Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

"Кредитная фабрика": интеграция в масштабах "Сбербанка"

В августе 2010 года завершено тиражирование технологии "Кредитная фабрика" на группу продуктов потребительского кредитования, автокредитования и кредитные карты во всех территориальных банках Сбербанка. Сегодня мы беседуем о проекте "Кредитная фабрика" с Ириной Кремлевой, заместителем директора департамента рисков Сбербанка России, и Алексеем Макеевым, директором направления СОА компании "Неофлекс", интеграционное решение которой обеспечивает сбор данных, на основании которых принимаются решения по кредитным заявкам.

CNews: В какие сроки "Кредитная фабрика" была развернута на территориальные банки?

Алексей Макеев: Перевод тербанков на работу по технологии "Кредитная фабрика", в ходе которого и происходило внедрение интеграционного решения, выполнялся в три этапа. В июле 2009 года был завершен первый этап проекта. Решение было запущено в промышленную эксплуатацию в Московском и Северо-Западном территориальном банках Сбербанка. Затем в период с августа до конца 2009 года мы развернули решение еще в 7 тербанках, расположенных на европейской территории России. С февраля по август 2010 года решение было запущено в промышленную эксплуатацию в Алтайском, Байкальском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Поволжском, Сибирском, Северном и Северо-Восточном территориальных банках.


Ирина Кремлева: Роль интегратора — одна из ключевых в проекте

Ирина Кремлева: Проект стартовал в октябре 2008 года. То есть от момента его начала до окончания развертывания технологии по всей структуре Сбербанка прошло полтора года. И масштабы проекта, и сроки его выполнения беспрецедентные. Такие результаты могли быть достигнуты только при условии, что все участники проекта работают как одна команда. И работают с максимальной отдачей и с максимальной заинтересованностью в результате. Cам процесс разработки решения, его развертывания, сопровождения и доработки компания "Неофлекс" осуществляла из Москвы, централизованно и почти не выезжая в территориальные банки. Во всех ситуациях команда "Неофлекс" реагировала оперативно, это была очень эффективная работа.

CNews: Насколько важна роль интегратора в таком проекте, где задействовано много компаний-участников? Как выбирался интегратор для "Кредитной фабрики"?

Ирина Кремлева: Роль интегратора — одна из ключевых в проекте. Особенно в условиях Сбербанка, который до недавнего момента использовал в основном разрозненные ИТ-системы. Когда я выступаю с рассказом о проекте на конференциях, люди, как западные, так и российские, одновременно ужасаются и восхищаются масштабами проекта. Потому что научить единый интеграционный слой общаться с восемьсот сорока инсталляциями различных систем, собирая в них данные, - это действительно беспрецедентная по масштабам и сложности задача!

Почему был выбран "Неофлекс"? Осенью 2008 года Сбербанком был проведен конкурс по выбору интегратора для проекта "Кредитная фабрика". На тот момент компания "Неофлекс" имела солидный запас выполненных интеграционных проектов в крупных банках и смогла лучше других подтвердить свою компетенцию с точки зрения команды, опыта и экспертизы. И сейчас, когда на первый план выходит сопровождение интеграционного решения, мы еще раз убедились в правильности нашего выбора. К сожалению или к счастью, точкой входа в вопросах сопровождения для нас очень часто является интеграционная шина. Если в какой-то системе в каком-то территориальном банке происходит сбой, то мы, прежде всего, обращаемся к специалистам "Неофлекса" и говорим – "У вас на шине что-то не так?". И они начинают разбираться, говорят – "Нет, вы знаете, нужно заниматься такой-то системой". Коллеги очень быстро реагируют на наши запросы, быстро разбираются в проблеме, исключительно качественно сопровождают решение в режиме "24х7".


Алексей Макеев: С самого начала проекта было ясно, что решение должно быть максимально гибким

Алексей Макеев: В проектах, где задействовано большое число поставщиков систем, основная задача – найти разумный компромисс в том, как будут реализованы запросы к конечным системам, из которых извлекается информация. Ведь не все системы в своем исходном варианте могут представить необходимую информацию. В интеграционных проектах, как правило, интегрируемые системы приходится дорабатывать. В какой мере? Здесь весьма важно найти взвешенное решение. Как правило, в конечной системе делается только часть доработок, а некоторые виды преобразований информации реализуются средствами интеграционной шины. При таком разделении труда нам удается быстро продвигаться. Если все доработки выполнялись бы в конечных системах, или, наоборот, в шине, то проект реализовывался бы значительно дольше, а интеграционное решение было слишком тяжелым и потеряло бы требуемую гибкость.

CNews: Какие кредиты банк выдает сейчас по технологии "Кредитной фабрики", какие планирует?

Ирина Кремлева: В настоящее время на технологию "Кредитная фабрика" переведена вся линейка потребительских кредитов: это потребительский кредит с поручительством, кредиты, выдаваемые на неотложные нужды, доверительный кредит, а также вся линейка автокредитов и кредитные карты. В следующем году мы переводим на рельсы "Кредитной фабрики" ипотеку. Параллельно на "Кредитной фабрике" запускается выдача кредитов малому бизнесу. Так, в ноябре 2010 года мы запустим выдачу в рамках фабрики продукта "Микрокредиты физическим лицам — собственникам малого бизнеса", пока в одной точке. В дальнейшем линейка продуктов для малого бизнеса будет расширяться: появятся микрокредиты юридическому лицу и так называемые простые кредитные продукты. И хотя у этих продуктов различаются как бизнес-процессы, так и верхние границы по суммам, но в целом все продукты для малого бизнеса будут реализованы на технологии "Кредитной фабрики".

CNews: Сложная ли это задача — перевести новый кредит на технологию "Кредитной фабрики"?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Ирина Кремлева: Если мы говорим, что новый продукт — это новые условия кредитования (измененная процентная ставка или новый пакет документов, минимальная или максимальная сумма кредита и т. п.), то такой продукт вводится быстро (в течение дня). Если же меняется бизнес-процесс, например, мы должны осуществить ускоренную проверку заемщика, отказаться от проверки информации какой-то категории, или, наоборот, провести более глубокую проверку клиента, подключить к нашей системе какой-то информационный источник, то тогда требуется доработка как ядра системы Transact SM (Experian), так и интеграционной шины. И этот процесс занимает от месяца до полугода – в зависимости от сложности требуемых изменений. Так, для разработки программного обеспечения по ипотеке нам необходимо 6 месяцев. Это совсем новый продукт, у которого относительно потребительского кредита меняется не только бизнес-процесс, но и участники сделки.

CNews: С технологической точки зрения как организован переход на новый кредит? Что можно сказать о гибкости интеграционного решения?

Алексей Макеев: С самого начала проекта нам было ясно, что решение должно быть максимально гибким. Если банк выпускает новый продукт или вносит изменения в бизнес-процесс обработки кредитной заявки, эти изменения должны быть поддержаны интеграционным решением без остановки работы "фабрики". Это обеспечивается за счет применения так называемого принципа слабой связанности компонентов решения. Сначала мы вносим изменения в центральное интеграционное решение, например, добавляем в него возможность обрабатывать новый продукт. При этом с точки зрения локальных решений, стоящих в тербанках, эти изменения не видны – все работает по-старому. Потом мы начинаем распространять новую версию по всей сети. Это делается по мере готовности информационных систем соответствующего тербанка поддержать работу с новым продуктом. В результате нам удается развивать решения без его остановки.

CNews: Как осуществляется техническая поддержка интеграционного решения?

Алексей Макеев: Поддержка "фабрики" осуществляется в режиме "24х7". Первую линию обеспечивают специалисты банка, которые принимают инциденты и консультируют пользователей. Сотрудники специализированной службы поддержки "Неофлекс" участвуют в работе второй линии поддержки – обеспечивают диагностику и разрешение инцидентов. Как правило, инциденты повторяются, поэтому мы ведем специальную базу знаний, в которой фиксируем информацию о каждом разрешенном инциденте. Накопленная в базе знаний информация позволяет существенно сократить время обработки инцидентов. Есть и третья линия поддержки – внесение изменений в само решение. Эту работу также выполняет "Неофлекс".

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Ирина Кремлева: В случае инцидентов очень важна скорость реагирования, поскольку в настоящее время поток входных заявок у нас составляет более 18 тысяч в день. Ведь если где-то что-то сломалось и из-за ошибки возникает очередь, она увеличивается молниеносно. Среагировать на то, что в кровеносной системе интеграционного решения образовался тромб, и удалить его, устранить проблему нужно самое большее в течение 15 минут.

Андрей Потапенко / CNews