ИТ в госсекторе: достижения в череде провалов
Российский госсектор продолжает оставаться основным ИТ-заказчиком. Тем не менее, несмотря на все старания правительства и интеграторов, уровень информатизации отрасли все еще недостаточно высок. ИТ-итоги года для госсектора, проблемы информатизации госучреждений и перспективы создания эффективного "электронного правительства" обсуждали участники форума "ИКТ в госсекторе", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.В текущей экономической ситуации госсектор стал ключевым заказчиком ИТ-рынка. В прошлом году, по данным CNews Analytics, расходы на ИКТ в сферах госуправления, образования и здравоохранения составили 4,1 млрд долл. Это почти 16,9% всех ИТ-затрат страны и на 28% процентов больше, чем годом ранее. Из указанной суммы 2,96 млрд долл., по информации IDC, было направлено на информатизацию российских структур государственного управления. Однако, как выяснилось, несмотря на столь внушительные цифры, радоваться пока нечему. Эффективного "электронного правительства", о котором так много говорили, так и не появилось. О текущей ситуации недвусмысленно высказался российский президент. По словам Дмитрия Медведева, "у нас никакого электронного правительства нет, все это – химера".
ОГИЦ и ныне там
В представленных на форуме докладах было отмечено, что большие надежды в деле создания электронных госуслуг возлагались, в частности, на внедрение портала ОГИЦ (Общероссийского государственного информационного центра). 1 января 2009 года этот ресурс должен был заработать. Портал по адресу www.ogic.ru действительно запустили вовремя. Вот только воспользоваться госуслугами, например зарегистрировать автомобиль или получить справку, на нем нельзя.
Причин провала называют несколько. Во-первых, несовершенство законодательной базы: нет достаточного количества нормативных актов, которые регулировали бы предоставление электронных госуслуг. Во-вторых, дитя семи нянек, как в старой поговорке, осталось без глаза – единого надведомственного куратора, контролирующего процесс подключения госорганов к ОГИЦ, нет до сих пор. В-третьих, лица, ответственные за разработку регламентов предоставления электронных госуслуг, так и не были назначены.
Исправить ситуацию в августе 2009 года попыталось Минкомсвязи, предложив собственный поэтапный план перехода к предоставлению госуслуг в электронном виде. В соответствии с ним на первом этапе предполагается создать реестр государственных и муниципальных услуг. В первую версию реестра будут включены 46 услуг, разбитых на 7 групп: регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка автомобилей на учет, таможенное оформление товаров, оформление социальных выплат и пособий, регистрация прав на недвижимость, лицензирование деятельности и выдача паспортов.
Александр Глазков, «Диасофт»: Главная проблема с импортозамещением — у новых решений нет опыта эксплуатации в реальной жизни
Василий Анфиногентов: Чаще всего для ИТ-проекта в госсекторе недостаточно одного функционально-ориентированного решения
На вопросы CNews ответил Василий Анфиногентов, директор отделения автоматизации деловых процессов компании "Форс – Центр разработки".
CNews: Какие программные средства подходят для крупных интеграционных проектов?
Василий Анфиногентов: Наш опыт показывает, что использование платформы Oracle, включающей полный спектр интеграционных решений, всегда позволяет добиться нужного результата. Если вести речь об автоматизации в направлении "сверху вниз", то при осуществлении крупных интеграционных проектов мы рекомендуем Oracle BPM для обеспечения реализации деловых процессов...
Леонид Гладких: Единая интеграционная платформа должна выдерживать большую нагрузку по передаче данных
На вопросы CNews ответил Леонид Гладких, исполнительный директор МНПП "Намип".
CNews: Какими свойствами должна обладать единая интеграционная платформа?
Леонид Гладких: Единая интеграционная платформа должна обеспечивать достаточно простые способы создания интеграционного решения, надежное исполнение интеграционных функций, а также выдерживать большую нагрузку по передаче данных и поддерживать приемлемую скорость отклика.
Андрей Кричмара: Государство должно стать навигатором, который проведет заявителя по пути подготовки документов
На вопросы CNews ответил Андрей Кричмара, старший партнер компании "Инкап".
CNews: В чем суть инициативы, предлагаемой вашей компанией для поддержки административной реформы?
Андрей Кричмара: Суть нашей инициативы в том, что государство должно устранить этот разрыв, взяв на себя активную управленческую (а не только информационно-консультационную) роль на этапе подготовки документов, стать навигатором, который проведет заявителя по пути подготовки к оказанию услуги.Тимур Меджитов: Монополизм по отношению к СЭД в госорганах вряд ли может быть оправдан
На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель проекта Directum.
CNews: Считаете ли вы, что вся вертикаль власти, все госучреждения должны использовать единую СЭД?
Тимур Меджитов: Монополизм по отношению к СЭД в госорганах вряд ли может быть оправдан: в отсутствие конкуренции трудно говорить о развитии и новациях, а значит качество такого продукта-монополиста, если бы он существовал, вызывает опасения.
Игорь Никулин: Государственным организациям необходимо оперативное управление в реальном времени
На вопросы CNews ответил Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании "Крок"
CNews: Какие телекоммуникационные решения сейчас наиболее нужны и востребованы госсектором?
Игорь Никулин: Государственным организациям необходимо оперативное управление в реальном времени, поэтому сейчас наиболее востребованы решения, повышающие эффективность деятельности управленческого аппарата...
Румяна Свистунова: Развитие электронного досье требует большей защиты персональных данных
На вопросы CNews ответила Румяна Свистунова, директор департамента развития технологий компании "Verysell Проекты".
CNews: Что такое электронное досье, где оно применяется?
Румяна Свистунова: Так как речь пойдет в большей степени о персональных данных, то французское слово "досье" можно поменять на привычное русское "личное дело". А что такое "личное дело", знает каждый. Личное дело сопровождает нас по коридорам силовых ведомств, личное дело, названное историей болезни, кочует по кабинетам врачей...
Андрей Хаустов: Госструктуры все чаще стали обращать внимание на мобильные технологии
На вопросы CNews ответил Андрей Хаустов, менеджер по развитию бизнеса Motorola Enterprise Mobility Business.
CNews: Готовы ли российские госструктуры к активному применению мобильных технологий?
Андрей Хаустов: В последние годы госструктуры все чаще стали обращать внимание на мобильные технологии. Не все проекты с их использованием дошли до промышленной эксплуатации, но все же такие организации, как Налоговая служба, Центральный Банк, Таможенная служба, Росстат, Минздрав, "Почта России", РЖД, Сбербанк и другие...