Разделы

Телеком B2B

Корпоративная связь: активность регионов

Мобильная связь нужна сегодня всем без исключения. Однако потребности и привычки корпоративных абонентов в центре и на периферии сильно отличаются. И дело не только в объемах средств, затрачиваемых на связь ежегодно, – отличаются также портфели услуг и характер их потребления.

Прежде чем говорить об отличиях в предпочтениях потребителей из различных регионов, следует обратить внимание на то, что предложения операторов в различных областях также неравномерны. Причина этому – особенности регионов и их потребностей.

В связи с тем, что бизнес-активность в Москве значительно превышает аналогичный показатель для любого региона России, скорость принятия решений компаниями об использовании телекоммуникационных продуктов и услуг для поддержки и развития бизнеса также отличается. Как отмечают представители заказчиков, большое количество пробных кампаний запускается именно в столице. Только в случае подтверждения их успеха сервисы продолжают распространяться в регионах. А это значит, что столичные компании первыми имеют доступ к технологическими новинками – дополнительно стимулируя развитие московского рынка корпоративной сотовой связи.

Стиль обслуживания

Еще одна региональная особенность – способ коммуникации между оператором и пользователями сотовой сети. В Москве и других крупных городах, таких, как Новосибирск или Воронеж, клиенты все чаще стремятся использовать системы удаленного самообслуживания через интернет. Тем же способом они предпочитают получать консультации и управлять своими контрактами.

В небольших населенных пунктах, где рабочий день действительно нормирован, а пробки не съедают половину жизни, клиенты сотовых операторов, напротив, чаще всего желают лично пообщаться со своим менеджером по телефону, или даже специально приехать в офис, не только для первичного подключения, но и чтобы оформить заказ дополнительных опций.

Эти различия уже нашли свое отражение в политике сотовых операторов: "В конце прошлого года мы модернизировали и запустили объединенный "Личный кабинет", позволяющий управлять услугами мобильной и фиксированной связи в едином окне. Кроме того, во всех собственных салонах компании открываются специальные зоны по обслуживанию В2В-клиентов", – комментирует Андрей Кузнецов, руководитель службы регионального маркетинга "ВымпелКома".

Такую же политику ведет "Ростелеком", стремясь закрепить свои позиции универсального оператора связи. После приобретения марки "СкайЛинк", национальный гигант заключил соглашения с розничными сетями "Связной" и "Евросеть", тем самым многократно расширив спектр точек обслуживания по всей стране.

Стоимость услуг

Согласно результатам последних исследования ComNews, в каждом регионе операторы предлагают различную стоимость потребительской корзины для корпоративных заказчиков, причем в Москве ее стоимость оказывается примерно вдвое выше, чем средняя цена пакетов связи по России.

При этом операторы отмечают постепенное исчезновение разницы между стоимостью услуг в регионах и в Москве. Впрочем, данная позиция никак не противоречит результатам исследований. Все дело в том, что спектр потребляемых услуг в столице и крупных городах значительно шире. При этом средняя продолжительность разговора у московских клиентов примерно на 20–25% больше, чем в среднем по стране. В частности, по данным "ВымпелКома", средний счет московского абонента превышает региональный на 25–30%.

Спектр услуг

По данным "ТАСС-Телеком", доля голосовых услуг в мобильной выручке операторов составляет от 45% до 60%. Все остальное приходится на передачу данных и главное – новые сервисы. Прирост абонентов также стал незначительным, так как насыщение рынка было достигнуто в прошлые годы не только в Москве, но и в регионах. Например, в Мурманской области количество SIM-карт на душу населения составляет 2,37 – один из самых высоких показателей по России. Именно поэтому операторы стремятся продвигать новые услуги, развивая сети 3G и предлагая потребителям более функциональные смартфоны.

С другой стороны, по мере развития бизнеса и расширение спектра используемых технологий наряду со стандартными услугами связи, такими, как телефония и доступ в интернет, корпоративные заказчики в регионах также интересуются расширенными возможностями, которые могут принести дополнительные бизнес-преимущества.

Корпоративные заказчики заинтересованы в оптимизации бизнес-процессов, в том числе за счет создания мобильных рабочих мест и обеспечения выхода в интернет для своих сотрудников. Кроме этого, банки, розничные сети, производственные компании, представительства западных холдингов перешли в стадию активной региональной экспансии. Их потребности стимулируют развитие региональных сетей операторов, которые продолжают расширять покрытие 3G, по крайней мере, на территории областных и районных центров. В результате сотовые компании могут не только предоставить доступ в интернет, но также организовать виртуальные частные сети (VPN) с использованием IP-технологий, интегрируя их с корпоративной сетью заказчика.

Курс на готовые бизнес-решения

Представители сотовых компаний констатируют, что в регионах большим спросом пользуются комплексные решения, выполненные "под ключ". В данном случае оператор выступает также в качестве системного интегратора, предоставляя клиенту ИТ-сервисы.

От гипотезы к действию: как ИИ помогает внедрять инновации в крупных корпорациях
Генеративный ИИ

Как отмечает Андрей Кузнецов, все более популярными становятся облачные сервисы, в частности, такой набор необходимых инструментов, как Microsoft Office 365.

Не секрет, что аналитики предрекают рост объема российского рынка "облачных" услуг в течении ближайших 3–5 лет. Считается, что он будет вызван стремлением корпоративных клиентов оптимизировать свои затраты на ИТ-услуги, ИТ-инфраструктуру и услуги связи, получая все это от одного и того же поставщика услуг. В частности, сервисы Microsoft Office 365 были сначала запущены в Москве и Московской области, и их потребителями в основном являются московские компании – их доля составляет более 90%.

Развитие региональных рынков

Для многих частных и государственных заказчиков актуальными оказываются весьма специфические услуги. Например, на базе российской сети "БиЛайн" была разработана и внедрена система мобильного доступа к информационным ресурсам для сотрудников ФИС ГИБДД. Система функционирует на всей территории России. Что касается частного сектора, развитие регионов происходит за счет открытия крупными корпорациями локальных офисов. Ярким примером являются розничные банки. Однако и в других сферах нередко возникает необходимость телефонизировать офис в кратчайшие сроки, а также обеспечить доступ в интернет для своих сотрудников.

Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения

Цифровизация

В настоящее время четко видна динамика в сегменте малого бизнеса, который активно движется в сторону мобилизации. Это видно по росту спроса на такие услуги, как Blackberry, мобильный интернет, Mobile VPN, M2M и так далее.

Особую роль в региональной политике операторов играют конвергентные решения, уже много лет успешно применяющиеся в Москве. Например, "ВымпелКом" предоставляет услугу FMC (единая сеть офисных и мобильных телефонов) уже в 91 городе России и является лидером в сегменте конвергентных сетей, занимая ведущие позиции по распространенности сервиса в регионах. Активную позицию в этом направлении также занимают МТС и реструктурированный "Ростелеком".

Доказавший свою перспективность в Москве рынок коммерческой недвижимости также стал развиваться в регионах. Один только "Билайн" Бизнес до конца 2012 г. подключил 1112 объектов коммерческой недвижимости во всех регионах РФ, общей площадью 6,4 млн кв. м. Лидирующие позиции занимают Северо-Западный, Приволжский и Уральский регионы. Другие операторы также не отстают, в частности, в регионах федеральным компаниям приходится соперничать с местными операторами, которые нередко обладают уже наработанным авторитетом и имеют присутствие на многих бизнес-объектах. Впрочем, чаще всего вопрос конкуренции решается методом покупки небольшого регионального оператора.

Большие и маленькие – специальные решения

Малые компании могут получить весь комплекс продуктов и услуг от одного поставщика. Помимо таких решений, как M2M для контроля транспорта, существует множество специализированных решений для различных отраслей. Например, уже сегодня операторы предлагают специальные пакетные предложения для туристического, и ресторанного бизнеса; для оптовой и розничной торговли; компаний, работающих в сфере транспорта, в сфере бытовых услуг, а также для компаний, занимающихся финансовым посредничеством, включая аудит, бухгалтерию и консалтинг.

Крупные региональные заказчики стремятся к комплексным решениям. В данном случае клиенту предоставляется не только тарифный план, но и набор услуг, которые могут быть интегрированы в бизнес-процессы компании. Например, комплексные M2M-решения, совмещение FMC и FMTN используются сегодня многими региональными предприятиями. Вообще, по мнению аналитиков "Делового Квартала", дальнейший рост операторов за пределами Москвы возможен за счет повышения доходности на абонента (ARPU) и активного развития сегмента М2М. Рост спроса на эту услугу в регионах в 2011 г. составил до 70% как в массовом секторе бизнеса, так в корпоративном сегменте. По данным операторов, 2012 г. оказался еще более продуктивным – "Мегафон" отмечает многократный рост спроса на M2M и услугу "Мобильная АТС" в некоторых регионах, а "ВымпелКом" сообщает о позитивных тенденциях во многих регионах, и в качестве рекорда – о шестикратном увеличении количества SIM-карт M2M в Воронеже.

Несмотря на явное отставание от столицы, региональные рынки постепенно набирают обороты, привыкая к новым услугам и сервисам, а также внедряя практику корпоративной мобильности. Развитие малого и среднего бизнеса свидетельствует о том, что потребности за пределами Москвы продолжают расти. В то же время экспансия крупных компаний в регионы обеспечивает серьезные преимущества работы с единым оператором на территории всей страны – для получения единого сервиса во всех филиалах, а также оптимизации затрат.

Согласно мнению экспертов J’son & Partners, сегодня сохраняются большие отличия в использовании информационных технологий в различных областях. Например, в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера более чем в 20 раз превышает показатель региона-аутсайдера. Западные аналитики полагают, что как раз в период с 2012 по 2020 гг. ситуация будет выравниваться и во всех регионах России будут доступны схожие услуги по близким ценам.

К тому же, как отмечают аналитики AC&M Consulting, дальнейшее развитие рынка корпоративной связи в регионах будет связано с реализацией инициатив 4G ведущими операторами, а это значит, что уже в ближайшее время мы будем видеть в портфеле провайдеров все больше услуг, опирающихся на высокоскоростную передачу данных.

Андрей Шуклин