Разделы

Big Data

Metro Cash & Carry об исследовании больших данных

Александр Борисов, руководитель отдела коммерческого контроллинга российского подразделения компании METRO Cash & Carry, рассказал CNews о том, что следует понимать под большими данными, о сферах применения этих технологий в рознице, а также о пилотных проектах, которые реализуются в компании.

CNews: Что вы подразумеваете под термином Big Data?

Александр Борисов: Единого мнения о том, что понимать под термином Big Data, нет. Все активнее развиваются интернет и социальные сети, по каждому пользователю накапливается много информации и событий. Соответственно, появились новые методы для работы с большими данными, позволяющие анализировать поведение людей и сетевых сообществ. Все это – неструктурированный и достаточно большой объем данных, который очень быстро растет. Технологии, которые должны охватывать такой объем информации, тоже «живут» в интернете или в облаке, но уже не внутри одной организации, и доступны внешним сообществам.

У себя в компании мы считаем, что Big Data – это не только неструктурированные данные, но и структурированный дата-центр, где хранится значительный объем информации.

CNews: Появление Big Data связано с потребностями бизнеса?

Александр Борисов: На мой взгляд, появление термина Big Data не связано ни с потребностями бизнеса, ни с вендорами. Это просто направление, которое начало развиваться в интернет-сообществе, и лишь затем начали появляться прикладные области, пригодные для использования в бизнесе.

CNews: На рынке есть необходимая инфраструктура?

Александр Борисов: В 29 странах, где работает наша компания, мы используем корпоративные хранилища данных, которые анализируют большой объем структурированной информации. Скорее всего, при использовании технологий для работы с Big Data мы обратимся к тем же самым вендорам – Teradata, Oracle. У них уже имеется необходимый инструментарий.

CNews: Решения каких российских разработчиков планируете использовать?

Александр Борисов: Наша компания в основном использует решения международных компаний, все технологии отрабатываются в Германии нашим внутренним системным интегратором Metro Systems, который на все 29 стран разрабатывает политику автоматизации. При этом рассматриваются общие международные решения для всех стран. Локальных решений по России, Испании, Италии и другим странам немного, поскольку компания придерживается единой реализации бизнес-приложений.

CNews: На российском рынке есть интеграторы, которые могут помочь в реализации проектов Big Data?

Александр Борисов: Безусловно. Я в свое время работал в компаниях «АйТи» и «Форс», которые сейчас активно развивают направление Big Data. На мой взгляд, компании, которые уже ведут множество проектов по другим направлениям, таким как хранилище данных, внедрение ERP-систем, CRM, готовы представить свои решения на базе технологий международных вендоров. Среди них Oracle, Microsoft, IBM, Teradata. Приобрести программное обеспечение по Big Data сейчас не проблема. Труднее правильно выбрать направление инвестиции в подобный проект. «Коробочных» решений на рынке пока нет, и вероятность ошибки выбора велика. Со временем, после проб и ошибок, появятся лучшие практики внедрений, технологии Big Data станут более дешевыми и доступными как для среднего, так и для малого бизнеса. Выбор станет проще.

CNews: Чем объясняется потребность в технологиях Big Data в вашей компании?

Александр Борисов: На мой взгляд, необходимость в технологиях Big Data возникает не только тогда, когда данных становится очень много, а в основном, когда компания готова качественно изменить концепцию работы с ними. Сейчас у нас достаточно информации, чтобы вести бизнес. Некоторые маркетинговые исследования для Metro Cash & Carry проводят внешние компании, предоставляя нам анализ, который в будущем могли бы обеспечить технологии Big Data. Основная причина для активного внедрения, которую я вижу, – растущим требованиям бизнеса и темпам активного роста и развития на рынке становится недостаточно имеющихся данных. Это послужит стимулом для бурного внедрения Big Data в нашей отрасли.

Например, у банков, как и у нас, тоже достаточный объем достоверных сведений о клиентах. У этих компаний нет срочной необходимости в информации из Big Data. Такие данные еще нужно и перепроверять. Но это лишь одна сторона вопроса.

Нужно учитывать, что рынок постоянно эволюционирует и меняется. Например, раньше у Metro Cash & Carry не осуществлялись продажи в интернете, не было так развито направление работы с нашими ключевыми клиентами. Теперь мы более подробно анализируем информацию о клиентах, характеризующую поведение потребителей как в наших магазинах, так и на рынке. В этом нам действительно может помочь Big Data. Эта технология позволяет получить дополнительные сведения о клиентах, и эти данные могут предоставить компании конкурентные преимущества.

CNews: У вас уже ведутся проекты по Big Data?

Александр Борисов: Я не участвую в тестовых проектах, которые проводятся в Германии, но, насколько мне известно, тестируются продукты Teradata, Hadoop. Также у нас есть интеграторы IBM, Oracle. Я могу предположить, что наши коллеги в Германии могут проверять сразу несколько направлений, всевозможные инструменты технологий, которые мы уже применяем не по Big Data.

CNews: Кто инициатор таких проектов?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Александр Борисов: В Metro Group входит ИТ-компания Metro System, по сути, инсорсер. В ней работает около двух тысяч сотрудников. Именно Metro System отвечает за все ИТ-проекты и реализует их для нас.

Наши отделы, специализирующиеся на бизнес-аналитике, при появлении новых потребностей транслируют свои пожелания в задания на новый функционал бизнес-приложений. Сотрудники моего отдела контроллинга – это специалисты, хорошо знающие бизнес, они также создают такие задания. Фактически отдел контроллинга предоставляет топ-менеджменту множество аналитики и осуществляет обратную связь по доступности необходимого функционала в информационных системах и возможности контроля изменений в нашем бизнесе. Наши предложения по изменению в ИТ-инфраструктуре обсуждаются в головном офисе и направляются в Metro Systems, которая рассматривает возможности реализации новых технологий.

Не исключено, что нам понадобится маркетинговый анализ наших пользователей и клиентов с помощью Big Data, и нам будет необходимо анализировать как структурированные, так и неструктурированные данные.

CNews: Какие вы видите новые области применения Big Data в Metro Cash & Carry?

Александр Борисов: Нам интересен анализ взаимодействия наших клиентов в социальных сетях. Он поможет выявить потребительский спрос. На основе этих данных можно строить различные прогнозы. Например, понять, в каких сервисах они заинтересованы сегодня, что может привлечь их в будущем. Другими словами, клиент может еще не знать, что захочет через месяц приобрести автомобиль, а мы можем это предложить, если спрогнозируем заблаговременно. Прогнозы могут помочь улучшить внутренние процессы компании, которые будут лучше соответствовать будущим потребностям наших клиентов, что станет толчком для роста нового направления торговли.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Подобные решения уже используются в интернет-торговле: при авторизации на сайте, основываясь на истории предыдущих покупок и также используя историю ваших просмотров, вам предлагают новый аналогичный или аксессуар к ранее приобретенным вами товарам или тем, которые вы ранее просматривали на сайте. Я считаю, что технология Big Data пока массово не востребована бизнесом, но в течение двух-трех лет она может получить достаточно серьезное развитие.

CNews: В каких бизнес-процессах, по вашему мнению, эффект от использования Big Data будет наиболее ощутим?

Александр Борисов: Во-первых, это маркетинг, во-вторых – CRM.

CNews: Какие подразделения наиболее заинтересованы в Big Data?

Александр Борисов: Напрямую заинтересованы в Big Data три наших подразделения. В первую очередь, подразделение, которое анализирует существующих и потенциальных клиентов. Во вторую, маркетинг, отдел рекламы, а в третью – специалисты, которые занимаются ассортиментной политикой.

CNews: Какие проблемы вы связываете с использованием Big Data?

Александр Борисов: Дело в том, что в нашей компании очень большой объем структурированных данных о клиентах. Соответственно, мы обладаем четкими и конкретными сведениями о клиентах, их потребностях, о том, какие товары они приобретают, а какие не пользуются спросом и т.д. Иными словами, все продажи привязаны к клиенту, поскольку мы давно с успехом анализируем внутренние данные.

Основная проблема с Big Data заключается в том, что информации много, она очень динамично изменяется. Много времени может тратиться, чтобы получить корректные данные, и оценить, можно ли на них опираться при принятии решений.

CNews: Какие факторы сдерживают развитие технологий Big Data?

Александр Борисов: На мой взгляд, один из основных факторов – затраты на проект. Кроме того, как я уже упоминал, не до конца понятно, можно ли доверять полученным данным и как использовать их для бизнеса.