Разделы

Бизнес

Как обойти "подводные камни" ИТ-консалтинга?

Ожидаемого экспертами нового "бума" на российском рынке ИТ-услуг так и не произошло: предварительные итоги 2006 года говорят о продолжающемся падении темпов роста сектора. Похожие, хотя и не столь явные тенденции аналитики наблюдают и на рынке ИТ-консалтинга, расходы на который составляют более половины всех затрат на ИТ-услуги. Причины происходящего выясняли участники круглого стола "Подводные камни ИТ-консалтинга: успехи и ошибки", организованного CNews Conferences.

По предварительным данным CNews Analytics, объем российского рынка ИТ-услуг составил по итогам 2006 года 48,75 млрд. руб., что на 25% превышает аналогичный показатель 2005 года. Сегодня уже очевидно, что прогнозы экспертов о возможности нового стремительного роста российского рынка ИТ-услуг, или хотя бы о стабилизации его темпов роста на уровне 30-35% оказались несостоятельными, и рост рынка происходит на фоне стремительного падения темпов.

Объем и динамика российского рынка ИТ-услуг, 2006

Объем и динамика российского рынка ИТ-услуг

Источник: CNews Analytics 2006

Отметим, что в структуре всех затрат на ИТ-услуги около 54% составляют расходы на ИТ-аудит и консалтинг (чистые ИТ-услуги), оставшаяся часть (46%) приходится на проектные поставки программного обеспечения и ИТ-обучение. Исходя из этого, объем российского рынка ИТ-консалтинга в текущем году предположительно составил 26,1 млрд. руб., что только на 21% выше аналогичного периода прошлого года. При этом необходимо заметить, что темпы роста рынка ИТ-консалтинга весьма неоднородны: взрывной, более, чем в два раза скачок на рубеже 2002-2003 годов в дальнейшем сменился неравномерным год от года ростом рынка и общим снижением темпов роста. Понятно, что состояние рынка ИТ-услуг в целом и консалтинга во многом зависит от макроэкономической ситуации в стране. Однако динамика развития сектора ИТ-услуг не определяется одними только экономическими факторами – в основе "торможения" рынка целый комплекс причин, лежащих в плоскости взаимодействия ИТ-консультантов и заказчиков непосредственно при реализации проектов.

Как выбрать консультанта?

Начнем с того, что, начиная консалтинговый проект, заказчик зачастую не понимает стоящей перед ним бизнес-цели, и, соответственно, не может грамотно поставить задачу ИТ-консультанту. "Если компания ни разу не проходила через внедрение действительно серьезной системы, то было бы большим заблуждением рассчитывать на то, что заказчик скажет, что же ему нужно в итоге, – отметила в своем выступлении на круглом столе "Подводные камни ИТ-консалтинга: успехи и ошибки" Наталья Яскевич, директор по управлению проектами компании МРЦБ. – В этом смысле наши предприятия, даже крупные – попросту "младенцы", которые не знают, что же они хотят получить в результате реализации ИТ-проекта". "Если бизнес-стратегия, как таковая, отсутствует или содержится в неформализованном виде в головах у руководителей, то такое предприятие еще не созрело для консалтинговых проектов", – категоричен Сергей Ровный, менеджер консалтинговой компании Deloitte & Touche CIS.

Тем не менее, попытаться стоит, а начать необходимо с общения с будущими реальными пользователями системы, на основании которых заказчику необходимо сформулировать цель проекта, формализовать ее и передать для реализации консультанту: "После того как бизнес-цель сформулирована, хотелось бы, чтобы исполнитель помог эту цель достичь, – считает Сергей Гончаров, директор компании PM City. - Правильный выбор подрядчика работ состоит в том, чтобы он понимал бизнес-цель заказчика и смог создать эффективный ИТ-инструментарий для достижения этой цели. Как бы не позиционировала себя компания – сетевой, системный или бизнес-интегратор, – в любом случае у нее должен быть бизнес-аналитик, который осознает бизнес-потребности заказчика. К сожалению, на сегодняшний день проблема остается: мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда поставщики решений не вникают глубоко в бизнес заказчика и не понимают бизнес-задач, которые перед ним стоят".

Безусловно, квалификация персонала и репутация компании-консультанта на рынке, независимость, характеристики вендоров, с которыми компания работает, опыт реальных проектов – все это является важными критериями для заказчика. "Однако 100% положительный выбор подрядчика гарантирован тогда, когда у него есть действующий прототип системы, инфраструктуры или приложений, на которых заказчик мог бы потренироваться, некоторое время "пожить", – полагает Пьянков Михаил, ИТ-сервис-менеджер Electronic Data Systems (EDS). – В остальных случаях для заказчика это будет игра в "угадайку" и результат внедрения более непредсказуем". "Действительно, наличие действующей на площадке интегратора системы является достаточно серьезным критерием в пользу этого поставщика, – соглашается Андрей Шапошников, менеджер по развитию бизнес-направления "технический консалтинг" компании "Инфосистемы Джет".

Корпоративные мессенджеры стремительно теряют актуальность как самостоятельный продукт
Маркет

"Заказчику необходимо решение, которое подходит именно ему. Выбор будет за тем консультантом, который сможет его подобрать и системно подойти к решению поставленной задачи", – подытожила Ольга Волобуева, заместитель начальника управления организационно-технологического развития "Россельхозбанка".

Как научиться понимать друг друга?

Актуальной является также проблема построения эффективного диалога между потенциальным заказчиком и исполнителем. "Рынок в растерянности от непонимания друг друга, – констатирует Кирилл Терентьев, генеральный директор сервисной компании "Открытые коммуникации". – Заказчик и ИТ-консультант говорят на разных языках, поэтому большая часть усилий тратится на то, чтобы разобраться в том, что говорит консультант, а не в том, подходит ли это решение мне, как заказчику".

Участники дискуссии сошлись во мнении, что консалтинговым компаниям пора серьезно задуматься над тем, чтобы адаптировать предложения, сделать их понятными для заказчика: как правило, ИТ-консультант предлагает клиенту набор маркетинговых материалов вендоров, написанных для ИТ-специалистов. "Как главному бухгалтеру разобраться в представленной терминологии?", – вопрошает Павел Есырев, генеральный директор компании "Отраслевые решения". "Действительно, ИТ-уровень персонала в средних и даже крупных компаниях не всегда дотягивает до уровня профессионалов, – сетует Константин Войтенко из AMS, - в результате, непосредственные пользователи системы обращаются к своему консультанту для выяснения тех или иных вопросов, возникающих в процессе эксплуатации системы". Безусловно, построение отношений – процесс двунаправленный. Лишь когда со стороны заказчика наступает осознание того, что ИТ - это нормальный бизнес-инструмент и он используется в интересах его бизнеса, наступает полное взаимопонимание. По словам Андрея Шапошникова, в этом случае приходящий консультант начинает говорить с компанией на одном языке, консультант понимает требования заказчика, и, в результате он может выстроить свой проект так, чтобы эти интересы бизнеса удовлетворялись.