Космическая станция обойдется без российского сегмента?
Не секрет, что Россия существенно отстает от других партнеров в темпах создания отведенного ей сегмента МКС (Международная космическая станция). По-видимому, этот разрыв будет только увеличиваться, если ориентироваться на «космические» бюджеты нашей страны, утверждаемые Государственной Думой, и крайне низкую активность российских переговорщиков и кураторов проекта МКС как внутри родного отечества, так и за его пределами. Если ранее предполагалось, что российский сегмент МКС будет состоять из семи модулей, то сейчас планируется запустить только три. Но затягивание даже этой программы-минимум грозит фатальными последствиями – через несколько лет достройка отечественного сегмента МКС станет просто невозможной чисто физически.Россия действительно существенно отстает от других партнеров в темпах создания отведенного ей сегмента МКС. Этот факт открыто признал даже глава «Росавиакосмоса» Юрий Коптев, беседуя с журналистами во время салона МАКС-2003. Отечественный сегмент готов только в объеме основного служебного модуля «Звезда» (СМ «Звезда») и стыковочного отсека-модуля «Пирс» (СО1 «Пирс»). В то же время европейский модуль, японский и американский сегменты находятся на стадии готовности.
Запутанная ситуация с обязательствами
Определенные надежды на прояснение ситуации с финансированием доставки грузов на МКС возникли в преддверии августовской встречи руководителей Российского Авиакосмического агентства («Росавиакосмос») и НАСА в американском Монтерее. Однако, этого не произошло.
Международная космическая станция |
Лаборатория Columbus
После гибели шаттла Columbia 1 февраля 2003 г. с семью астронавтами на борту американская космическая программа была приостановлена и достройка станции стала невозможной. Кроме того, американцы в значительной степени обеспечивали снабжение и смену экипажей. С тех пор единственным каналом связи между МКС и Землей остаются российские грузовые и посадочные модули. Финансирование этих работ исключительно со стороны России привело к значительному увеличению нагрузки на отечественный «космический» бюджет. В то же время ситуация с обязательствами России по транспортному обеспечению станции продолжает оставаться настолько запутанной, что вероятность получения каких-либо средств от зарубежных партнеров очень невелика. Так, некоторые СМИ в феврале, после гибели шаттла, сообщали впоследствии не подтвердившуюся информацию о том, что NASA готово профинансировать дополнительные запуски космических аппаратов «Прогресс». В нашей стране никакого определенного решения (Минфин молчит) с увеличением финансирования по проекту МКС также не принято, а усилия отечественных переговорщиков оставляют желать лучшего. Между тем, требуется финансирование незапланированных «Прогрессов» для доставки грузов и коррекции орбиты станции.
Грузовой космический корабль (ATV, впереди)
По словам Юрия Коптева, вопрос был решен лишь в отношении объема перераспределяемых средств. Минфин России по просьбе «Росавиакосмоса» после катастрофы шаттла Columbia перевел 1,2 млн. рублей из бюджета агентства со второй половины 2003 года на II квартал. Благодаря этому тактическому успеху предприятия-подрядчики получили дополнительные средства и продолжили строительство заложенных транспортных кораблей и ракет-носителей для них (на изготовление одного грузового космического корабля «Прогресс» требуется два года). Но это не отменяет необходимости увеличения финансирования МКС, так как дорогие «внеплановые» работы (смена экипажей, доставка грузов, подъем орбиты) привели к практической остановке в развитии отечественного сектора на станции и угрозе самой возможности достройки российского сегмента.
Российский сегмент МКС может быть не достроен
Модули «Заря» и Unity |
Во время салона МАКС-2003 глава «Росавиакосмоса» заявил, что строительство российского сегмента идет крайне медленно в связи с недостатком финансирования (средства «ушли» на пуски, внеплановые грузовики, обеспечение пилотируемого полета). По его словам, выделенных на 2004 г. средств хватит лишь на то, чтобы поддержать некоторые транспортно-технологические функции станции и осуществить отдельные конструкторские работы.
Ранее предполагалось, что российский сегмент МКС будет состоять из семи модулей. Теперь планируется запустить только три.2 В их число вошли многоцелевой лабораторный модуль ФГБ-23, исследовательский модуль4 и научно-энергетический модуль. Наиболее вероятная картина развития событий в следующем году не внушает оптимизма. Причины - крайне ограниченные возможности скудного «космического» бюджета-2004 (он лишь немного больше соответствующего бюджета-2003), неопределенность с возобновлением полетов шаттлов (не ранее апреля 2004 г.) и довольно поздний срок (осень 2004 г.) первой отправки к МКС нового европейского грузового космического корабля (ATV) Jules Verne.5 Два последних обстоятельства, при одностороннем финансировании затрат по транспортному обеспечению станции, оставляют очень слабую надежду на то, что отечественная авиакосмическая отрасль сможет наверстать упущенное время по достройке и монтированию на орбите собственных модулей.
Если Россия не запустит лабораторный модуль в ближайшие годы, достройка отечественного сегмента МКС станет невозможной чисто физически. По словам заместителя генерального директора «Росавиакосмоса» Александра Кузнецова, это произойдет, поскольку установка американского модуля Node 3 закроет подходы к необходимому стыковочному узлу.
Модуль Cupola
Получается, что Россия может полностью утратить возможность работы на МКС по собственной научной программе. И такой финал зависит отнюдь не от выполнения нашей страной международных обязательств по транспортному обеспечению станции (которые, конечно, имеют большое значение), а от приоритетов бюджетного финансирования и понимания руководством страны и депутатами значения отечественного сегмента МКС и развития собственной экспериментальной базы. Более того, в условиях благоприятной экономической конъюнктуры и роста бюджетных доходов было бы странно не использовать хорошие отношения (а иногда и дружбу на высшем уровне) с зарубежными партнерами и ввязываться в колоссальные затраты (не только по российским, но и по американским понятиям) с перспективой их последующего обнуления.
1Каждый такой маневр совершается после предупреждения NASA, специалисты которого следят за орбитами тысяч спутников и кусков «космического мусора», кружащего по орбите. По информации CNews
2В августе генеральный директор Юрий Коптев утвердил «Основные принципы завершения формирования российского сегмента МКС». В соответствии с этим документом российский сегмент рассматривается в упрощенной конструкции.
3Многоцелевой лабораторный модуль ФГБ-2 начали создавать в 1995 году, и его строительство во многом завершено. ГКНПЦ им. Хруничева построил его за счет собственных средств на случай неудачного вывода на орбиту первого российского сегмента МКС, то есть в качестве дублера ФГБ-1.
Вывод ФГБ-2 на орбиту означает ощутимое увеличение экипажа станции. Еще год назад (осень 2002 г.) руководство компании Boeing и ГКНПЦ им. Хруничева обсуждали коммерческий проект, предусматривающий совместное использование ФГБ-2. Однако дальше переговоров дело не пошло.
В августе генеральный директор Юрий Коптев утвердил «Основные принципы завершения формирования российского сегмента МКС». В соответствии с этим документом ФГБ-2 включен в состав отечественного сегмента на надирном порту служебного модуля «Звезда» в качестве многофункционального модуля. В настоящее время осуществляется формирование детального облика ФГБ-2. «Ориентировочно потребуется около двух лет для завершения работ по внедрению модификаций после окончательного определения технического задания на ФГБ-2 в упрощенной конструкции российского сегмента МКС» (по данным «Модули МКС»/Новости Авиакосмической науки и технологии. МАКС-2003).
4Исследовательский модуль будет создаваться «Энергией», по-видимому, в качестве совместного проекта с американской компанией Spacehub.
5Разработка европейского грузового космического корабля (ATV) ведется в ESA (Европейское космическое агентство) с 1996 г. Стоимость разработки летной части корабля составила около 700-750 млн. евро. ATV способен доставлять на МКС 8-9 тонн грузов, в том числе 860 кг топлива. Также этот корабль способен производить корректировку орбиты МКС, стыковку и расстыковку в автоматическом режиме.
Планируется, что Jules Verne будет пристыковываться к российскому сегменту МКС и находиться на орбите 6 месяцев, в течение которых будет производиться отгрузка продуктов и топлива с корабля, а также с помощью его двигателей - корректировка орбиты станции. 22 августа на пресс-конференции в Жуковском, во время салона МАКС-2003, руководитель программы ATV Патрис Матье сообщил, что в случае, если к российскому сегменту будет необходимо пристыковаться транспортному космическому кораблю «Союз», ATV способен в автоматическом режиме отстыковаться от станции.
Запуск ATV будет осуществляться с помощью ракеты-носителя Ariane-5 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Управляться корабль будет из Центра управления полетами, который находится в Тулузе.
Строительство ATV Jules Verne ведется в сотрудничестве с «Росавиакосмосом». В частности, российская космическая корпорация «Энергия» разрабатывает для ATV систему сближения. Пока европейский космический грузовой корабль проходит предстартовые испытания в Тулузе. По информации РБК.