Как появилась ERP?
Основанная в 1922 году в Чикаго американская компания American Hospital Supply Corporation, поставляющая медикаменты в больницы США, стала одной из первых организаций, активно внедряющих ИКТ для автоматизации бизнес-процессов. Ее разработка ASAP, являющаяся прообразом нынешних ERP/CRM систем, позволила ей в 1970-х годах удерживать лидерство в США, а также увеличить продажи на 13%. Общая прибыль American Hospital Supply Corporation в период с 1973 по 1983 год поднялась на 18%, причем для тех времен это были действительно сверхпоказатели.На заре ИТ-эры, когда компьютер еще не мог называться персональным, а об информационных технологиях еще не было принято говорить как о повседневных вещах, American Hospital Supply Corporation в 1976 году представила первое в своем роде решение для автоматизации процесса дистрибуции. С целью перевода в электронный вид заказов на поставку лекарств в медицинские учреждения была разработана система Analytic Systems Automated Purchasing (сокращенно ASAP), ставшая впоследствии прообразом современных систем документооборота.
ASAP была создана с акцентом на потребителя – заказчика медицинских товаров. В 1957 году American Hospital Supply Corporation стала задумываться над решением проблемы обработки всех поступающих заказов, как от крупных корпоративных клиентов (госпиталей, санаториев), так и от небольших аптек. До начала 1960-х годов цепочка поставки медикаментов выглядела следующим образом: между заказчиком (госпиталем) и фирмой-поставщиком существовал посредник – люди, которые должны были по телефону или по обычной почте извещать дистрибутора о каждом заказе (в те времена ежегодно таких заказов было 50 тыс.). В такой схеме, помимо серьезных временных задержек, было и другое "слабое звено" - часто заказы терялись или не могли быть проконтролированы. American Hospital Supply Corporation решила начать процесс модернизации, исключив из этой схемы промежуточного посредника. Чтобы заказчики связывались с дистрибутором напрямую, в 1963 году компания разработала решение на базе продукта Dataphone 1001 от IBM – заказчикам теперь нужно было всего лишь вставлять перфокарту с заказом в перфокатор IBM 632, а информация поступала по каналам телефонной линии в соответствующие подразделения фирмы-поставщика. После этого копия перфокарты вводилась в биллинговый компьютер системы, а заказчику обратно высылались счет-фактура и лист заказа. Изначально к системе подключились не более десятка госпиталей, но позже их количество увеличилось до 200.
Версия вторая
В 1970-е года вышла вторая версия системы ASAP, которая использовала уже не перфокарты, а телетайпную связь, а сами чеки распечатывались на принтерах. Теперь American Hospital Supply Corporation разработала специальное ПО для своих мейнфреймов на основе языков программирования ALGOL и COBOL, которое позволяло контролировать процесс формирования и обработки заказа. В результате этого многие фирмы-производители лекарств, обратившие внимание на эту инновационную технологию, стали подключаться к ней, экономя на издержках на складских площадях. По состоянию на конец 1970-х годов American Hospital Supply Corporation была единственным дистрибутором, использовавшим подобную систему, а ближайший ее конкурент, компания Johnson&Johnson, к середине 1980-х годов потеряла свою долю на рынке.
С целью перевода в электронный вид заказов на поставку лекарств в медицинские учреждения American Hospital Supply Corporation разработала систему ASAP
В 1981-1985 годах ASAP получила еще несколько обновлений – в 1981 заказчик мог легко искать заказы по номерам в общей базе данных, а в 1983 из всей базы заказов система автоматически выбирала и "советовала" те наименования, которые заказывались ранее. Стало возможным и редактировать сам заказ в режиме онлайн, а ASAP начала поддерживать передачу заказов по модему, что еще больше сократила расходы компаний. На развитие этой системы в этот период было потрачено порядка 30 млн долларов. В результате 5500 из 6900 американских больниц к концу 1980-х годов использовали ASAP.
Алексей Воронцов, директор департамента по развитию информационных технологий и бизнес-процессов компании "Еврокоммерц": "Автоматизированная система учета заказов сегодня является обязательным элементом эффективного предприятия. На примере компании American Hospital Supply Corporation мы видим, как стремление предпринимателей отреагировать на новые потребности рынка и необходимость оптимизации работы повлияли на формирование нового бизнеса – ИТ-решения для предприятий".