Корпоративное ПО: заказ или тираж?
При разработке корпоративного ПО возможна реализация двух основных подходов. В первом случае сопровождение программного продукта включает в себя поставку обновлений и небольшой объем консультаций силами вендора, а адаптацию решения под требования клиента обеспечивает партнер. При этом производитель не поддерживает доработки последнего. Второй случай – реализация заказных проектов. Такой продукт не является тиражным и его сопровождение индивидуально. Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы.В поисках выхода
Как было сказано выше, в России получила широкое распространение третья модель. Долгое время впечатляющее развитие этого рынка держалось на сочетании высокого интеллектуального потенциала отечественных разработчиков и низкого уровня оплаты труда. Но годы экономического роста, когда ставки специалистов росли опережающими темпами по отношению к производительности труда, берут своё. Многие секторы рынка близки к насыщению: первичная автоматизация завершена, новые проекты возникают в основном в результате реорганизации. По мере общего роста экономики конкуренция с иностранными производителями усиливается.
Описанные особенности работы с клиентами выступают как важное конкурентное преимущество, а значит нужно учиться зарабатывать и развиваться в этих условиях. Дополнительным преимуществом является расширенный набор услуг, входящих в сопровождение, который де-факто стал уже стандартом для отечественных ИТ-компаний. Это прежде всего своевременная поддержка изменений законодательства в рамках закупленной функциональности без дополнительной оплаты, исправление ошибок в жестко оговоренные сроки (обычно регламентируются соглашением о приоритетах) и выполнение доработок по ограниченной поддержке изменений бизнес-процессов клиента (объем может быть зафиксирован в договоре сопровождения).
Кроме того, за последние годы отечественные разработчики накопили богатый опыт реализации задач, связанных с промышленной разработкой информационных систем. В целом успешно решаются такие проблемы как: конфигурационное управление, управление тестированием (в том числе организация автоматизированного тестирования), управление требованиями, организация разработки и хранения проектной документации, управление внутренним документооборотом (регистрация и маршрутизация задач, в том числе обеспечение для клиентов сервисов по вводу задач и отслеживания их статусов), управление проектами, ресурсное планирование, регистрация и анализ потребностей клиентов, в том числе потенциальных и регистрация и обработка внешних контактов.
Проблема настоящего момента заключается в том, что при решении этих задач используются программные средства разных производителей никак между собой не интегрированные. Производители ПО страдают от той самой проблемы «кусочной» автоматизации, которую успешно решают для своих клиентов. Конечно, уровень компетенции сотрудников IT-компаний в некоторой степени сглаживает негативное влияние этого фактора и позволяет проводить самостоятельные работы по увязке приложений на наиболее важных участках, но осознание топ-менеджментом необходимости внедрения комплексной информационной системы управления разработкой уже стало фактом.
В этой области рынок испытывает явный дефицит предложения. Такие решения, как линейка продуктов Rational, пока недоступны большинству российских компаний-разработчиков, хотя отдельные компоненты получили заметное распространение. Альтернативные варианты представлены слабо. При этом утверждение, что цель может быть достигнута только путем перехода на средства одного производителя, выглядит недостаточно обоснованным. На повестке дня выработка общего понимания методики и технологий интеграции, в которой должны участвовать как разработчики, так и консультанты.
Второе направление, где сохраняются значительные резервы роста – оптимизация и стандартизация процессов управления, как в области качества, так и проектной деятельности. Большой интерес вызывает перспектива внедрения стандартов серии ISO и стандарта управления проектами PMI. Соответствующие предложения на рынке консультационных услуг представлены довольно широко, но надо отметить, что опыт консультантов по оптимизации и стандартизации процессов производства программного обеспечения пока недостаточен, и стандартные подходы не сформированы.