Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Монохромные принтеры доживают офисный век?

С середины 90-х годов производители цветных лазерных принтеров предпринимают попытки вывести свои продукты за пределы сравнительно узкого рынка устройств для профессиональных графических приложений и сделать их необходимым инструментом печати в обычных офисах. Судя по всему, конечной целью является реализация того же сценария, по которому шло развитие в других сегментах компьютерной периферии — мониторов, сканеров и струйных принтеров, где цветные устройства постепенно вытеснили черно-белые. Аналитическая компания ITResearch подробно исследовала эту тенденцию с привлечением мнения ряда ИТ-экспертов.

Тенденции мирового рынка

Не в последнюю очередь повышенный интерес вендоров к цветному сегменту определяется и стагнацией общемирового рынка монохромных лазерных принтеров. Здесь количественный рост почти остановился (даже если исключить весьма неблагоприятный период экономического спада 2000–2001 гг. в развитых странах, средние темпы его роста в последние годы не превышали 1–2% в год). Объем доходов производителей от поставок «железа» начал сокращаться, и основным источником прибыли оставался «послепродажный» рынок расходных материалов.

Несмотря на то, что рост продаж цветных принтеров все эти годы был выше среднерыночного (от 10% до 15% в разных странах), ожидаемого бума спроса не происходило и их рыночная доля даже в развитых странах не превышала 2–3%.

Продвижению цветных лазерных принтеров в «широкие массы» корпоративных пользователей мешали слишком высокая цена этих устройств и отсутствие массовых приложений, для которых дополнительные затраты на цветную печать были бы экономически оправданы. Специалистами, анализирующими востребованность цветных офисных принтеров, был даже введен специальный обобщенный показатель «цена/необходимость» (по аналогии с широко используемыми критериями цена/качество и цена/производительность). С его помощью делались попытки количественно оценить потенциальный рост спроса на эти устройства среди различных категорий потребителей. Хотя изменение как числителя, так и знаменателя этой формулы шло в нужном рынку направлении (цена на новые модели снижалась, а потребность в цветной печати росла), в целом процесс был слишком медленным и никак не достигал некоего условного порогового значения, за которым покупательские настроения могли бы кардинально измениться.

Надежды, возлагаемые производителями на рост популярности интернет-приложений, стимулирующих цветную печать, не оправдались. Как выяснилось, подавляющее большинство корпоративных пользователей (в отличие от домашних) продолжало распечатывать веб-страницы с цветной графикой на уже имеющихся у них монохромных принтерах. Более перспективными с этой точки зрения оказались традиционные офисные задачи, связанные с бизнес-коммуникациями.

Глобализация деловых связей многократно увеличила интенсивность обмена документами, содержащими логотипы фирм и бизнес-графику. Наряду с быстрым ростом числа специализированных компаний, выполняющих печать по заказам клиентов, это стимулировало и развитие собственной инфраструктуры цветной печати в организациях для подготовки внутренних и внешних отчетов и презентаций, малотиражных маркетинговых материалов и т.д. Тем не менее, и эти приложения не вызвали ожидаемого всплеска спроса. В то же время, из-за высокой стоимости печати цветные лазерные принтеры использовались обычно на финальных стадиях создания документов, а основной объем «промежуточной» распечатки по-прежнему осуществлялся на черно-белых принтерах. Не приносили особого успеха вендорам и попытки высвободить «скрытую» потребность пользователей в цветной печати путем специальных маркетинговых акций и различного рода «премий» покупателям цветных принтеров.

Для решительного изменения ситуации потребовалось «комплексное решение», которое включало и более радикальное, чем раньше, снижение цены приобретения, и создание условий для быстрого расширения круга приложений для цветных лазерных устройств. Такое решение было найдено. Его реализация началась во второй половине 2002 г. Несколько ведущих производителей выпустили новое поколение цветных офисных принтеров, установив на них беспрецедентно низкую цену (в рознице она опустилась значительно ниже «психологического» уровня в $1000). Таким образом, они стали конкурентоспособными по производительности и стоимости черно-белой печати монохромными лазерными принтерами для небольших рабочих групп. Последнее расширяет круг задач, для которых их применение целесообразно, практически, на все традиционные офисные приложения.

Это не замедлило сказаться на динамике рынка — с 2003 г. темпы роста продаж увеличились примерно вдвое и, по прогнозам исследовательской компании Lyra Research, в 2005 г. общемировые поставки цветных лазерных принтеров возрастут с 838 тыс. (2002 г.) до 2,1 млн. штук (в ближайшие два года среднегодовые темпы, как ожидается, составят 30%).

А что у нас?

Можно сказать, что российский рынок цветных лазерных принтеров, вслед за мировым, проходит стадию активного роста. Она охватывает, главным образом, категорию недорогих офисных устройств. В то же время, темпы увеличения продаж этих устройств в нашей стране оказались значительно выше — в 2003 г. цветных лазерных принтеров было продано вдвое больше, чем в 2002 г.

Нельзя сказать, что в предыдущий период эти темпы были низкими, но опережающего роста не было. Рыночная доля цветных лазерных устройств сохранялась примерно на уровне 1%. Ускорение произошло именно в 2003 году, к концу которого темпы возросли почти до 120%. Большую часть прироста составили «сверхдешевые» принтеры, к которым, прежде всего, относятся четырехпроходные модели компаний Epson (AcuLaser C900), Hewlett-Packard (LaserJet 1500 и 2500) и Konica Minolta (Magicolor 2300), обеспечивающие скорость печати 4 стр./мин в цветном и 16 стр./мин в черно-белом режимах, а также 12-страничный принтер Oki 5100 (единственный из однопроходных устройств, имеющий цену меньше $1000)*. Всем четырем вендорам удалось в 2003 г. увеличить продажи цветных лазерных принтеров, минимум, вдвое, причем наибольшего успеха среди них добилась компания Epson, объем поставок которой вырос за год более чем в четыре раза.

Вполне естественно, что именно к представителям этих компаний мы обратились с просьбой высказать свое мнение об особенностях и перспективах развития российского рынка цветных лазерных принтеров.

Наиболее существенное отличие отечественного принтерного рынка состоит в том, что здесь присутствуют обе составляющие его роста — и за счет появления новых пользователей, и за счет увеличения спроса замещения. В то же время, на насыщенных европейском и североамериканском рынках новые лазерные устройства, в том числе и цветные, приобретаются, главным образом, на замену устаревшим или выработавшим свой ресурс. По общему мнению наших экспертов, преобладание на российском рынке первого из этих компонентов и создает основные условия для быстрого роста продаж. Но более высокие, чем в других странах, темпы обуславливаются и другими причинами. «Уровень насыщенности нашего рынка, безусловно, гораздо ниже европейского, кроме того, у нас и поныне преобладает идеология „распределенной печати“, — отмечает Константин Макаренков из компании Hewlett-Packard. — То есть, предпочтение отдается персональным принтерам; сетевой принтер в офисе еще не играет роль центрального и единственного средства печати».

Представители компаний Epson, Konica Minolta и Oki также подчеркивают важность существенного снижения ценового барьера, позволяющего превратить уже сформировавшийся потенциальный спрос на цветную лазерную печать в реальные закупки, причем Андрей Кириян, менеджер по маркетингу компании Oki, склонен считать преодоление уровня в $1000 основной причиной роста спроса. Игорь Наумов, продакт-менеджер по матричным и лазерным принтерам компании Epson, также отмечает достаточно высокое качество цветной печати лазерных принтеров, которое вполне удовлетворяет пользователей при выводе большинства бизнес-материалов.

Судя по характеру изменения цен, предел их снижения еще не достигнут. Однако большинство наших экспертов предпочли не давать ему количественную оценку. Только у одного из них она оказалась близкой к мнению многих западных аналитиков: стоимость существующих «сверхдешевых» цветных принтеров уже почти достигла своего минимума, и в дальнейшем ценовая война сместится в сегмент более производительных устройств.

Низкая цена = маркетинг + технология

Значительное снижение цены на цветные устройства, как считает Андрей Кириян, «является, скорее, искусственной мерой, производители видят перспективу в увеличении количества цветных принтеров на рынке и, как следствие, роста доходов от продажи расходных материалов. То есть низкая цена устройства — это, в некотором роде, дотация, инвестиция в будущее». Примерно такого же мнения придерживается Константин Макаренков: «У крупных производителей принтеров есть масса возможностей резко снизить цену на перспективные категории, по которым они стремятся скорее занять лидирующие позиции на рынке (вплоть до продаж по ценам, близким или даже ниже себестоимости). Цель ясна — сначала инвестировать в перспективный сегмент рынка, а затем вернуть инвестиции за счет будущих продаж».

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Справедливость этих утверждений подтверждает, в частности, тот факт, что цена комплекта расходных материалов, включающего три цветных и один черный картридж, может достигать половины стоимости принтера. «Производителю надо быть очень внимательным с „ценовыми играми“, чтобы избежать превращения принтера в одноразовое устройство, когда пользователю дешевле будет купить новый принтер, чем приобретать новую „расходку“», — отмечает Андрей Кириян.

Помимо «дотационной» составляющей, у низкой цены на новые цветные принтеры есть и «технический компонент». За счет оптимизации конструкции печатающих механизмов и введения целого ряда технологических усовершенствований производителям удалось снизить производственные издержки и добиться уменьшения габаритов и веса новых моделей (компактность является одним из важных факторов при выборе офисного печатающего устройства, особенно «персонального»).

Снижение себестоимости изготовления, как утверждает Александр Дадаян, глава департамента принтеров Konica Minolta, была одной из главных задач разработчиков принтеров Minolta-QMS, при этом надо было «сделать аппарат более простым в использовании, не потеряв качества печати». (Справедливости ради, надо отметить, что компания Konica Minolta одной из первых справилась с этой задачей, выпустив цветной принтер в ценовой категории ниже $1000.)

Кроме того, устанавливая низкую цену на свои продукты, производители рассчитывают и на эффект «экономии от масштаба» (то есть снижение себестоимости производства при увеличении объема выпуска продукта).

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Цветной как альтернатива монохромному

В начале статьи уже отмечалось, что важную роль для успешного продвижения нового поколения цветных лазерных принтеров играет возможность (и даже целесообразность) их использования не только для цветной, но и для черно-белой печати. «Основной объем печати в офисе составляют черно-белые документы, для вывода которых используются монохромные принтеры, и до недавнего времени считалось, что стоимость печати на них ниже, чем на цветных принтерах, — отмечает Игорь Наумов. — Теперь ситуация изменилась, и цена черно-белой страницы на цветном лазерном принтере такая же, а иногда даже меньше, чем на обычном монохромном принтере аналогичного класса производительности».

Хотя такое соотношение характерно и для российского рынка, не все наши эксперты склонны придавать этому фактору решающее значение, и считают, что число пользователей, заменяющих монохромные принтеры на цветные, относительно невелико. «Виноваты» в этом особенности спроса на отечественном рынке, на котором доминируют новые покупатели. Кроме того, Александр Дадаян указывает и на две другие причины, которые, по его мнению, удерживают отечественных пользователей от замены монохромного принтера на цветной: «Первая заключается в том, что рекомендованная нагрузка ч/б аппарата, как правило, выше, чем у цветного (это особенно важно для корпоративного клиента); и вторая — потребитель, привыкший „баловаться“ перезаправкой картриджа монохромного аппарата, не сможет позволить себе то же самое с цветным лазерным принтером».

Конфликт лазерных и струйных

Быстрое продуктовое наполнение сегмента цветных лазерных принтеров не может не отразиться на «смежном» рынке струйных бизнес-принтеров. Как известно, струйные модели широко используются для цветной печати в офисах и до сих пор для большинства российских организаций являются основным инструментом. Поэтому еще один вопрос, на который мы просили ответить экспертов, касался рыночных «взаимоотношений» цветных лазерных и струйных бизнес-принтеров и, в частности, насколько серьезную конкуренцию первые могут составить вторым.

Поскольку эта тема не в одинаковой степени затрагивает интересы представляемых экспертами компаний, то и ответы несколько различались. Общее мнение — конкурентная борьба между двумя типами цветных устройств за корпоративного потребителя уже началась и будет нарастать дальше. Относительно ее исхода категорично высказался только Александр Дадаян: «Лазерная печать экономичнее и быстрее струйной технологии. Очень скоро производство моделей струйного принтера с ценовой категорией $300–500 перестанет быть востребованным». Производительность и экономичность лазерных принтеров подчеркивают и остальные эксперты, хотя Константин Макаренков, например, полагает, что утверждение относительно более высокой стоимости цветной струйной печати справедливо далеко не всегда. По его мнению, существенный фактор, затрудняющий продвижение струйных бизнес-принтеров, — это общая приверженность отечественных корпоративных клиентов лазерным принтерам (и действительно, судя по структуре продаж на рынке и установленной базы принтеров на предприятиях, российские корпоративные пользователи в большей степени, чем их западные коллеги, предпочитают лазерную печать).

И все же, вряд ли рынку струйных бизнес-моделей грозит катастрофа, скорее всего, его просто придется точнее «настроить» на те категории корпоративных потребителей, которым нужна более высококачественная цветная печать, чем пока могут обеспечить офисные модели «лазерников» (с этим согласен и Игорь Наумов).

В заключение стоит вернуться к возможному сценарию развития рынка лазерных принтеров, о котором говорилось в начале статьи, — смогут ли цветные модели в недалеком будущем полностью вытеснить монохромные, как это, например, уже произошло в сегменте струйных принтеров.

При существующем уровне технологий лазерной печати и производства лазерных принтеров однозначный ответ, по-видимому, дать затруднительно. Двое наших экспертов, Александр Дадаян и Игорь Наумов, допускают такую возможность, причем последний считает это лишь вопросом времени. Однако, как справедливо замечает Константин Макаренков, «наверное, всегда будут покупатели, которым цветная печать не нужна в принципе, и, соответственно, если на монохромные принтеры будет спрос, то будет и предложение». Ведь и на струйных принтерах, которые уже перестали делить на черно-белые и цветные, далеко не всегда печатают в цвете, и не только потому, что это обходится дороже, — просто во многих случаях в этом нет необходимости (например, обычная страница текста привычнее воспринимается в черно-белом варианте). Так что, на самом деле, правильнее было бы поставить вопрос иначе — не о вытеснении монохромных лазерных принтеров цветными, а о совмещении их в одном устройстве, способном печатать как в том, так и в другом режиме, в зависимости от потребности пользователей (и, желательно, с одинаковой стоимостью вывода страницы). Скорее всего, именно это имел в виду Андрей Кириян, высказывая свое мнение о возможности такого сценария развития событий: «Он не просто может осуществиться — это обязательно произойдет уже в самом ближайшем будущем. Я думаю, что максимальный срок жизни черно-белых устройств — 10 лет, т.е. к 2014 году все принтеры будут цветными. Возможно, это произойдет даже еще раньше».

Похоже, что производители уже пошли по пути «конвергенции» монохромных и цветных принтеров, однако разница в стоимости печати пока сохраняется. Собственно, последнее и является принципиальным ограничением существующей технологии — при печати в цвете расходуется в среднем в три раза больше тонера, чем при черно-белой.

Прочитать полную версию статьи «Принтер в офисе: монохромный или цветной. Цветные лазерные принтеры становятся доступнее», «Бестселлеры ИТ-рынка. Аналитика российского рынка ИТ», весна 2004 г., с. 78–81.


* Совсем недавно к перечисленным производителям присоединились компании Canon и Samsung, представившие цветные принтеры начального уровня производительности (Canon CLBP 2410 и Samsung CLP 500). Кроме того, компания Xerox вывела на наш рынок свой новый 24-страничный однопроходный принтер Phaser 8400 (заявленная цена этой твердочернильной модели, ранее анонсированной в Европе, составляет $999). Такая активность вендоров неизбежно вызовет дальнейшее обострение ценовой конкуренции, причем не только в категории «персональных» устройств, но и в классе более производительных цветных принтеров для рабочих групп.