Министерства не на связи: русские вендоры разочаровались в чиновниках
Генеральный директор производителя телекоммуникационного оборудования "Агат-РТ" Юрий Анисимов ждал не один год, пока чиновники, обещавшие поддержку высокотехнологичным секторам экономики, устранят дискриминационные условия для работы коммерческих разработчиков техники связи. А не дождавшись, решил найти ответственных за обещанную поддержку самостоятельно. Проблемы, которые поднял предприниматель, в той или иной степени касаются до 3 тысяч частных российских компаний.После выборов президента и смены состава правительства Юрий Анисимов подготовил документ об основных проблемах коммерческих производителей отечественного электронного оборудования. В начале августа 2008 года он направил письмо в Министерство связи и массовых коммуникаций с просьбой рассмотреть возможность визита на прием к заместителю министра. Также в Минсвязи был выслан подготовленный Анисимовым документ. "После этого мы регулярно звонили в Министерство с вопросом о возможности встречи с ответственными лицами для более подробного изложения своей позиции и предоставления всех необходимых комментариев, - рассказывает Анисимов. - Однако ответ получали всегда один – "сейчас возможности нет, но на следующей неделе наверняка получится, мы делаем все возможное".
Спустя два месяца Анисимов констатировал "бесперспективность продолжения контактов по данной теме" с Минсвязи. Генеральный директор "Агат-РТ" так бы и не смог получить комментарии по интересующим его вопросам, если бы не отправил аналогичный документ со своим видением проблем рынка на имя президента РФ Дмитрия Медведева. "Из канцелярии президента письмо было переправлено в Министерство связи, - восстанавливает Анисимов цепочку событий. - 23 октября мне позвонил чиновник в должности начальника отдела и предложил обсудить обозначенные в письме вопросы на личной встрече". В этот же день встреча состоялась.
Нацпроекты для олигархов
"С одной стороны, мы регулярно слышим в телевизионных выступлениях и видим в нормативных документах профильного министерства декларации о поддержке инновационной экономики вообще, и отечественных производителей наукоемкой продукции в частности. С другой стороны, за все время своей деятельности мы ни разу не ощущали какой-либо системной поддержки со стороны государства, - констатирует Анисимов. - В стране созданы дискриминационные условия в отношении инновационных коммерческих предприятий по сравнению с иностранными производителями, что противоречит позиции государства. Эти условия являются по сути заградительными для проектов по разработке сложного оборудования, и делают практически невозможной эффективную долгосрочную конкуренцию отечественных разработок с продукцией иностранных производителей".
Среди главных проблем, стоящих сейчас перед производителями электронного оборудования, гендиректор "Агат-РТ" в своем письме выделил высокие налоги (более 50% от инвестируемой в проект суммы), высокие пошлины на комплектующие и низкие пошлины на завозимое в Россию конкурирующее зарубежное оборудование, нерациональную систему получения разрешения на поставку за рубеж отечественного электронного оборудования. Кроме того, не упрощает жизнь производителям дефицит кадров и в связи с этим резко выросшие зарплатные ожидания кандидатов. Все обозначенные проблемы дополняет фактическое отсутствие доступа к какой-либо информации по льготам, которыми может воспользоваться отечественный производитель. "Государство старается помогать самым крупным, а между тем именно малые производители еще пытаются конкурировать с засильем зарубежных игроков на ИТ-рынке, - говорит Анисимов. - В силу конкуренции они постоянно совершенствуют бизнес-процессы, продажи и маркетинг". По его мнению, политика пренебрежения малым бизнесом неэффективна, что доказывает и американская история ИТ-индустрии: "Самые крупные заокеанские ИТ-корпорации начинались в свое время с энтузиастов-одиночек, находивших возможность реализации своих смелых идей".
На каждую проблему Юрий Анисимов предложил свой вариант решения.
Наиболее важные проблемы производителей телекоммуникационного оборудования в России
Проблема | Следствие | Решение |
Высокие налоги - ЕСН, НДФЛ, НДС. | Государству необходимо отдать в виде налогов более 50% от инвестируемой в проект суммы. Что делает долгосрочные инвестиции в сложные проекты попросту невозможными. | Минимизация налогообложения или полное освобождение расходов на НИОКР от налогообложения. В том числе – расходов на заработную плату специалистов. Уменьшение ставок налогов, в первую очередь – ЕСН. Упрощение администрирования налогов на предприятии. Перевод взаимодействия с налоговыми органами на электронную основу. |
Высокие пошлины на комплектующие - могут доходить до десятков процентов. | Зарубежные производители имеют возможность продавать свою продукцию в России по цене, соизмеримой со стоимостью входящих в данную продукцию комплектующих на отечественном рынке электронных компонентов. | Обнулить ввозные пошлины на комплектующие, не производимые отечественной электронной промышленностью. |
Низкие ввозные пошлины на конкурентное оборудование зарубежных производителей. | Зарубежные производители имеют возможность продавать свою продукцию в России по цене, соизмеримой со стоимостью входящих в данную продукцию комплектующих на отечественном рынке электронных компонентов. | Выстроить систему мониторинга состояния рынка электронной продукции, разрабатываемой и выпускаемой отечественными производителями. Путем проведения независимой экспертизы выявлять конкурентоспособное оборудование, для импортных аналогов устанавливать более высокие ввозные пошлины. |
Заградительная политика государства в отношении экспорта электронного оборудования отечественного производства. td> | Вывоз продукции требует прохождения большого количества процедур согласования, что существенно увеличивает себестоимость поставки. Разработчики, обладающие достаточными ресурсами, организуют производство за рубежом. В результате заказы перетекают за рубеж, хотя вполне могли бы размещаться на отечественных предприятиях. Разработчики, не обладающие достаточными ресурсами для размещения производства за рубежом, отказываются от продвижения своей продукции в других странах. | Минимизировать барьеры на пути поставок за рубеж коммерческой продукции отечественного производства. Сделать более эффективной и избирательной систему предотвращения вывоза государственных секретов – эта система не должна создавать препятствия для коммерческой деятельности, не имеющей никакого отношения к подобным секретам. |
Дефицит кадров привел в последние годы к резкому росту заработной платы. | Помимо соответствующего увеличения налогов, рост которых зачастую превышает рост доходов компаний, увеличение уровня зарплаты существенно снижает конкурентоспособность на мировом рынке отечественного инновационного бизнеса. | Выстраивание благоприятных условий для инновационного бизнеса, для приезда на ПМЖ и трудоустройства квалифицированных специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Расширять количество вузов и кафедр, занимающихся подготовкой специалистов в области разработки аппаратных и программных электронных средств. |
Отсутствие доступа к информации по льготам, которыми может воспользоваться отечественный производитель. | Ответственные за данный вопрос лица либо не назначены, либо информация о них засекречена. При запросах по телефону - либо отсылают к другим людям, либо предлагают прислать свои соображения в письменном виде, оставляя их без ответа. Из этого можно констатировать, что для коммерческих производителей телекоммуникационного оборудования никакие реальные льготы не действуют. | Наладить обратную связь с предприятиями-производителями. Назначить ответственного за данную работу, опубликовать его координаты. Сделать так, чтобы он был лоялен к тем, для кого работает. Наполнить концепции и декларации о поддержке отечественных производителей конкретным содержанием. |
Непрозрачность принятия решений о закупках для нужд госзаказчиков. | Информация о потребности госзаказчиков, а так же о системе принятия решения о закупках недоступна для коммерческих разработчиков. Информация, доступная на сайте профильного министерства и в других открытых источниках, явно неполна. Государственные тендеры нередко выстраиваются под конкретного поставщика и под конкретное зарубежное оборудование, причем в технические задания зачастую закладываются явно избыточные для заказчиков возможности, не часто используемые даже крупными коммерческими структурами. Сложившаяся система выгодна не только поставщикам, но и лицам, принимающим решения о закупке в интересах государства. | Без приложения политической воли выход из данной ситуации не представляется возможным. |
Первый серьезный документ, позволивший российским производителям надеяться на государственную поддержку, был разработан в 2001 году. 26 декабря решением ГКЭС № 35 была одобрена "Концепция развития рынка телекоммуникационного оборудования РФ на 2002-2010 годы". "Концепция являлась очень здравым и конкретным документом, - вспоминает Юрий Анисимов. - Однако практически все ее положения и рекомендации не были выполнены". 7 февраля 2008 года распоряжением президента была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, где в очередной раз оговаривалась необходимость поддержки отечественных разработчиков и производителей в области ИКТ. Однако, по мнению Анисимова, шансы, что Стратегия разделит участь Концепции развития рынка телеком-оборудования, весьма велики.