Разделы

Цифровизация Документооборот ИТ в госсекторе

Госуслуги: государству поможет "Дело"

Для органов власти СЭД является основной производственной системой. Она особо актуальна в связи с введением закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который прямо запрещает чиновникам требовать от граждан и юрлиц какие-либо справки и иные документы, уже имеющиеся в распоряжении других ведомств. Компания ЭОС, лидирующая по числу внедрений в госсекторе, предложила свой вариант автоматизации государственных услуг.

Электронные госуслуги стали, пожалуй, самым заметным для широких масс результатом внедрения информационных технологий в органах государственной власти. До полного перехода к электронному взаимодействию граждан с государством еще далеко, и можно, конечно, критиковать какие-то технические решения и пользовательский интерфейс портала gosuslugi.ru, но в целом нельзя не признать, что тенденция наметилась положительная.

Ранее вся работа по информатизации в госсекторе шла в основном внутри федеральных ведомств и региональных органов власти – по пути перехода к электронному документообороту, с этой целью и внедрялись различные СЭД.

Лидером в этом рыночном сегменте уже много лет является компания "Электронные офисные системы", флагманский продукт которой, СЭД "ДЕЛО" занимает 61% рынка госсектора (по данным DSS Consulting), так что можно утверждать, что СЭД "ДЕЛО" стала здесь де-факто отраслевым стандартом. В целом же, лидерство на российском рынке СЭД/ЕСМ-систем также принадлежит ЭОС – по количеству внедрений на территории России у компании первое место и 28 % рынка (у ближайшего конкурента 22 %).

Закон – двигатель прогресса

Обычно законодательство отстает от технологий, мы к этому привыкли. Но с вводом в действие с 1 июля 2012 г. Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" получилась другая история: его исполнение практически невозможно без развитой системы электронного документооборота и системы электронного взаимодействия между ведомствами.

Этот закон прямо запрещает чиновникам требовать от граждан и юрлиц какие-либо справки и иные документы, уже имеющиеся в распоряжении других ведомств. Если работать по старинке, обмениваясь бумажными документами, то не получится соблюсти установленные законом сроки предоставления услуг.

Рынок СЭД отреагировал на это нововведение достаточно оперативно – разработчики выполнили интеграцию своих систем со СМЭВ. Летом текущего года ЭОС объявила о выходе новой версии СЭД "ДЕЛО" 12.0. Одним из основных нововведений стала возможность организации оказания госуслуг в электронном виде на базе этого решения.


Схема реализации госуслуг на базе СЭД "ДЕЛО"

Алексей Котов, OpenYard: Партнерские привилегии в нашей программе стали понятнее и четче
Бизнес

Развитие системы в этом направлении представляется вполне естественным: чтобы получить реальный эффект от инвестиций в информационную систему, весь бизнес-процесс должен выполняться в электронном виде, только тогда принятие решений может действительно ускориться. Опыт применения СЭД в различных госстуруктурах это подтверждает. Но необходимость обмена бумажными документами при взаимодействии с заявителями и также между различными инстанциями часто сводила на нет весь эффект от внедрения прогрессивных технологий внутри организаций.

Действительно, бизнес-процесс, если в нем было задействовано несколько ведомств, с точки зрения аналитика выглядел парадоксально: документ от заявителя принимается в бумажном виде, сканируется, обрабатывается в электронном виде, затем печатается запрос в другое ведомство, где снова сканируется и так далее. Ситуация усугублялась тем, что чиновники требовали от граждан многочисленные справки из разных учреждений, поэтому чтобы получить нужные документы, например, оформить право собственности на квартиру, людям приходилось несколько дней провести в очередях в разных присутственных местах.

Логичное решение – госуслуги на основе СЭД

Органы власти ведь ничего не производят, кроме документов. Для них СЭД является основной производственной системой. И процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в 90% случаев заканчивается выдачей какого-то документа. При этом сам процесс предоставления услуги можно свести к сбору информации (в виде документов), их согласованию и принятию решения.