Как обойти "подводные камни" ИТ-консалтинга?
Ожидаемого экспертами нового "бума" на российском рынке ИТ-услуг так и не произошло: предварительные итоги 2006 года говорят о продолжающемся падении темпов роста сектора. Похожие, хотя и не столь явные тенденции аналитики наблюдают и на рынке ИТ-консалтинга, расходы на который составляют более половины всех затрат на ИТ-услуги. Причины происходящего выясняли участники круглого стола "Подводные камни ИТ-консалтинга: успехи и ошибки", организованного CNews Conferences.По предварительным данным CNews Analytics, объем российского рынка ИТ-услуг составил по итогам 2006 года 48,75 млрд. руб., что на 25% превышает аналогичный показатель 2005 года. Сегодня уже очевидно, что прогнозы экспертов о возможности нового стремительного роста российского рынка ИТ-услуг, или хотя бы о стабилизации его темпов роста на уровне 30-35% оказались несостоятельными, и рост рынка происходит на фоне стремительного падения темпов.
Объем и динамика российского рынка ИТ-услуг, 2006
Источник: CNews Analytics 2006
Отметим, что в структуре всех затрат на ИТ-услуги около 54% составляют расходы на ИТ-аудит и консалтинг (чистые ИТ-услуги), оставшаяся часть (46%) приходится на проектные поставки программного обеспечения и ИТ-обучение. Исходя из этого, объем российского рынка ИТ-консалтинга в текущем году предположительно составил 26,1 млрд. руб., что только на 21% выше аналогичного периода прошлого года. При этом необходимо заметить, что темпы роста рынка ИТ-консалтинга весьма неоднородны: взрывной, более, чем в два раза скачок на рубеже 2002-2003 годов в дальнейшем сменился неравномерным год от года ростом рынка и общим снижением темпов роста. Понятно, что состояние рынка ИТ-услуг в целом и консалтинга во многом зависит от макроэкономической ситуации в стране. Однако динамика развития сектора ИТ-услуг не определяется одними только экономическими факторами – в основе "торможения" рынка целый комплекс причин, лежащих в плоскости взаимодействия ИТ-консультантов и заказчиков непосредственно при реализации проектов.
Как выбрать консультанта?
Начнем с того, что, начиная консалтинговый проект, заказчик зачастую не понимает стоящей перед ним бизнес-цели, и, соответственно, не может грамотно поставить задачу ИТ-консультанту. "Если компания ни разу не проходила через внедрение действительно серьезной системы, то было бы большим заблуждением рассчитывать на то, что заказчик скажет, что же ему нужно в итоге, – отметила в своем выступлении на круглом столе "Подводные камни ИТ-консалтинга: успехи и ошибки" Наталья Яскевич, директор по управлению проектами компании МРЦБ. – В этом смысле наши предприятия, даже крупные – попросту "младенцы", которые не знают, что же они хотят получить в результате реализации ИТ-проекта". "Если бизнес-стратегия, как таковая, отсутствует или содержится в неформализованном виде в головах у руководителей, то такое предприятие еще не созрело для консалтинговых проектов", – категоричен Сергей Ровный, менеджер консалтинговой компании Deloitte & Touche CIS.
Тем не менее, попытаться стоит, а начать необходимо с общения с будущими реальными пользователями системы, на основании которых заказчику необходимо сформулировать цель проекта, формализовать ее и передать для реализации консультанту: "После того как бизнес-цель сформулирована, хотелось бы, чтобы исполнитель помог эту цель достичь, – считает Сергей Гончаров, директор компании PM City. - Правильный выбор подрядчика работ состоит в том, чтобы он понимал бизнес-цель заказчика и смог создать эффективный ИТ-инструментарий для достижения этой цели. Как бы не позиционировала себя компания – сетевой, системный или бизнес-интегратор, – в любом случае у нее должен быть бизнес-аналитик, который осознает бизнес-потребности заказчика. К сожалению, на сегодняшний день проблема остается: мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда поставщики решений не вникают глубоко в бизнес заказчика и не понимают бизнес-задач, которые перед ним стоят".
Безусловно, квалификация персонала и репутация компании-консультанта на рынке, независимость, характеристики вендоров, с которыми компания работает, опыт реальных проектов – все это является важными критериями для заказчика. "Однако 100% положительный выбор подрядчика гарантирован тогда, когда у него есть действующий прототип системы, инфраструктуры или приложений, на которых заказчик мог бы потренироваться, некоторое время "пожить", – полагает Пьянков Михаил, ИТ-сервис-менеджер Electronic Data Systems (EDS). – В остальных случаях для заказчика это будет игра в "угадайку" и результат внедрения более непредсказуем". "Действительно, наличие действующей на площадке интегратора системы является достаточно серьезным критерием в пользу этого поставщика, – соглашается Андрей Шапошников, менеджер по развитию бизнес-направления "технический консалтинг" компании "Инфосистемы Джет".
"Заказчику необходимо решение, которое подходит именно ему. Выбор будет за тем консультантом, который сможет его подобрать и системно подойти к решению поставленной задачи", – подытожила Ольга Волобуева, заместитель начальника управления организационно-технологического развития "Россельхозбанка".
Как научиться понимать друг друга?
Актуальной является также проблема построения эффективного диалога между потенциальным заказчиком и исполнителем. "Рынок в растерянности от непонимания друг друга, – констатирует Кирилл Терентьев, генеральный директор сервисной компании "Открытые коммуникации". – Заказчик и ИТ-консультант говорят на разных языках, поэтому большая часть усилий тратится на то, чтобы разобраться в том, что говорит консультант, а не в том, подходит ли это решение мне, как заказчику".
Участники дискуссии сошлись во мнении, что консалтинговым компаниям пора серьезно задуматься над тем, чтобы адаптировать предложения, сделать их понятными для заказчика: как правило, ИТ-консультант предлагает клиенту набор маркетинговых материалов вендоров, написанных для ИТ-специалистов. "Как главному бухгалтеру разобраться в представленной терминологии?", – вопрошает Павел Есырев, генеральный директор компании "Отраслевые решения". "Действительно, ИТ-уровень персонала в средних и даже крупных компаниях не всегда дотягивает до уровня профессионалов, – сетует Константин Войтенко из AMS, - в результате, непосредственные пользователи системы обращаются к своему консультанту для выяснения тех или иных вопросов, возникающих в процессе эксплуатации системы". Безусловно, построение отношений – процесс двунаправленный. Лишь когда со стороны заказчика наступает осознание того, что ИТ - это нормальный бизнес-инструмент и он используется в интересах его бизнеса, наступает полное взаимопонимание. По словам Андрея Шапошникова, в этом случае приходящий консультант начинает говорить с компанией на одном языке, консультант понимает требования заказчика, и, в результате он может выстроить свой проект так, чтобы эти интересы бизнеса удовлетворялись.