ИТ-образование: где и ради чего учиться?
Интерес к квалифицированному ИТ-образованию в нашей стране растет с каждым годом. Основной "кузницей кадров" остаются учреждения высшего профессионального образования, которые принимают студентов на бесплатной основе и предлагают различные "коммерческие" варианты. Альтернативой может стать поездка за рубеж, однако это в несколько раз дороже. Куда же пойти за знаниями будущему итэшнику?Согласно результатам исследования проекта Examen компании Begin Group, в 2007 году возможность обучения на платной основе рассматривали 84% желающих получить техническое или ИТ-образование. Интересно, что 66% были готовы платить за знания сами, а 23% надеялись на помощь родителей. Взять кредит для получения образования в данной сфере могли 11 % опрошенных. При этом 59% респондентов рассматривали возможность долгосрочной учебы на коммерческой основе. Из них треть была готова платить за год обучения до 2 тыс. долл., 23 % - 2-3 тыс. долл., и еще 23% – 3-5 тыс. долл. в год. Каждый пятый участник исследования мог заплатить за год учебы более пяти тыс. долл.
Конечно, эти суммы не сравнимы с размером оплаты за обучение в иностранных вузах. Например, в американском Vermont Technical College, по официальным данным вуза, год учебы для иностранного студента (вместе с расходами на проживание) может обойтись в 26 тыс. долл. В Канаде, в University of Ontario Institute of Technology годовая оплата может составить 12-13 тыс. долл. и выше. Та же ситуация и в других вузах страны. В Великобритании большой популярностью среди будущих ИТ-специалистов пользуется London School of Economics and Political Science, где иностранцам ежегодно придется платить 23 600 долл. В Австралии, например, в Queensland University of Technology, год обучения по разным программам для будущих ИТ-специалистов стоит 18-20 тыс. долл.
Стоимость обучения в иностранных вузах в год (вместе с расходами на проживание), 2007-2008
Страна | Стоимость Долл./год |
|
1 | Indiana University (США) | 23 450 |
2 | Monash University (США) | 24 000 |
3 | University of Oklahoma (США) | 24 520 |
4 | The Ohio State University (США) | 25 000 |
5 | New Jersey Institute of Technology (США) | 26 000 |
6 | Yale University (США) | 27 000 |
7 | DeVry Institute of Technology – Calgary (Канада) | 11 500 |
8 | Toronto College of Technology (Канада) | 12 000 |
9 | Kent College of Business Health and Technology, Toronto (Канада) | 12 200 |
10 | Westervelt College (Канада) | 12 400 |
11 | Oxford College of Arts, Business and Technology (Канада) | 12 750 |
12 | University of Ottawa (Канада) | 14 000 |
13 | Queen's University (Великобритания) | 23 600 |
14 | University of Technology Sydney (Австралия) | 18 000 |
15 | Швеция (все вузы)* | 7 700 |
*Обучение в Швеции бесплатное, однако, согласно законодательству страны, требуется обеспечение расходов на жизнь не менее указанной суммы в течение учебного года.
Источник: CNews Analytics, 2008
Кроме всего прочего, желающим учиться за рубежом стоит обратить внимание и на тот факт, что иностранцам там рассчитывать на стипендию или иную другую материальную помощь весьма сложно. Эта одна из причин, побуждающих большинство российских студентов получать ИТ-образование дома. Помимо этого, в настоящее время выпускники отечественных вузов востребованы не только на местном рынке труда, но и в крупных зарубежных компаниях.
Какой специалист нужен
В прежние годы молодые российские ИТ-специалисты в большом количестве сразу же после получения диплома уезжали на работу за рубеж. Однако сейчас с "утечкой мозгов" пытаются бороться как вузы, предлагая выпускникам работу на кафедре или участие в различных проектах, так и отечественные ИТ-компании.
В Московском государственном вечернем металлургическом институте можно стать ИТ-специалистом за 15 тысяч рублей в год
Таким образом, происходит конкурентная борьба, целью которой является желание привлечь к сотрудничеству перспективные кадры. Выигрывают здесь, пожалуй, молодые специалисты, которые могут рассчитывать на создание приличных условий для работы и жизни.
Перспективный специалист еще проходит обучение в вузе, но его уже берут на заметку потенциальные работодатели. Этому способствует одна из форм сотрудничества между факультетами, готовящими кадры для ИТ-сферы, и профильными фирмами.
Упомянутое взаимодействие заключается в реализации совместных проектов, для выполнения которых привлекаются наиболее сильные студенты. Вслед за гигантами мировой индустрии, такими как Microsoft, Intel, Samsung и другими, в подобного рода проектах все чаще стремятся принять участие отечественные предприятия. Взаимная выгода здесь очевидна: фирмы находят потенциальных сотрудников, студенты – рабочее место, факультеты – технику и другие продукты.
Немаловажно, какую заработную плату будут получать молодые специалисты при устройстве на работу. Здесь все зависит от направления работы и региона. Согласно результатам анализа заказов компаний-клиентов Kelly Services, системный администратор в Москве, например, может рассчитывать на зарплату в 1200-3500 долл., в Санкт-Петербурге – 900-1600 долл., в Тюмени – 500-1200 долл. ежемесячно. Оклад руководителя проекта повсюду на порядок больше.
Обзор заработных плат специалистов в ИТ-сфере за 2007 г., долл.
Москва | Санкт-Петербург | Тюмень | Самара | |
Разработчики | ||||
Программист-инженер | 1300–2500 | 900–1700 | 700–1000 | 700–1000 |
Старший инженер | 1500–3500 | 1500–2500 | 1000–1500 | 1200–1700 |
Руководитель проекта | > 2500 | > 2200 | > 1500 | нет данных |
ИТ | ||||
Специалист helpdesk | 800–1500 | 500–1000 | < 900 | 300–700 |
Системный администратор | 1200–3500 | 900–1600 | 500–1200 | нет данных |
ИТ-менеджер | 2000–4000 | 1600–3000 | 1000–2500 | нет данных |
ERP | ||||
Консультант по внедрению | > 2000 | 1300–4000 | 700–1200 | нет данных |
Бизнес-аналитик | 2000–3500 | 1000–2500 | нет данных | нет данных |
Руководитель проекта | > 3000 | > 2500 | нет данных | нет данных |
Источник: Kelly Services, 2007
Несмотря на то, что российские вузы готовят неплохих специалистов в сфере ИТ, в академической среде нередко поднимают вопросы улучшения качества образования. Востребованы учебники и книги по компьютерным дисциплинам и другие методические материалы. Актуален и вопрос о привлечении квалифицированных специалистов-практиков к чтению лекций. Информационные технологии не стоят на месте, и для того, чтобы отследить и донести до студентов нюансы новых разработок, усилий обычных вузовских преподавателей бывает недостаточно.
Интересная практика сложилась, например, в американских университетах. Здесь, как правило, приглашают конкретного специалиста для чтения лекций по предмету в течение одного года. За это время может появиться немало новых разработок в сфере информационных технологий. Если лектор готов продолжить тему с учетом появившихся изменений и в следующем учебном году, с ним заключают новый контракт.
Немалую роль в подготовке ИТ-специалистов играет заинтересованность студентов в самообразовании. Молодой человек, желающий быть востребованным на рынке труда, будет посещать различные курсы помимо основных занятий, принимать участие в проектах, усиленно изучать английский. Подобного рода специалисты сегодня привлекают наибольшее внимание отечественных и зарубежных фирм.
Владимир Лунин