Разделы

"Машинное зрение" сэкономит средства банков

Одним из узких мест систем электронного документооборота в банках является перевод платежных документов в электронную форму. Не секрет, что большая часть российских фирм до сих пор предпочитает вести "бумажную" бухгалтерию. И решение задачи переведения счетов в электронный вид ложится на плечи банков. В ближайшее время количество счетов, которые банки должны предоставлять в электронной форме, значительно возрастет. Связано это с тем, что Центробанк России намерен понизить сумму, начиная с которой платежные документы должны предоставляться в электронном виде.

В этой ситуации у банков есть два выхода: либо увеличивать число операционисток, занятых вводом предоставленных бумажных счетов, либо внедрить у себя новые технологии, позволяющие автоматизировать процесс перевода счетов в электронную форму. Первый путь является тупиковым, поскольку лишь увеличивает издержки банка. Пойдя по второму пути, банки могут либо внедрять систему "Банк-клиент", либо установить у себя систему распознования документов. В первом случае электронные документы готовит сам клиент и пересылает их по установленному каналу связи в банк. Однако, несмотря на все преимущества такой системы, российские компании неохотно идут на ее внедрение. В первую очередь это связано с их неуверенностью в защищенности электронных транзакций. Большой проблемой также является низкое качество российских линий связи. Кроме того, определенное противодействие внедрению "Банк-клиент" оказывают те сотрудники в организации, которые отвечают за доставку платежных документов в банк. Дело в том, что для многих необходимость несколько раз в неделю отвозить в банк счета является возможностью решить свои личные проблемы.

Другой выход - внедрение системы распознавания документов (ее еще иногда называют "машинным зрением")- не требует каких-либо изменений в привычном для клиента порядке взаимодействия с банком. В этом случае на рабочем месте операционного работника устанавливается сканер, оснащенный программным обеспечением, позволяющим автоматически распознавать платежные документы, принесенные клиентом. Таким образом достигается значительная экономия времени на ввод одного документа в компьютер. Если при ручном вводе одна операционистка может обработать примерно 150 счетов в день, то используя сканер, она может ввести от 400 до 600 документов. По оценкам специалистов компании "Кворум", разрабатывающей системы автоматизации банковской деятельности, система распознавания позволяет также существенно снизить затраты банка. Так, по их расчетам, ручной ввод одного документа обходится примерно в 45 центов, тогда как при использовании сканера стоимость перевода документа в электронный вид составляет 12 центов. При этом стоимость оборудования одного рабочего места составляет около 1,5 тыс. долларов. Кроме того, практически не требуется проводить обучение персонала.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

На данный момент в России программное обеспечение для распознавания платежных документов производят несколько компаний. Наиболее распространенными ПО в банках, по оценкам Олега Кузьмина, одного из топ-менеджеров компании "Инверсия" (автоматизация банковской деятельности), являются два продукта: Fine Reader Банк компании ABBYY и CuneiForm производства Cognitive Technologies. По словам Абрама Пахчаняна, вице-президента компании ABBYY, оценить, как поделен рынок между двумя программами, очень сложно. Во-первых, не всегда компания-производитель знает, что продает продукт именно банку. Кроме того, у обеих компаний заключен ряд ОЕМ-соглашений с производителями сканеров, т.е., банк может купить систему распознавания вместе со сканером. Судя по косвенным признакам, ABBYY и Cognitive Technologies имеют примерно равные доли рынка. По словам Андрея Шапошникова, директора по маркетингу компании "Програмбанк", обе эти системы распознавания документов достаточно легко интегрируются в большинство автоматизированных банковских систем (АБС), представленных на российском рынке.

Конечно, внедрение системы "Банк-Клиент" более прогрессивно, поскольку позволяет обеспечить более качественное обслуживание клиентов. Но, в силу вышеуказанных причин, это не всегда возможно. Так что системы распознавания документов на данный момент представляют собой очень удачное решение проблемы перевода платежных документов в электронную форму.