услуг, предоставляемых в электронной форме, требуются меры по оптимизации деятельности государственных органов. В коммерческих компаниях подобная практика известна давно – реинжиниринг бизнес-процессов. Она также требует контроля и аудита.

Тренды ML-разработки, R&D и Bare Metal: как меняются облачные технологии для бизнеса
Облака

CNews: Как вы оцениваете ход информатизации российской банковской отрасли? Какие направления информатизации актуальны?

Владимир Грибов: Процессы информатизации банковской системы идут в постоянно ускоряющемся темпе, так как в финансовом секторе ИТ стал инструментом конкурентной борьбы.

Тем не менее, чередующиеся кризисные ситуации вынудили большинство банков отойти от последовательной политики выстраивания регламентов, бизнес-процессов, управления рисками в единую систему и принимать точечные меры, позволяющие удержаться на рынке. Результатом таких действий становится развитие «зоопарка» систем и увеличение запутанности бизнес-процессов.

По мере перехода российской экономики в фазу зрелости растет спрос на платформенные ИТ-решения, позволяющие решить широкий круг бизнес-задач и заложить основу для дальнейшего повышения эффективности.

В такой ситуации появляется потребность в ВРМ-подходе. Сбербанк России приступил к внедрению ВРМ-системы и уже автоматизировал и тиражирует процессы правового департамента и основные процессы операционного блока, связанные с ведением счетов, кредитованием и валютным контролем операций юридических лиц.

Как приручить джинна: Почему GenAI нужен науке и бизнесу, несмотря на сложный характер
Энергия ИИ

С целью сокращения собственных расходов на ИТ все больше оборудования и процессов банки передают на аутсорсинг. Расширяя круг клиентов и упрощая процессы доступа, банки все чаще прибегают к использованию мобильных технологий. Не потеряют актуальности вопросы информационной безопасности систем банков и задачи, связанные с хранением накопленных данных.

CNews: По вашему мнению, насколько быстро концепция BYOD распространяется на российском рынке? Каково отношение бизнеса к этому тренду?

Владимир Грибов: Аналитики ИТ-рынка утверждают, что в 2014 году среднестатистический сотрудник будет приносить на работу примерно три мобильных устройства. Более того, они уже используют их далеко не первый день. В связи с этим возрастает риск утечек корпоративной информации, но бороться с мировой тенденцией бессмысленно, бизнес ее просто использует в своих интересах. Один из свежих примеров – услуга «Управление мобильными устройствами» (MDM-сервис), реализованная «ВымпелКомом» в партнерстве с ЛАНИТ и SAP СНГ. Она позволяет четко разделить личные и корпоративные данные, контролировать приложения, вести учет и статистику по устройствам, управлять политиками безопасности, шифрованием и др. Руководство компаний может блокировать и уничтожать корпоративные данные на мобильном устройстве в случае потери или кражи.

Использование мобильных устройств порождает спрос на мобильные приложения, позволяет координировать деятельность больших групп людей, повышает оперативность принятия решений. Нет сомнений, что концепция BYOD уже в ближайшее время найдет приверженцев и на российском рынке.