Интернет-магазины в России «окопались» в мегаполисах
По оценкам экспертов, оборот электронной торговли в Рунете, приходящийся на сегмент розничных продаж, увеличился в прошедшем году на 40%. Тем не менее, в этой сфере Россия значительно отстает от западных стран, что особенно четко проявляется за пределами двух столиц, на долю которых приходится более 80% интернет-магазинов и абсолютное большинство потребителей.В погоне за Европой
Общий оборот электронной коммерции в Рунете, по данным национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), на конец 2004 года превысил отметку в $3,2 млрд., при этом на сегмент розничных продаж пришлось $662 млн., т.е. более 20%. Тем не менее, эксперты обращают внимание на отставание российского рынка интернет-магазинов в сравнении западными странами.
Исследование аналитиков IBM выявило, что сегодня система электронной коммерции наиболее развита в Западной Европе (Дания, Великобритания, Швеция). К примеру, по данным Cybersource, в 2004 году около 20 млн. британских онлайн-покупателей потратили $32,1 млрд., и, по прогнозам, в 2005 году эта цифра может увеличиться на 36%.
Основу направления «бизнес-потребитель» (B2C) составляет электронная розничная торговля, наиболее распространенным элементом которой являются собственно интернет-магазины. Возникновение данного направления электронной коммерции можно считать прямым следствием возможности предоставить широкой аудитории посетителей интернета информацию о товарах и услугах.
Несмотря на заметное отставание, пользователи Рунета уже сегодня имеют возможность посетить виртуальные площадки порядка 4000 магазинов, представляющих широкий ассортимент товаров. По данным НАУЭТ, наиболее продаваемыми в онлайне являются компьютеры, комплектующие, бытовая и оргтехника, автомобили и запчасти к ним.
Структура продаж интернет-магазинов Рунета
Источник: НАУЭТ
Интернет-магазин обладает рядом бесспорных достоинств: возможность круглосуточной работы, широкая аудитория, существенное сокращение издержек на PR и рекламу, экономия торговых площадей и времени сотрудников. Однако, несмотря на длинный список достоинств, виртуальные магазина пока не получили широкого распространения в России. Основной причиной такого отставания эксперты считают недоверие потенциальных покупателей к еще новому для многих виду коммерции.
Национальные особенности
В начале своего возникновения интернет-магазины, как в России, так и в мире, были всего лишь своеобразными витринами, на которых размещалась важная для потребителей информация. Сегодня онлайн-площадки стали полноценными магазинами в привычном значении этого слова, причем спектр выполняемых ими задач существенно расширился. Естественно, первоочередной остается организация продаж разного рода товаров. Однако собственный сайт компании, который в подавляющем большинстве случаев и является основным каналом продаж, также способствует достижению ряда других целей – презентациям новых решений, поиску клиентов и партнеров, популяризации компании (PR-акции).
Если говорить непосредственно о состоянии дел Рунета, на сегодняшний день в RamblerTOPShop зарегистрировано более 4000 магазинов, при этом подавляющая их часть (более 80%) географически располагается в Москве и Санкт-Петербурге. В этих же городах выявлена и самая высокая потребительская активность интернет-покупателей. Аналитики называют причиной этого как более высокий доход и уровень образования населения столиц в сравнении с периферией, так и развитую, относительно дешевую систему доставки покупаемых товаров.
Состояние рынка Рунета в целом сегодня характеризуется невысоким спросом, в первую очередь, в силу отсутствия постоянного доступа к Сети у большей части населения России. Сказываются также традиции и привычки живого общения при совершении покупки, а также наличие проблем с безопасностью заключения сделок и финансовых трансакций в Сети. Кроме того, появлению в России значительного числа доходных онлайн-магазинов препятствует отсутствие у продавцов соответствующих знаний в области электронного маркетинга, организации и поддержания продаж в интернете.
Электронные магазины могут существовать и в виде витрины или выделенного проекта на базе существующего оффлайнового магазина, и в виде полностью виртуальной торговой площадки, не имеющей даже собственных складов. Сегодня в Рунете широко представлены все указанные разновидности. Пионерами электронного рынка в своем большинстве были магазины на базе оффлайна. Выход торговли в интернет потребовал от участников не только разработки и принятия концепции веб-сайта как основной системы коммуникации в Сети, но и решения ряда возникающих у нового направления проблем.
Низкий уровень развития онлайн-коммерции в регионах России и серьезное отставание по объему продаж от западного B2C-рынка указывают на то, что за семь-восемь лет своего существования отечественная интернет-коммерция не решила многих проблем. Тем не менее, в Рунете существует ряд вполне успешных проектов, активно развивающихся, увеличивающих обороты и старающихся воплотить в себе основные достижения западного опыта электронных продаж.
Что продавать?
В исследовательских работах, посвященных современной электронной коммерции, нередко встречается утверждение, что существуют товары, которые изначально приспособлены для продаж через интернет (программное обеспечение, компьютеры и оргтехника) и товары, продажа которых весьма затруднена независимо от уровня развития виртуальной коммерции (продукты, обувь, одежда). Отчеты НАУЭТ указывают на то, что сегодня наиболее продаваемыми являются товары первой группы. На товарах этой категории сформированы первые в Рунете холдинги, например, хорошо известный eHouse.
Между тем, анализ состояния дел в западной коммерции дает основания ожидать, что уровень и качество продаж посредством интернета не должны зависеть от типа предлагаемого товара. В пользу этого свидетельствует многолетняя торговля той же одеждой по каталогам (т.е. без примерки) и существование в США и Европе активно действующих и весьма прибыльных электронных супермаркетов пищевой продукции. Таким образом, можно ожидать, что по мере развития в стране системы электронной коммерции и умения правильно организовывать торговлю и рекламировать различные категории товаров, картина спроса на данном рынке России может существенно измениться.
Другой стороной рассматриваемого вопроса можно считать возможность постепенного расширения магазином ассортимента продаваемых товаров. Как правило, подобная политика является следствием создания на первых этапах соответствующей инфраструктуры (организация закупок, складирование, доставка, платежи и т.д.). В Рунете примером может служить Ozon.ru, один из крупнейших книжных магазинов, который постепенно переходит к более широкому диапазону товаров, включающему сегодня, к примеру, игрушки и цифровую технику. Еще более яркие примеры можно встретить на западном рынке, например, интернет-магазин с мировой известностью Amazon.com сегодня позволяет найти почти все, что интересует среднестатистического потребителя.
Стратегические планы
По сравнению с оффлайном интернет обладает множеством весьма привлекательных качеств, однако есть и обратные стороны медали. Огромная масса информации в Сети требует более агрессивного маркетинга и брендинга товаров и услуг, резко повышает конкуренцию в условиях свободного выбора покупателя. Кроме того, интернет-бизнес (как, впрочем, и любой другой бизнес) становится по-настоящему эффективным лишь при грамотной и действенной его структуризации.
Большинство развивающихся сегодня интернет-магазинов, если они не возникли на базе развитой оффлайн-системы, вынуждены сотрудничать со множеством новых партнеров, что из-за плохо отлаженных связей может привести к потере основных преимуществ виртуальных площадок. В идеале интернет-магазин должен четко координировать систему управления поставками в регионы, системы хранения товаров на складе, учета оплаты и отгрузок.
В таких условиях существенное преимущество получают компании, которые работают на базе известного бренда или используют интернет для продвижения собственной марки. В ситуации, когда потенциальный клиент, благодаря Сети, имеет доступ к множеству конкурирующих фирм из разных регионов страны, именно создание имиджа надежной компании, успешно проявившей себя на интернет-рынке, имеющей узнаваемый бренд и грамотно налаженную систему обратной связи с потребителем, становятся определяющими факторами успешности продаж.
Ирина Евдокимова / CNews