Разделы

Интернет Интернет-ПО

Какой e-learning нужен российскому бизнесу?

В западных компаниях для подготовки сотрудников активно используются системы электронного обучения. В свою очередь, в нашей стране не так много информации о развитии этой отрасли. Какие формы e-learning используют отечественные компании? Насколько это эффективно? Что мешает внедрению? Исследование рынка, проведенное компанией "Амплуа-Брокер", попробует ответить на эти вопросы.

По мнению опрошенных специалистов, качественный курс электронного обучения должен быть интересным, простым и информационно полным. А системе управления обучением следует обладать такими характеристиками, как гибкость, удобство администрирования и использования, быстрота и надежность.

Интересно, что российские компании все еще часто предпочитают самостоятельно решать вопросы функционирования ЭО. Более половины участников исследования сами разрабатывают электронные курсы или в значительной степени участвуют в разработке. Провайдер, как правило, осуществляет ИТ-поддержку, хостинг, внедрение системы.

Среди лидеров рынка систем электронного обучения в России можно выделить WebSoft, Competentum и "Новый Диск".

Помимо всего прочего, растет интерес к авторским средствам. Это связано со стремлениями компании создавать некоторые курсы самостоятельно, силами функциональных подразделений. Респонденты заявили о желании обучать своих специалистов использованию авторских средств с целью самостоятельной разработки учебных курсов.

Каковы бюджеты на ЭО?

В рамках исследования выяснилось, что наибольшее число респондентов имеет годовые (за 2008 г.) бюджеты на обучение и развитие персонала от 24 до 72 млн рублей. Помимо этого, более одной пятой части опрошенных компаний (22%) либо не имеют выделенного бюджета на электронное обучение, либо он не определен.

Бюджет на обучение, 2008

По данным исследования, компании выделяют на e-learning от 0,5% до 20% от всего бюджета на обучение и развитие персонала, при этом сам показатель зависит от стадии развития ЭО в той или иной организации.

Как оказалось, 47% респондентов считают, что бюджет, выделяемый на электронное обучение, в течение 3-х лет увеличится, и лишь 2% предполагают, что он уменьшится.

Исследование также выявило, что 38% опрошенных компаний отмечают снижение издержек на обучение персонала с внедрением электронного обучения.

Одной из задач, поставленных перед авторами исследования, была попытка оценить объем и емкость российского рынка e-learning. Однако она вызвала большие сложности, связанные с отсутствием статистики продаж продуктов ЭО и большим разбросом в оценках экспертов.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Тем не менее, объем рынка электронного обучения в России можно оценить в примерную сумму от 110 до 150 млн долларов США.

Каковы преграды внедрения ЭО?

Основные факторы успеха электронного обучения в компании ясны только для 57% участников исследования. По их мнению, это качественный продукт и успешный внутренний пиар ЭО в компании. Помимо этого, активному использованию e-learning способствует наличие широкой региональной сети и поддержка со стороны топ-менеджмента компании.

Основными проблемами внедрения систем электронного обучения респонденты называли: недоверие со стороны служащих компании, недостаточную мотивацию сотрудников к использованию e-learning и низкое качество ЭО. Как оказалось, предлагаемые продукты зачастую не соответствуют ожиданиям потенциальных заказчиков, поэтому внедрение ЭО в компании происходит медленно.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Исследование показало, что оценка эффективности ЭО до сих пор не является для российских компаний обязательным процессом. Так, более трети респондентов вообще не занимаются этим вопросом. В остальных случаях используются самые разные методы, наиболее популярными являются удовлетворенность сотрудников и тестирование. Стандартов измерения эффективности ЭО нет ни у одной компании.

Резюмируя результаты исследования, можно сказать, что рынок электронного обучения в России находится на начальной стадии развития и имеет большой скрытый потенциал.

Можно также ожидать, что в связи с текущей экономической ситуацией компании будут больше внимания уделять сокращению расходов и эффективности использования средств на обучение, что неизбежно приведет к уменьшению количества очных тренингов и смещению бюджетов в сторону электронных форм обучения.

Никита Суров