Интернет-статистика остается кустарной
Ни один из существующих инструментов анализа статистики не дает возможности получить надежные и полные данные об интернет-аудитории корпоративного сайта. Рынок застыл в ожидании более совершенных разработок.Возможности огромны, выбор невелик
В наш век высоких технологий интернет-статистика играет огромную роль в развитии бизнеса. Именно на этот инструмент возложены обязанности детальной и точной оценки действия людей в сетях всемирной паутины. Именно статистика должна отражать информацию о складывающихся отношениях между вами и потенциальными потребителями ваших услуг. Именно она должна рассказать владельцу сайта все о его посетителях: кто они, откуда и как попали на сайт, что, сколько времени и на каких страницах делали, какие у них компьютеры и программное обеспечение, как и когда ушли. По идее, основываясь на этих данных, проведя полноценное исследование, можно ответить на вопрос о том, кто является потребителем ваших услуг и что вы можете для него сделать.
Несмотря на существенную роль интернет-статистики, возможностей сбора статистической информации в России совсем немного. Если не вдаваться в многочисленные технические детали, можно выделить всего две: счетчики и программы лог-анализаторов. О первых знает или догадывается любой, даже не сильно продвинутый пользователь веб-ресурсов. Именно счетчики занимают сегодня в Рунете ведущую роль в сервисе статистических услуг. Как правило, они массовые и, часто, бесплатные. Что касается лог-анализаторов, то считается, что их используют более искушенные в проблемах статистики веб-мастера.
Счетчики
Счетчики обычно выглядят как маленькие картинки, которые располагаются в углу странички и определенным способом пересчитывают всех посетителей сайта. Если у вас свой сайт, то очень вероятно, что вы пользуетесь бесплатными услугами популярных счетчиков-рейтингов Rambler ТОP100 или TOPMail. Или, проникнувшись серьезностью проблемы, платите за работу профессионалов, например, SpyLOG’а или HotLog’a. По данным самих компаний, SpyLog обслуживает на сегодня чуть менее 391 тыс. сайтов, а HotLog - 217 тыс.
Количество ресурсов, обслуживаемых счетчиками SpyLog и HotLog, тыс.
Источник: по данным компаний
Так что же можно требовать и что можно получить от счетчика? Во-первых, все они очень разные. И, заводя счетчик, прав окажется тот, кто будет выбирать его по хорошей «родословной». Конечно, можно оценивать и по внешнему виду, благо ныне многочисленные серверы, специализирующиеся на услугах статистики, способны предоставить вам на выбор огромное количество картинок, рассчитанных на вкус самого капризного дизайнера. Однако главное в счетчике – это его функциональность: отслеживание пути посетителя по сайту, оценка времени пребывания пользователя на сайте, составление портрета аудитории сайта. Очень важна и техническая поддержка. Если вы пользуетесь внешним счетчиком, т.е. расположенным на чужом сервере, то система, предоставившая его в ваше пользование, должна справляться с долговременным хранением и обработкой поставляемой информации.
К современному счетчику можно смело предъявлять следующие требования: 1) он должен определить, кто пришел. При этом информация о пользователе, заглянувшем на ваш сайт, обычно включает его IP-адрес, версию браузера и используемую операционную систему; 2) он должен знать, откуда заглянул посетитель. Если из поискового сайта, то по каким ключевым словам попал на ресурс; 3) он должен подсчитать время нахождения посетителя на сайте и пребывания его на каждой, отдельно взятой странице. Эта информация поможет улучшить навигацию по сайту, чтобы, в итоге, каждый, заглянувший к вам, нашел то, что искал.
На основании собранных счетчиком данных делаются расчеты и предоставляются следующие отчеты, необходимые для исследования аудитории:
- Отчет о динамике посещений. Очень полезный отчет: изменения количества посещений во времени должны учитываться при анализе успеха проекта и эффективности сопутствующей ему рекламной кампании.
- Отчет–характеристика посетителей, включающий данные о географическом разбросе людей, посетивших ресурс. Имеет значение при работе с целевой аудиторией, например, из определенного региона.
- Отчеты по источникам прихода посетителей. Один из наиболее важных отчетов, говорящий, как минимум, о ваших успехах в продвижении своего бизнеса.
- Отчет о программном обеспечении посетителей. Эти данные будут, безусловно, полезны для дизайнерских работ на сайте.
Неправильное знание хуже, чем незнание
Большинство современных счетчиков вполне могут собрать указанную выше информацию и предоставить соответствующие отчеты, которые вы уже, в свою очередь, можете использовать… на свой страх и риск. Почему? Потому, что ни один из существующих на данный момент счетчиков не может предоставить вам точной информации в силу ряда вполне объективных причин. Во-первых, счетчики, использующие запрос к графическому элементу, не считают пользователей с отключенной в браузере графикой. Во-вторых, счетчики, использующие Javascript, не считают пользователей, отключивших у себя java-поддержку. В-третьих, идентификация пользователей по ip-адресу/хосту не является достоверной, так как существует возможность того, что из нескольких компьютеров, работающих через один прокси-сервер, например, на рабочем месте или в интернет-кафе, к вам заглянули разные посетители, или, напротив, разные адреса получил от провайдера один пользователь модема. Наконец, в четвертых, пятых и пр., существуют многочисленные проблемы, связанные с работой, задачами и ограничениями сервера, обслуживающего счетчики, проблемы с использованием вами разных браузеров, а счетчиками файлов - cookies. В итоге, суммарная погрешность при сборе информации делает вычисления любого счетчика весьма и весьма приблизительными.
Станут ли лог-анализаторы панацеей?
Может быть, в сложившейся ситуации возможности лог-анализаторов способны помочь нам при сборе объективных данных? Подобные программы широко представлены на рынке интернет-статистики. Среди наиболее популярных можно выделить WebTrends, Advanced Log Analyzer, Absolute Log Analyzer и Log Analyzer. Первые три являются западными и требуют адаптации к российскому рынку, что вызывает определенные трудности с их непосредственным использованием. А российский Log Analyzer от NetPromoter серьезного развития так и не получил, так как приоритеты компании, его создавшей, ушли в область программного обеспечения продвижения сайтов.
В отличие от счетчиков, лог-анализаторы должны устанавливаться на вашем, а не на внешнем сервере. В общем-то, данные программы способны более прицельно, вплоть до мелких деталей, собрать ту же информацию, что и счетчики, и построить значительно более развернутые, гибкие и, иногда, нестандартные отчеты. Ведь, по своей сути, анализируемые лог-файлы являются своеобразными "бортовыми журналами" веб-сайта. Такой файл фиксирует практически любую активность пользователей. Поэтому, в отличие от счетчиков, лог-анализаторы способны оценить такие немаловажные для любого веб-мастера детали, как визиты многочисленных роботов и загрузки всевозможных файлов (мультимедиа или картинок) или, например, хакерские атаки. При этом статистика не зависит от пропускной возможности канала и загруженности сервера.
Однако, при всех этих способностях, есть у лог-анализаторов существенный недостаток – они также, как и большинство счетчиков, не разбираются в проблемах захода разных пользователей с одного ip-адреса или одного с разных. А ведь оценка количества посетителей - один из ключевых параметров интернет-статистики. В случае счетчиков данная проблема была частично решена посредством использования уже упомянутых cookies. Эти маленькие текстовые файлы, прикрепляясь к вашему браузеру при первой загрузке страницы, резко повышают возможности отследить уникальных пользователей с одного хоста (если, конечно, посетитель не желает сохранить анонимность, запретив установку таких файлов).
Новый продукт. Потребность высока
Как же быть? Как получить действительно достоверную и своевременную информацию по всем интересующим параметрам? Учитывая возможности, которые предоставляет современный рынок, можно сделать следующий вывод: чтобы располагать хорошей грамотной статистикой, надо использовать возможности как счетчиков, так и лог-анализаторов. Также, как вариант, в качестве простейшего (но далеко не оптимального) решения – установить доступный внешний счетчик и с помощью собственноручно написанных программ попытаться проанализировать логи, а затем сопоставить их данные с данными счетчика. Но и здесь есть определенные трудности.
Во-первых, если вам когда-нибудь приходилось пользоваться услугами нескольких внешних счетчиков одновременно, то вы, скорее всего, сталкивались с проблемой серьезных различий в их показаниях. Например, один счетчик может насчитать в 2-3 раза больше или меньше посетителей, чем другой, соответственно. Кроме того, логи, хранящиеся на вашем компьютере, обычно содержат очень много данных, достойно рассортировать которые не под силу простым программам. А уж о совмещении всех данных, чтобы они обрели статус весомой и действенной информации, говорить пока не приходится.
Таким образом, для обеспечения удобства пользователя надо все достоинства счетчиков и лог-анализаторов объединить в одном качественном продукте. И на сегодня потребность в нем столь высока, что можно ожидать масштабных действий со стороны специалистов, заинтересованных в решении этой насущной проблемы на рынке статистических услуг.