Лазерные принтеры подминают струйники под себя
Прошедший год стал переломным в борьбе между струйной и лазерной технологиями печати - по данным компании ITResearсh, лазерные принтеры впервые завоевали более половины российского рынка.Борьба технологий
Полтора миллиона принтеров, проданных в первом полугодии 2004 г., говорят о сохранении высокого спроса на устройства печати, большая часть которых по-прежнему приобретается новыми пользователями. В целом по рынку это соответствует увеличение числа проданных устройств на 28% (по сравнению с аналогичным периодом 2003 года), при этом, однако, в отдельных технологических сегментах динамика сильно различалась.
Наиболее высокие темпы роста продолжали демонстрировать лазерные принтеры (42% в штучном выражении), в то время как у струйных устройств этот показатель был меньше приблизительно в два раза (18%), а у матричных принтеров продажи вновь снизились.
В первом полугодии 2004 г. вопрос о том, какая из двух технологий – лазерная или струйная – станет лидирующей на рынке, оказался решенным в пользу первой – лазерные принтеры впервые составили более 50% всех проданных на российском рынке устройств. Такое изменение структуры в пользу более дорогих продуктов поддержало и достаточно высокие темпы роста денежного объема рынка – 20% (около $300 млн. за шесть месяцев).
Динамика структуры продаж принтеров, %
Источник: ITResearch
Основными тенденциями рынка лазерных принтеров является сохранение высокого спроса на цветные модели и изменение структуры продаж монохромных устройств в пользу более производительных моделей. В первом полугодии 2004 г. около двух третей продаж в сегменте цветных лазерных принтеров пришлось на офисные модели начального ценового уровня, используемые в качестве персональных устройств или в небольших рабочих группах. Именно они обеспечили основную часть прироста рынка (в штучном выражении цветной сегмент вырос более чем на 80% по сравнению с первой половиной 2003 г.).
К основным поставщикам недорогих офисных принтеров - Epson, Hewlett-Packard, Konica Minolta и MB, в начале 2004 г. присоединились еще четыре вендора - Lexmark, Samsung, Tally и Xerox, причем у последней компании, имеющей одну из наиболее широких линеек цветных принтеров, впервые появилась 4-проходная модель стоимостью меньше $1000. Обострение конкурентной борьбы, как это обычно бывает, сопровождалось падением цен – на 30% за последний год, причем минимальная стоимость цветной модели уже приблизилась к $500.
Судя по новому витку ценовой войны, разгоревшейся в середине года на европейском рынке между производителями цветных офисных принтеров, этот уровень не является предельным, и аналитики рынка затрудняются прогнозировать, насколько далеко может зайти процесс эрозии цен. В его основе лежит маркетинговая политика вендоров, стремящихся максимально использовать возможности продвижения цветной печати в офис.
Многие новые цветные модели обеспечивают скоростную (20-30 стр./мин) черно-белую печать при такой же или даже меньшей стоимости страницы, чем монохромные принтеры аналогичной производительности. Это позволяет позиционировать их в качестве единого «универсального» печатающего устройства на рабочем месте индивидуального пользователя или для небольшой рабочей группы. Перспективность рынка многофункциональных устройств приводит к обострению конкуренции на нем. Так, например, представители Hewlett-Packard открыто заявляют о своих намерениях вести агрессивную ценовую политику.
Лазерный рынок взрослеет
Наиболее заметным изменением в сегменте монохромных лазерных принтеров явилась смена «точек роста». Если год назад самые высокие темпы наблюдались в категории принтеров производительностью до 12 стр./мин (130%), то в первой половине 2004 г. более динамично росли продажи в старших подсегментах рынка. Таким образом, период ажиотажного спроса на персональные принтеры начального уровня производительности, вызванного появлением на рынке новых дешевых моделей, близок к завершению.
Динамика темпов роста продаж монохромных лазерных принтеров, %
Тем не менее, категория дешевых принтеров пока остается самой популярной у пользователей, составляя наибольшую часть лазерного сегмента (53% от всех проданных в первом полугодии устройств). Занимающий первую строчку по количеству продаж Samsung ML1210 является абсолютным рекордсменом – за два года компания Samsung смогла обеспечить продажу около 600 тыс. этих устройств, такого показателя не было даже у самой популярной модели 2001-2003 г.г. HP LaserJet 1200.
В 2004 году основной спрос на массовом рынке лазерных принтеров перемещался в категорию устройств производительностью 13-20 стр./мин, куда входят и «старшие» персональные модели и принтеры для малых рабочих групп. По сравнению с 2003 г., темпы роста продаж в ней выросли вдвое, и в количественном отношении этот подсегмент должен вскоре стать ведущим. Практически все производители лазерных принтеров имеют в своих продуктовых линейках такие модели и в совокупности они составляют половину всего товарного наполнения рынка.
В сегменте принтеров средней производительности усилилась конкуренция между вендорами – вместо одной компании Hewlett-Packard, имевшей годом раньше подавляющее преимущество, теперь появилось три ведущих поставщика – к лидеру приблизились Samsung и Xerox, многократно увеличившие продажи за этот период. Улучшили свои рыночные позиции и другие компании - Canon, Epson, Kyocera, MB и Oki.
Еще более высокими темпами росли продажи сетевых принтеров для средних и больших рабочих групп (свыше 20 стр./мин), причем в категории устройств со скоростью печати 21-30 стр./мин они за год удвоились. Однако в количественном отношении высокопроизводительные принтеры по-прежнему составляют небольшую часть лазерного сегмента – около 4% (год назад – 3%). Среди ведущих поставщиков этих устройств - Hewlett-Packard, Kyocera, MB и Xerox. Кардинального изменения позиций здесь не произошло, следует только отметить увеличение в первом полугодии рыночной доли компаний Kyocera и Xerox.
В погоне за цифровым фото
В отличие от лазерных, количественный рост рынка струйных принтеров выглядел довольно скромным - всего около 18% по сравнению с первым полугодием 2003 г. Такое замедление темпов выглядит особенно резким после настоящего бума спроса на струйники в конце 2003 года. В целом за первое полугодие 2004 г. рост продаж в самом массовом (70% рынка) подсегменте устройств стоимостью до $100 составил всего 14% - в три раза меньше, чем в 2003 г.
Динамика продаж струйных принтеров в различных ценовых категориях
(по сравнению с 1-м полугодием 2003 г.), %
Более высокая динамика продаж в двух следующих ценовых группах (33% и 34% соответственно в категориях $101-$200. и $201-$300) связана, прежде всего, с постоянно растущим спросом на струйные фотопринтеры. За год их продажи удвоились, и рыночная доля в струйном сегменте в целом превысила 15%, а в старших ценовых подсегментах фотопринтеры уже обеспечивают больше 50% объема продаж. Такие модели есть в составе продуктовых линеек всех четырех ведущих производителей – Canon, Epson, Hewlett-Packard и Lexmark, а у лидирующей по объему продаж фотопринтеров компании Epson они превышают половину предлагаемых на рынке устройств.
Подсегмент струйных принтеров ценой более $300 занимает небольшую часть рынка – около 3% в штучном выражении, и уже в течение двух лет его количественный объем изменяется очень мало. В первом полугодии продажи в нем вновь снизились почти на 4%, продолжив тенденцию второй половины 2003 года. По-видимому, высокопроизводительным струйным бизнес-моделям становится все труднее выдерживать конкуренцию со стороны недорогих офисных моделей цветных лазерных принтеров, и за последнее время в структуре этого подсегмента также увеличилась доля фотопринтеров – почти до 60%.
Если говорить о произошедшем за год изменении позиций вендоров, то, прежде всего, следует отметить общую тенденцию сближения рыночных долей «большой четверки» в самой массовой категории струйников. Компании Lexmark, и особенно Canon, удалось значительно сократить отставание по объему продаж от Epson и Hewlett-Packard, суммарная доля которых снизилась за год на 10%. В старших ценовых сегментах, где два лидера по-прежнему контролируют подавляющую часть рынка, разница между ними в показателях продаж также уменьшилась, главным образом из-за обострения конкуренции в категории струйных фотопринтеров.
Прочитать полную версию статьи «Устройства hardcopy – расстановка сил. Структура продаж на рынках принтеров, сканеров и настольных МФУ» «Бестселлеры IT-рынка. Осень 2004». С.66.