Разделы

Бизнес Цифровизация Документооборот Инфраструктура Кадры

Интеллектуальный капитал: приказано сохранить

Любой кризис рано или поздно заканчивается. Оптимизируя расходы, надо постараться сохранить один из ключевых ресурсов бизнеса — интеллектуальный капитал, который зачастую в первую очередь попадает под сокращение.

Высокие темпы роста, к которым мы привыкли в последние годы, способствовали тому, что внедрение информационных технологий часто происходило стихийным образом. Компании проводили рискованные и дорогостоящие эксперименты, вместо того, чтобы разработать и планомерно реализовывать адекватную бизнесу стратегию развития ИТ-инфраструктуры. В результате такой политики многие обзавелись "зоопарком" систем, содержание которого было обременительно и раньше, а в наступившие непростые времена становится настоящим бедствием. В таких условиях период рецессии можно считать этапом оздоровления рынка, избалованного сверхвысокими темпами роста. Для кого-то кризис — серьезная проверка на прочность, а для кого-то — новый шанс роста и развития: ведь любые потрясения ведут к переделу рынка, а значит и доходов.

Не впасть в крайность

В настоящее время происходит адаптация бизнеса к новым экономическим реалиям, которая выражается в стремлении компаний максимально снизить издержки: они реструктуризируют бизнес, закрывают проекты, увольняют персонал. Однако, беспокоясь о финансах, нельзя забывать о важнейшем ресурсе бизнеса — интеллектуальном капитале (ИК), который в первую очередь страдает при сокращении бюджетов. Под ИК подразумеваются знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др. Его роль нельзя недооценивать, ведь последние несколько десятилетий разрыв между стоимостью предприятий, зафиксированной в балансовых отчетах, и их рыночной ценой достиг такой величины, что необходимо признать — фактической основой рыночной оценки компаний являются не только материальные активы, но и в значительной степени позиции компании на рынке. Именно эту неучтенную стоимость и относят на счет интеллектуального капитала.

Выделяют три основных вида ИК. Человеческий — все те знания, опыт, навыки и связи, которыми обладают сотрудники компании. Структурный: патенты, копирайты, торговые марки, производственные секреты — все, что, как правило, составляет коммерческую тайну. Суть этого вида капитала обычно отражают соглашения о неразглашении. Наконец, рыночный — довольные клиенты, надежные партнеры, отзывы в прессе, истории успеха, общественное мнение о компании, сильный бренд.

Становится понятно, как легко переусердствовать, "сбрасывая балласт": ведь увольнение сотрудников ведет к потере экспертизы, сокращение бюджета на развитие специализированных ИТ-решений означает ослабление контроля над данными, а экономия на рекламе может снизить количество потенциальных клиентов. Конечно, сокращение издержек необходимо, но оно должно быть тщательно продуманно.

Инструменты работы с информацией

Предполагается, что львиная доля знаний, необходимая для эффективного функционирования компании, находится в ней самой, правда, в разрозненном виде – в базах данных, на корпоративных порталах, в почтовой переписке, в головах сотрудников, наконец. Как заставить всю эту массу неструктурированных или слабоструктурированных данных работать на благо бизнеса? Ясно, что при неконтролируемом процессе накопления информации растет и количество проблем, связанных с ее применением. Поэтому, чтобы увидеть новые возможности там, где другие видят лишь проблемы, необходимы специализированные инструменты анализа и прогнозирования: решения, предназначенные для управления информацией, как внутрикорпоративной, так и внешней.

Что касается внутрикорпоративных данных, то здесь абсолютно незаменимыми являются решения класса Business Intelligence (BI) и корпоративного полнотекстового поиска: именно они позволяют оценить эффективность существующих бизнес-процессов, выявить слабые места, консолидировать данные из различных источников и оперативно предоставить руководителю информацию, необходимую для принятия решения. В свою очередь, поиск обеспечивает единую точку доступа к неструктурированной информации, хранящейся в различных источниках данных: договорам, деловой переписке, отчетам. Именно такие решения становятся жизненно необходимыми в период реструктуризации и реинжиниринга бизнес-процессов, о чем свидетельствует тот факт, что их продажи не только не упали, но даже несколько выросли.

Денис Хадасков, HD Tech: Платформы автоматизации разработки станут одним из трендов 2025 года
Импортонезависимость

Нельзя забывать и о внешней информации: часто новости о конкурентах и партнерах могут оказать определяющее влияние на принятие стратегического решения. Эффективным оружием ведения информационных войн являются прежде всего системы автоматического мониторинга открытых источников, желательно, интегрированные с системами извлечения знаний. Автоматическое выделение фактов или как минимум ключевых объектов предметной области, таких как названия компаний, даты, географические наименования, а так же имена собственные, является существенным подспорьем при анализе больших объемов данных.

Стоит отметить, что процессы сбора и хранения данных также могут быть построены как эффективно, так и неэффективно.

Сбор. Часто исследования, направленные на управление знаниями, концентрируются на комплексе организационных мер, нацеленных на извлечение знаний сотрудников. Однако в большинстве компаний множество сведений уже содержится в электронном виде: различные корпоративные системы хранят большую часть параметров бизнес-процессов. В соответствии с приведенной выше классификацией интеллектуального капитала, очевидно, что такими ресурсами для внутреннего ИК являются корпоративный портал, разнообразные блоги и википедии, которые часто становятся единственным хранилищем экспертизы сотрудников, системы документооборота, класса ECM, почтовые системы и т.д. Для структурного ИК это файловые хранилища, ERP-системы. Для внешнего ИК — корпоративный портал, CRM-системы.

В последнее время на смену специализированным решениям по управлению знаниями все чаще приходят корпоративные wiki-порталы и блоги, интегрированные с мощным поисковым движком, позволяющим не только выполнять полнотекстовый поиск, но и выделять в тексте ключевые объекты предметной области и взаимосвязи между ними.

Как МТС сократила time-to-market сделок на 10% с помощью CRM на базе «Битрикс24»
Цифровизация

Хранение. Однако практически везде информация представлена в "сыром" виде, непригодном для анализа. Объемы данных могут быть весьма впечатляющими, учитывая, что насколько подешевело дисковое пространство. С одной стороны, это позитивный фактор — можно хранить архивы за много лет. Однако многие компании "ленятся" структурировать информационные массивы, делать их более пригодными для использования. Например, как по нескольким терабайтам почтовой базы восстановить историю взаимоотношений с конкретным клиентом? Если для хранения информации используется специализированное хранилище, где разнородные данные представлены в едином формате, ясно, что они нуждаются в очистке и верификации. Например, если хранилище содержит данные о клиентах из нескольких информационных источников, то возникает задача унификации записей, относящихся к одному объекту, удаления дубликатов, верификации сомнительных и исправления некорректных записей. Для хранения данных существуют специализированные решения (например, класса DW — Data Warehouse), однако нельзя забывать и про инструменты очистки информации. Также необходимо обеспечить безопасность данных, которая основывается на двух основных принципах: защита информации от выхода из строя носителя и ограничение доступа.

Использование. Основным фактором, определяющим хранение информации, является дальнейшее ее использование для принятия решений, управления инновациями, изменениями. Таким образом один из ключевых вопросов — представление значительных объемов информации в удобном для восприятия, сжатом, агрегированном виде. Это могут быть отчеты, таблицы, графики, рефераты, дайджесты. Именно для решения таких задач и служат системы BI и системы корпоративного поиска.