Когда мобильные технологии завоюют бизнес
Мобильные платформы предоставляют фактически неограниченные возможности для создания приложений, которые можно использовать в бизнесе. Такие приложения могут служить как для обслуживания клиентов, так и для обеспечения внутренних процессов компаний. Правда, пока этими возможностями пользуется ограниченный круг российских предприятий.В отношении новых мобильных технологий в России часто происходит так: то, что уже далеко не новость для западного и азиатского рынка, у нас только начинает прокладываться себе дорогу. По оценкам Евгении Григорьевой, руководителя департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "Вымпелком", проникновение смартфонов в B2B-сегменте в России сегодня составляет около 18%. В то же время в США, по подсчетам Nielsen, на начало сентября 2011 г. проникновение смартфонов составляло 40% от всех мобильных устройств.
Однако сегмент смартфонов среди мобильных устройств растет внушительными темпами: по данным ГК "Связной", в третьем квартале 2011 г. он увеличился на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи составили 2 млн единиц. SmartMarketing оценивает продажи смартфонов и планшетов в России в 2010 г. на уровне 5 млн устройств, из которых более 1 млн – iPhone и еще несколько сотен тысяч – планшеты iPad. Динамика продаж, безусловно, отразится на степени проникновения мобильности в бизнес-среду. По мнению Евгении Григорьевой, проникновение смартфонов в B2B-сегменте в России до конца 2013 года вырастет до 36-40%.
О невысокой пока мобильной корпоративной культуре в России косвенно свидетельствует и тот факт, что крупнейшие сотовые операторы - МТС и "Вымпелком" - так и не смогли добиться значительных успехов в продажах смартфонов BlackBerry, специально "заточенных" под корпоративные сервисы. Тогда как в Англии, например, BlackBerry является платформой номер один как на бизнес-рынке, так и на рынке частных пользователей. По данным Nielsen, большая часть смартфонов в США работает на базе операционных систем Android и iOS. В России же пока доминирует мобильная операционная система Symbian, уже фактически похороненная своими создателями из Nokia: компания перешла на производство смартфонов на базе системы Windows Mobile. Все это в совокупности остается сдерживающим фактором для развития мобильных приложений в отечественной бизнес-среде.
Догоняющий эшелон
Пока российские компании только осваивают мобильный маркетинг или мобильную видеоконференцсвязь, их западные коллеги продвинулись далеко вперед в организации работы на портативных девайсах. Согласно исследованиям Gartner, рост мобильных решений стал мировым трендом номер два в ИТ после облачных вычислений. По данным IFS North America, 81% опрошенных бизнес-пользователей считает наличие мобильного интерфейса одним из ключевых факторов при выборе ERP.
По оценкам эксперта компании i-Free Ильи Чернецкого, предоставленным CNews, среди отечественных компаний в повседневной работе мобильными приложениями пользуется одно предприятие из 10 тыс., тогда как на Западе это соотношение приближается к 1/100-1000.
Тем не менее, все идет своим чередом, и, по мнению специалистов "Вымпелкома", ликвидация отставания от западного рынка в этом вопросе – дело ближайших двух лет. По оценкам Евгении Григорьевой, сегодня на одного российского бизнес-пользователя в среднем приходится около 15-ти приложений. "С ростом числа смартфонов и планшетных устройств будет расти и рынок приложений. Потенциал российского рынка огромен", – убеждена Евгения Григорьева.
"To B" или "To C"
Илья Чернецкий говорит, что все полезные для бизнеса приложения можно разделить на две большие группы: предназначенные для сферы B2C (Business to Customers) или для обслуживания клиентов, а также предназначенные для B2B (Business to Business), или для решения внутренних задач компаний.
К первой группе относятся все приложения, созданные для конечного пользователя, например, мобильный банкинг. Эти программы можно установить на смартфон или планшет и совершать с их помощью денежные операции, управлять собственным банковским счетом. Помимо мобильного банкинга, в эту группу входят мобильные версии онлайн-витрин (продажа товаров, билетов, сервисы объявлений, доставки готовой еды), а также рекламные и промо-приложения.
Что касается группы B2B, то в нее входят различные решения для mobile force, то есть для работы полевых сотрудников. С помощью подобных программ менеджеры по продажам или мерчендайзеры могут вносить данные в свои смартфоны на ходу. Существует и mobile dashboards - "пульт управления" компанией, предоставляющий основные показатели для руководителей непосредственно на экране мобильного устройства. Третий тип приложений бизнес-группы – программы для конференцсвязи и совместной работы, например для ведения заметок в процессе совещаний, или мобильные версии PowerPoint/Keynote. Еще один значимый пласт в группе B2B составляют мобильные приложения, интегрированные в ИТ-инфраструктуру компании, которые необходимы для работы с внутренними корпоративными системами управления документооборотом, ERP и CRM, добавляет представитель "Вымпелкома".
Кому это нужно?
Мобильные приложения направления B2C в России исторически развивались более активно, в том числе в области мобильной рекламы и маркетинга, а также мобильного банкинга, который на данный момент предоставляют все крупные финансовые организации. Так что применительно к этой группе отраслевая специфика уже не просматривается.
Что касается B2B-приложений, то в компании SAP СНГ рассказали, что передовые позиции в освоении мобильных решений занимает сектор производителей товаров народного потребления, поскольку среди таких компаний наиболее высокая конкуренция. "Раз есть конкуренция, вопрос эффективной работы сотрудников стоит наиболее остро, поэтому более 90% компаний уже автоматизировали работу своих мобильных сотрудников – торговых представителей и мерчендайзеров", – говорит Павел Деверилин, руководитель направления корпоративных мобильных решений SAP СНГ. Например, в одной из крупных FMCG компаний посчитали эффект от автоматизации выездных сотрудников: объем продаж вырос на 30% , на 20% снизились расходы на поддержание структуры продаж. Проект окупил себя за 5 месяцев.
Кроме того, по словам Павла Деверилина, богатую историю имеет использование мобильных решений в ритейле – это и автоматизация приема товара на склад, и выкладка товара на полке, и быстрое изменение ценников, и инвентаризация. В современном крупном ритейле использование мобильных приложений – стандарт отрасли.
Активно используются решения для автоматизации работы мобильных инспекторов, обходчиков и ремонтных бригад в таких отраслях как электроэнергетика, нефтяные компании, крупные транспортные компании. Большой интерес к мобильным решениям для сотрудников МВД и ГИБДД наблюдается со стороны государственных органов.
Во всех отраслях большое количество мобильных устройств используется для работы с корпоративной почтой, документами, и в этом тоже заметен большой потенциал дальнейшего развития рынка мобильных приложений. Например, сейчас активно начинают внедряться системы управления жизненным циклом мобильных устройств. Один из ИТ-директоров компании, где используется более 2 тыс. мобильных устройств, говорит о том, что использование такого программного обеспечения позволяет экономить его компании больше 200 тыс. евро в год, рассказал Павел Деверилин.
Разработка мобильных приложений, предназначенных для клиентов, таких, как мобильные витрины или маркетинговые приложения, как правило, осуществляется в индивидуальном порядке специализированными компаниями под конкретный проект. Что касается приложений для внутреннего пользования, то, напротив, обычно они предоставляются вендорами программного обеспечения либо в коробочном варианте, либо в форме, предполагающей минимальный набор индивидуальных настроек. К чести российских разработчиков и системных интеграторов, на локальном рынке сейчас доступно достаточно большое количество мобильных решений, которые покрывают потребности бизнеса с большим опережением. Западные вендоры в этом процессе не играют доминирующей роли.
Мобильный бизнес на примерах
Поставщики мобильных решений в числе своих первых клиентов называют крупные компании и холдинги. Использование мобильных приложений пока своего рода эксперимент для бизнеса, и найти на него средства проще лидерам отраслей, среди которых РЖД, "Сбербанк", "Русгидро". На передовой также ритейлеры, FMCG-компании и банки.
Андрей Алексахин, заместитель директора по развитию электронных услуг "Альфа-Банка" рассказал, что банк развивает сервис мобильного банкинга "Альфа-Мобайл" с 2005 г. В последнее время проводилась активная работа по портированию этого приложения под новые популярные платформы, так что сейчас оно работает на iPhone, Android и BlackBerry, в ближайших планах – приложения для Symbian, Bada, Windows Phone 7. "Наш опыт показывает, что в случае "кастомизированных" приложений активность клиентов намного выше", – говорит Андрей Алексахин. По его словам, доля операций, осуществляемых клиентами через мобильный банкинг, среди всех операций в удаленных каналах за последние полтора года выросла в 2,5 раза и сейчас составляет около 20%.
Андрей Алексахин считает, что в сравнении с зарубежными банками мы если и отстаем, то совсем немного. "По крайней мере, я не видел свежих и инновационных идей. Интересное направление, безусловно, – оплата с помощью мобильного телефона покупок непосредственно в торговых точках (с помощью QR-кодов, NFC-технологии или как-то еще). Но и за границей, кроме локальных пилотных проектов, в этом направлении не очень продвинулись", – отметил он.
Нередко системные интеграторы, развивая направление мобильных решений, начинают с себя. "Крок" внедрил у себя решение "Мобильный CRM". "Продавцы начали активно работать с CRM-системой – потому что стало удобно", – рассказал специалист компании "Крок" Алексей Добровольский. С помощью этой системы можно найти данные о сотруднике, заказать временный пропуск для посетителя или ввести информацию о клиенте в информационную систему.
"Крок" отмечает заинтересованность и государственных учреждений в мобильной автоматизации. Например, такой проект был реализован в администрации Пермского края по личной инициативе руководителя региона, "известного техно-гика" Олега Чиркунова. В регионе около 11 тыс. чиновников используют систему электронного документооборота в ежедневной работе. Был разработан специальный мобильный интерфейс, с помощью которого система стала доступна, в том числе, на iPad.
Как заявил CNews руководитель отдела делопроизводства одного из органов государственной власти, "государственные органы власти используют новые технологии и средства коммуникации не менее активно, чем бизнес-структуры". "Это требование времени: руководство госструктур понимает, что мобильные устройства и приложения реально повышают эффективность работы", – объяснил он.