ИТ-инфраструктура должна быть простой, как сервис из розетки
Представление о современных тенденциях ИТ-рынка инфраструктурных решений сводится к тезису, что российский бизнес все чаще воспринимает информационные технологии как электричество из розетки. Лежащая в основе ИТ сервисная модель обеспечивает предоставление ИТ-ресурсов по требованию и отличается тем, что освобождает заказчика от управления инфраструктурой. Это в теории. Разобраться, как в действительности российские компании смотрят на вопросы владения ИТ-инфраструктурой и ее эксплуатации, эксперты отрасли собрались на конференции «ИТ-инфраструктура: оптимальное развитие», организованная CNews Conferences и CNews Analytics, которая прошла 10 июня 2014 г.Концепция облаков, как известно, предполагает три основных модели реализации – это ПО как сервис (SaaS), платформа как сервис (PaaS) и инфраструктура как сервис (IAAS). Число сервисов сегодня намного больше, но, как правило, их можно отнести к одной из базовых моделей. Облачная модель базируется на принципах самообслуживания, доступа с любых устройств, эластичности, измеримости затрат и многопользовательского доступа. По способам реализации облака бывают частными, публичными и гибридными . Как правило, частные облака организаций размещаются у внешних поставщиков и применяются для тестирования и разработки корпоративных систем, пилотных внедрений, а также временных ИТ-проектов. В гибридной модели облаков часть ресурсов остается у компании. Зрелость облачной инфраструктуры, по оценкам Марии Аншиной, председателя комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров (СоДИТ), определяют такие показатели, как надежность, безопасность, управляемость, гибкость и эффективность.
Различные модели облачной ИТ-инфраструктуры
Источник: СоДИТ, 2014
Концепция владения дата-центром основана на принципах централизации ИТ-ресурсов, однако если в компании отсутствует организационная и функциональная централизация, то и инфраструктура окажется не эффективной. Как бы то ни было, для бизнеса облачная модель более прозрачна. К примеру, если размещать ERP-систему на локальных мощностях, то довольно сложно оценить ее стоимость за какой-то период, в облаке же эти сведения включены в каталог ИТ-услуг, и стоимость аренды известна заранее. Время запуска новых систем в облаках сокращается в разы, а за счет самообслуживания по различным каналам (call-центры, электронная почта, веб-сайты) падают затраты на сопровождение. По оценкам De Novo (российской компании, оператора виртуальных частных облаков), для предприятий в 50 человек при размещении инфраструктуры в облаке затраты снижаются в 4,43 раза, в численном выражении экономия составляет $173 тыс. за три года.
Услуги от операторов
В число актуальных трендов рынка ИТ-инфраструктурных решений входят распространение модульных дата-центров; реализация систем хранения данных на флеш-памяти – это повышает скорость обработки данных и снижает энергопотребление; более широкое использование программно-управляемых сетей, упрощающих построение гибридных облаков, и др. Всем этим трендам следуют и российские провайдеры. По внутренней статистике, озвученной Максимом Березиным, руководителем виртуального дата-центра, экспертом по облачным вычислениям департамента вычислительных систем компании «Крок», сегодня наибольшим спросом внешние дата-центры пользуются у финансовых и ритейловых компании (по 25%). В первую пятерку также входят медицинские (16%), медийные (11%) и производственные (9%) компании. При этом, как отметил спикер, около 80% ресурсов обслуживают не девелоперские или тестовые среды, а рабочие ИТ-системы. Планы компании «Крок» на текущий год – миграция СХД на флеш-носители, введение почасового биллинга, сертификация облачной платформы и подготовка стандартов в области защиты облачных платформ.
Станислав Спирков, ведущий менеджер DEAC, сравнил собственные и арендуемые дата-центры. В первом случае (при условии, конечно, что строится именно дата-центр, а не обычная серверная комната) приходится заниматься инженерным проектированием зданий, сталкиваться с существенными капитальными затратами, обеспечивать подключение каналов связи и обеспечивать информационную безопасность. Во втором случае все эти проблемы, равно как и техподдержка, переносятся на сторону провайдера – капитальные вложения отсутствуют или минимальны, однако оперативные расходы увеличиваются.
Александр Моложавский: Облачные сервисы обладают большей прозрачностью
Александр Моложавский, директор по информационным технологиям компании «Электронная Москва», поделился мнением о том, как правильно управлять ИТ-инфраструктурой, как оценить ее эффективность, а также рассказал, какое место занимают облачные решения в развитии инфраструктуры бизнеса компании.
CNews: Когда пора проводить модернизацию?
Александр Моложавский: Возможности модернизации необходимо предусмотреть уже на этапе проектирования ИТ-инфраструктуры. В дата-центрах «Электронной Москвы» размещены и обслуживаются более 100 высоконагруженных социально значимых информационных систем. Мы изначально строили ИТ-инфраструктуру с запасом и закладывали широкие возможности модернизации и интеграции систем. Решения, которые мы внедряем, эксплуатируем и обслуживаем, легко масштабируются, позволяя подхватывать не только возрастающее число пользователей, но и, что очень важно, новые бизнес-процессы.