Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Законодательство

ИТ-стратегия России: как изменится облик страны за 10 лет

В 2011 году в России стартует программа "Информационное общество", которая обещает за 10 лет кардинально изменить облик страны. Данный материал был опубликован в 51 номере журнала CNews.

Подмосковье, 2010 год. Гражданка России с пропиской в Миассе Челябинской области отметила свое 45-летие и вспомнила о том, что настало время менять паспорт. У нее была регистрация по месту пребывания, а потому, чтобы получить новый документ, не пришлось ехать в родной город. Гражданка собрала справки, заполнила бланки и пришла в отделение УФМС. После нескольких часов, проведенных в живой очереди, она попала в заветный кабинет. Гражданке повезло, ее документы были оформлены верно, и сначала показалось, что снова испытывать все прелести коридорной жизни паспортного стола не придется.

"Нужен адрес УФМС по Миассу, чтобы отправить запрос на проверку ваших данных", — вдруг пробурчала, не поднимая глаз, паспортистка. Гражданка России в ответ пожала плечами: "Может быть, вы посмотрите в интернете?" Сотрудница паспортного стола со словами "У нас нет интернета" упаковала запрос в конверт и вручила его посетительнице: "Найдите адрес сами, впишите и отправьте письмо. Ответ придет через несколько месяцев, тогда и сделаем паспорт. Звоните, уточняйте. Следующий".

С чистого листа

Описанный случай, вовсе не вымышленный, демонстрирует печальный итог завершающейся в 2010 году госпрограммы "Электронная Россия". Стартовала она в 2002 году, а среди ее главных целей значилось "повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти как между собой, так и с гражданами на основе использования современных ИКТ". Сегодня, глядя на ее безусловно благие цели и задачи, не так-то просто найти среди них безоговорочно достигнутые. Яркий пример: доля государственного электронного межведомственного документооборота к настоящему моменту должна была составить 40% от всего объема циркулирующих документов, но на деле не превышает 10%. С доступом чиновников в интернет, как видно из приведенного выше примера, все далеко не благополучно. С их навыками работы на компьютерах, очевидно, тоже.

Надо сказать, что судьба "Электронной России" была непростой. Контроль за программой долгое время не могли поделить между собой Минэкономразвития и Минсвязи. Несмотря на рост благосостояния государства, бюджет программы сокращался. Из года в год все чаще вместе со словами "государство" и "информатизация" звучали слова "коррупция" и "откаты". А когда в 2008 году в Минсвязи сменилась команда, ситуация еще больше осложнилась. Главный господрядчик программы — НИИ "Восход" — и главный финансовый распорядитель — агентство "Росинформтехнологии" — до начала 2010 года сохраняли прежних руководителей, лояльных экс-министру Леониду Рейману, не утратившему влияние на отрасль. Ряд публичных и непубличных конфликтов, обусловленных этим обстоятельством, едва ли способствовал активному внедрению информационных технологий в государственных органах.

Бесславную историю "Электронной России" в 2009 году красочно проиллюстрировали заявления первых лиц страны. "До сих пор поставленных в рамках этой программы базовых задач мы не добиваемся", — констатировал Владимир Путин. Дмитрий Медведев был не столь дипломатичен. "Никакого электронного правительства нет, все это — химера", — отрезал он. Эти слова, прозвучавшие с промежутком в несколько месяцев, вероятно, стали холодным душем для команды нового главы Минсвязи Игоря Щеголева. Летом 2009 года его ведомство приступило к созданию новой амбициозной программы "Информационное общество".

Вся власть Минкомсвязи!

Написание "Информационного общества" сопровождалось укреплением вертикали исполнителей программы. С подачи Минкомсвязи было упразднено агентство "Росинформтехнологии", а его руководитель — Владимир Матюхин — отправлен на пенсию. НИИ "Восход" был переподчинен непосредственно министерству и лишен ряда функций. Глава института Леонид Юхневич покинул свой пост, а на его место был назначен, по-видимому, более лояльный генерал ФСБ Леонид Бородинов. Единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства было решено создавать на базе государственного экс-монополиста рынка дальней связи "Ростелекома", для чего тот решил приобрести долю в системном интеграторе "Энвижн Груп" (правда, эта сделка до сих пор не завершена). Появился у Щеголева и новый заместитель, персонально ответственный за "Информационное общество" — им стал Илья Массух, до того работавший советником министра.

"Информационное общество": внешние и аналитические проекты

Нажмите для увелечения
Увеличить

"Информационное общество": внутренние проекты

Нажмите для увелечения
Увеличить

Как защититься от продвинутых кибератак
Безопасность

Источник: Текст программы "Информационное общество", одобренный на Президиуме правительства РФ 30 сентября 2010 г.

Впридачу ко всему, правительство наделило Минкомсвязи правом контролировать работы по информатизации госорганов, а Минфин обязало учитывать его мнение при выделении средств на ИТ-проекты тем или иным ведомствам. На деле команда Игоря Щеголева получила возможность "отправлять на доработку" присланные на экспертизу проекты других федеральных структур, если они не соответствуют видению регулятора. Высокопоставленный чиновник Минкомсвязи рассказывал CNews об этой практике на конкретном примере. Минздрав запланировал оснастить каждую российскую поликлинику собственным парком серверного оборудования для обработки и хранения информации о пациентах. Этот план согласован не был. "Мы рекомендовали использовать единое хранилище с онлайн-доступом для всех лечебных заведений, что существенно дешевле и современнее", — сказал собеседник CNews. Так, шаг за шагом, Минкомсвязи получило беспрецедентные полномочия в регулировании информатизации госсектора, а министр — неофициальное звание ИТ-царя.

Кудрин не дремлет

Программа "Информационное общество" получилась нетипичной по сравнению со всеми существующими в России федеральными целевыми программами.

Как "Информационное общество" изменит жизнь простых граждан

  • Чтобы получить государственную услугу, достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса и через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие обновленного статуса в соответствующей базе данных.
  • Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в интернете.
  • Чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.
  • Чтобы сдать налоговую отчетность, не нужно будет ни разу посещать налоговую инспекцию.
  • Чтобы получить консультацию специалиста, не понадобится ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом
  • Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым каналом связи, расположенным в шаговой доступности.
  • Чтобы отобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет открыть электронный каталог любой библиотеки на всей территории страны.
  • Чтобы приступить к выполнению своей работы, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть.
  • Чтобы заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью
  • Чтобы купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.

Они, как правило, ставили целью развитие каких-то конкретных сфер (жилье, научные и педагогические кадры, безопасность дорожного движения), а новая программа задумывалась как стратегия проникновения современных технологий во все сферы жизни россиян. А потому, кроме главного исполнителя — Минкомсвязи, у программы появился целый список соисполнителей. В него попали Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минобрнауки, Минрегионразвития, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, а также органы власти субъектов федерации.

Олег Покровский, «Росатом»: Создавая собственные ТИМ-решения, мы перестаем за свой счет обучать модели недружественных стран
Цифровизация

Не обошлась программа и без участия Минфина. В июле 2010 года на президентском совете по информационному обществу неожиданно появился Алексей Кудрин, чем вызвал удивление даже у Дмитрия Медведева.

— Вы у меня вчера отпрашивались. Что произошло? Вам стало интересно заниматься вопросами информационного общества? — не без иронии заметил президент.

— Я хотел сегодня [замминистра финансов РФ Александра] Новака сюда прислать. Но у нас все заместители разъезжаются по совещаниям, и иногда даже некого отправить вместо себя, — объяснил Кудрин.

Возможно, глава Минфина и в самом деле оказался на том заседании случайно, но упрекнуть его в неподготовленности было нельзя. Вооружившись цифрами, Кудрин раскритиковал чрезмерно высокую стоимость ряда проектов по внедрению ИТ в Минобрнауки и Минздраве, а также отметил, что работы по информатизации в различных ведомствах иногда дублируются, что тоже приводит к неоправданным затратам. "Надо еще проверять, насколько эти обоснования соответствуют целям, функциям, результату, который будет. Мне кажется, у нас сейчас пока дороговатыми становятся эти программы", — резюмировал он.