ИТ в медицине: единая система на всю Россию
Объем федерального финансирования здравоохранения вплотную приблизился к отметке в полтриллиона рублей. Заметная часть этих денег пойдет на информатизацию отрасли, точнее — на создание единой государственной информационной системы (ЕГИС). Она будет централизованной и облачной: основная часть медицинских данных граждан России разместится в специально создаваемом федеральном ЦОД. Как все это будет реализовано? Этот вопрос волнует сегодня очень многих — медиков, пациентов, ИТ-специалистов и ответственных за информатизацию чиновников. Актуальную тему обсудили участники конференции "Новые медицинские технологии", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.Артем Маковецкий: Инфраструктуру в здравоохранении можно назвать скорее прогрессирующей, нежели стагнирующей
На вопросы CNews ответил Артем Маковецкий, ведущий разработчик «Мототелеком».
CNews: Насколько доступна российским медикам видеоконференцсвязь? Как можно снизить издержки на подобные проекты?
Артем Маковецкий: Одна из отличительных черт рынка ВКС-решений заключается в том, что он не является сплошным, а состоит из различных сегментов, определяемых кругом решаемых задач. Это и баснословно дорогие решения TelePresence с одной стороны, и весьма дешевые, предназначенные для проведения вебинаров разработки, с другой.
В медицине же востребован некий промежуточный вариант, который требует высокого качества изображения, но при этом не нуждается в специально оборудованном конференц-зале. Для реализации одной из основных задач медицины – дистанционных консультаций и обучения – достаточно оборудовать учреждение всего одной высококачественной камерой и относительно простыми рабочими местами.
Снижению стоимости таких систем способствует активный скачок в области программных решений для видеоконференцсвязи. Именно переход от полностью «железных» решений к софтверным позволяет исключить из проекта дорогое специфическое оборудование и заменить его более дешевым универсальным, не теряя при этом в качестве.
Соответственно, есть два основных метода снизить издержки на приобретение ВКС-систем. Первый – при построении решения учитывать потребности конкретного учреждения, используя только необходимые компоненты требуемого качества. Это означает, что из широкого спектра возможных моделей камер и мониторов вы сможете выбрать те, которые нужны именно вам для реализации конкретных задач, вместо того, чтобы выбирать из очень узкого круга специализированного оборудования.
Вторая возможность снизить издержки – отдать предпочтение софтверному решению, стоимость которого будет значительно ниже аналогичного аппаратного. Одним из удачных примеров такой системы, доступной по цене, но не уступающей по качеству зарубежным аналогам, является программный комплекс Mototelecom Videomeeting, разработанный специалистами нашей компании.
CNews: Готовы ли учреждения российского здравоохранения к внедрению современных телекоммуникационных решений?
Артем Маковецкий: Можно говорить о моральной готовности российского здравоохранения к внедрению современных технологий – все больше медицинских центров пробуют использовать ту или иную систему. И это касается не только телекоммуникационных решений.
Врачи не могут игнорировать тенденции к глобализации и стараются активно включаться в мировой обмен опытом. И важно, что сейчас у них есть четкое понимание, что сделать этот обмен максимально эффективным при помощи старых технологий просто невозможно. Ритм жизни и необходимость соответствовать современным требованиям к профессии врача заставляет медиков постоянно следить за новыми тенденциями и методологиями, организовывать и/или посещать мастер-классы, проведение которых без наглядной демонстрации теряет всякий смысл.
Чтобы все это стало легко реализуемым, необходимы передовые коммуникационные решения в сфере ВКС. Без их использования развитие российской медицины будет идти очень медленно, а медики по-прежнему будут получать знания только из архивных материалов или на обучающих мероприятиях, посещение которых ограничено временными и территориальными возможностями.
По опыту компании «Мототелеком», могу сказать: медики уже давно осознали, что для успешной работы им просто необходимо применение подобных телекоммуникационных решений, к внедрению и последующему использованию которых они вполне готовы.
CNews: Как вы оцениваете уровень развития телеком-инфраструктуры в отечественной медицине?
Артем Маковецкий: К сожалению, текущей уровень телеком-, да и вообще ИТ-инфраструктуры в российской медицине оставляет желать лучшего. Несмотря на высокое развитие специализированной медицинской техники, обслуживающие технологии в этом секторе внедряются и распространяются весьма медленно.
Однако, как мне кажется, инфраструктуру в здравоохранении можно назвать скорее прогрессирующей, нежели стагнирующей, и, возможно, уже совсем скоро медучреждения в своей работе начнут активно использовать передовые телекоммуникационные решения, которые станут для них незаменимым инструментом профессионального развития, обмена опытом с коллегами из разных стран мира, постановки диагноза и т.д.