Игорь Щеголев: Мы повысим эффективность госинвестиций в ИТ
Многие годы расходы на информатизацию госсектора были бесконтрольны, однако сегодня ситуация, по всей видимости, начала изменяться. О том, какие шаги делаются в этом направлении, как развивается программа "Информационное общество", будет ли упрощен налоговый режим для ИТ-компаний и когда ждать результатов деятельности Сколково, рассказал CNews Министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щёголев. Полный текст интервью будет опубликован в журнале CNews №53.CNews: Какие возможности дают для развития деловой активности в стране последние инициативы и решения правительства в сфере информатизации государственного управления?
Игорь Щеголев: В декабре прошлого года открылся единый портал государственных услуг. Зарегистрированные пользователи портала могут в том числе подавать в электронной форме заявки на открытие своего дела как индивидуальный предприниматель или даже подавать документы для регистрации юридического лица для рассмотрения регистрирующим органом. Мы ожидаем существенного снижения бюрократических барьеров при вступлении в силу в июле следующего года положения закона о государственных услугах (210-ФЗ от 27.06.10), согласно которому все государственные органы должны будут запрашивать необходимые справки и сведения у других госорганов, а не у заявителя. Для реализации этого положения Минкомсвязью создана единая система электронного взаимодействия, к которой уже подключены 18 органов власти (до конца года будут подключены еще 4).
Игорь Щеголев: На экспертную оценку в Минкомсвязь России должны предоставляться не только ежегодные планы информатизации, но и проекты федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, а также проекты решений о создании федеральных государственных информационных систем
CNews: Известно, что расходы на информатизацию в госсекторе многие годы носили бесконтрольный характер. В обществе широко обсуждались многие инциденты, связанные с непрозрачными закупками компьютеров и ПО для госучреждений в рамках программы "Электронная Россия". Каких изменений следует ожидать в плане повышения прозрачности и эффективности процедур?
Игорь Щеголев: Было бы точнее говорить не о бесконтрольности, а о необходимости увеличить эффективность и изменить структуру расходов на ИКТ. Сам факт широкого общественного обсуждения свидетельствует о возможности контроля не только со стороны контролирующих органов, но и гражданского общества в целом. Тем не менее, указанные вами публичные обсуждения проводились уже на этапе проведения конкурсных процедур, а на этапе планирования ведомствами мероприятий использованию ИКТ ни за одним ведомством не были закреплены полномочия по контролю планируемых расходов. Теперь, согласно постановлению Правительства от 24 мая 2010 г. №365., Минкомсвязь России определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.
Для повышения прозрачности и эффективности расходов уже на этапе проведения экспертной оценки проектов планов информатизации проводится анализ планируемых затрат на мероприятия и работы по созданию ИКТ, а также анализ спецификаций на планируемое к закупке оборудование и программное обеспечение. Если по результатам экспертной оценки обнаруживается завышение стоимости работ и оборудования, ведомствам указывается на необходимость корректировки своих планов или же необходимость детализировать работы, привести технико-экономическое обоснование. Если же со стороны ведомств нет обоснованной аргументации, Минкомсвязь России не рекомендует Минфину России выделять бюджетные ассигнования для проведения данных мероприятий.
СNews: С принятием постановления правительства №365 министерство превратилось в головной штаб информатизации. Можно ли говорить о том, что министерство теперь несет ответственность за оптимизацию затрат ведомств на ИТ и обществу следует ожидать заметного улучшения в данной сфере?
Игорь Щеголев: Да, можно. На экспертную оценку в Минкомсвязь России должны предоставляться не только ежегодные планы информатизации, но и проекты федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, а также проекты решений о создании федеральных государственных информационных систем. На основе анализа планов информатизации и их взаимосвязи с программами информатизации ведомств и мероприятиями целевых программ, содержащих работы по ИКТ, от всех ведомств выявляются дублирующие работы по сходным функциональным областям, выявляются работы и мероприятия, целесообразность которых не очевидна, дублирующие работы по созданию ИТ-инфраструктуры. Таким образом становятся очевидными внутренние резервы самих ведомств, которые можно эффективно направить на ускорение создания в России электронного правительства и построения полноценного информационного общества.
CNews: По каким метрикам следует оценивать эффективность затрат на ИТ в органах государственной власти? Каковы целевые ориентиры министерства на ближайшие годы?
Игорь Щеголев: Есть несколько основных подходов при анализе ведомственных расходов на ИТ.
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
Во-первых, мероприятия не должны быть направлены на создание новых элементов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Речь идет о дублировании аналогичных мероприятий в рамках базовой инфраструктуры Электронного правительства (единое пространство доверия ЭЦП, система межведомственного взаимодействия, создание порталов для оказания государственных услуг, защищенная телекоммуникационная инфраструктура); о разработке "с нуля" программных решений, по которым имеются готовые решения на рынке, либо на государственном уровне уже созданы типовые решения на базе свободного программного обеспечения (системы электронного документооборота, системы правовой информации, операционные системы, СУБД, отраслевые типовые решения и другое); использовании разрозненных технологических решений в рамках органов государственной власти, относящимся к одному ведомству.
Второй критерий или подход – это отсутствие завышения стоимости работ и поставляемого оборудования при предварительной их оценке на этапе подготовки перечня мероприятий. Для этих целей мы просим приводить аналоги оборудования, которое использовалось при расчетах, а для выполняемых работ производить оценки трудоемкости.
Наконец, в-третьих, для каждого мероприятия в области ИКТ должны быть определены качественные и количественные целевые индикаторы, на достижение которых направлена реализация данного мероприятия. При этом эти целевые индикаторы должны быть направлены на достижение социально-экономического эффекта и быть взаимоувязаны с показателями государственной программы "Информационное общество", а также с показателями целевых программ, реализуемых данным ведомством.