Разделы

Облака Маркет

IaaS: продуктовый ландшафт через бинокль

В настоящее время число поставщиков, предлагающих облачные решения, исчисляется сотнями, и, несмотря на участившиеся случаи корпоративных слияний и поглощений, количество новых облачных предложений продолжает увеличиваться. В этих условиях охватить вниманием весь рынок – не в человеческих силах, и настоящий обзор ограничен, с одной стороны, наиболее зрелыми облачными решениям от глобальных поставщиков, а с другой – решениями, специально ориентированными на российских пользователей.

Инфраструктура как сервис – наиболее зрелый сегмент облачных вычислений. С одной стороны, он достаточно хорошо сложился, чтобы отдельные участники этого сегмента ежегодно зарабатывали десятки и сотни миллионов долларов. С другой, именно в сегменте IaaS наиболее последовательно воплощаются классические преимущества облачных вычислений: экономия за счет эффекта масштаба (чем больше пользователей пользуется ресурсом, тем меньше эксплуатационная стоимость в расчете на одного пользователя), эластичность, модель оплаты "по счетчику" и т.д.

Глобальные лидеры IaaS

Amazon Web Services (AWS) – наиболее известное и наиболее успешное предложение, следующее модели IaaS. Несмотря на то, что брэнд AWS был представлен еще в 2002 году, фактически AWS в современном виде существует с 2006 года, когда были анонсированы сервисы Elastic Compute Cloud (EC2) и Simple Storage Service (S3): первый сервис позволяет арендовать образы виртуальных машин, второй – хранить данные, забыв об ограничениях, свойственных дисковым накопителям. До сегодняшнего дня эти два сервиса остаются для AWS ключевыми.

Amazon Web Services

Год запуска Обороты Зарегистрированные пользователи Целевая аудитория Зрелость
2006 (2002) $500 млн. в 2010 г. (*) Нет данных Малый и средний бизнес; стартапы Высокая (>4 лет)

(*) Данные UBS Investment Research

Источник: CNews Analytics, 2011

Популярность AWS продолжает планомерно увеличиваться: несмотря на то, что Amazon не публикует информацию о числе зарегистрированных пользователей, доходность AWS постоянно растет. В 2010 году она составила $500 млн, и ожидается, что по итогам 2011 года этот показатель достигнет 750 млн долл.

AWS традиционно позиционируется как услуга, ориентированная на высокотехнологичные стартапы: именно такие компании составляют большинство в каталоге "историй успеха", представленном на официальном сайте AWS. Трудно сказать, насколько эта картина реально соответствует действительности: так, в 2008 году издание TechCrunch со ссылкой на "высокопоставленного руководителя Amazon" писало, будто большую часть пользователей Amazon – как в численном отношении, так и по объему потребляемых ресурсов – составляют "подразделения банков, фармацевтические компании и другие крупные корпорации, которые, однажды испробовав AWS в пилотном проекте, крепко попадаются на этот крючок".

Иногда AWS воспринимают как продвинутый хостинг, но хотя AWS действительно можно использовать для размещения веб-сайтов, основные его преимущества проявляются только при проектировании интернет-приложений с транзакционной архитектурой, требующих одновременного использования нескольких различных по функциональному назначению виртуальных серверов. Достаточно типовой случай: два реверс-прокси сервера, один веб-сервер, один сервер приложений и один сервер СУБД. При росте популярности приложения может возрасти нагрузка на какой-то из компонентов (например, на веб-сервер) – в этом случае разработчики за несколько минут добавят необходимое количество дополнительных виртуальных серверов и решат проблему до того, как она скажется на пользователях сервиса.

Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения

Цифровизация

IaaS особенно уместны для приложений с транзакционной архитектурой

Источник: CNews, 2011

В отличие от Amazon.com, бизнес компании Rackspace изначально связан с услугами хостинга и collocation. Облачные вычисления для этой компании – это расширение существующего предложения, а не выход на принципиально новый рынок. Этим объясняются и некоторые особенности облачных сервисов Rackspace, которые имеют больше общих черт с традиционным хостингом, чем AWS. Хотя обороты облачного бизнеса Rackspace выглядят несколько скромнее, чем у Amazon, это не мешает компании временами перехватывать у Amazon инициативу, предлагать отсутствующие у конкурента возможности и анонсировать новаторские исследовательские проекты.

Rackspace Cloud

Год запуска Обороты Зарегистрированные пользователи Целевая аудитория Зрелость
2006 (Cloud Servers)/2008 (Cloud Files) $101 млн. в 2010 г. 110 895 Различные бизнес-заказчики Высокая (>4 лет)

Источник: CNews, 2011

Евгений Липкин, «Остек-СМТ»: Нужно наращивать не только объемы, но и эффективность производства радиоэлектронной аппаратуры
Импортонезависимость

Самым интересным шагом Rackspace как поставщика облачных сервисов стал запуск платформы с открытым OpenStack, предназначенной для создания публичных и приватных IaaS-решений. В основу OpenStack были положены как собственные наработки Rackspace, так и некоторые результаты проектов, выполненных по заказу NASA (впоследствии команда Anso Labs, где работали авторы этих разработок, также вошла в состав Rackspace). Несмотря на то что платформа OpenStack в настоящее время еще не готова к эксплуатации в промышленных условиях, к участию в ней удалось привлечь свыше 60 компаний, многие из которых (такие как AMD, Citrix, Dell, Intel и др.) являются признанными лидерами отрасли. Существование столь представительного сообщества является залогом успеха платформы OpenStack в будущем.

Если же говорить о собственно коммерческом предложении Rackspace Cloud, то в настоящее время оно во многом дублирует основные компоненты AWS: EC2 и S3. Хотя Rackspace и не предлагает столь широкого набора дополнительных сервисов, как Amazon, это отчасти компенсируется за счет таких особенностей, как техническая поддержка на ПО, установленное в виртуальных машинах, возможность более гибкого конфигурирования виртуальных машин, несколько более выгодные условия обслуживания и др.