Разделы

Телеком Интернет Наука Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Наука: Высокие технологии ВПК не нужны государству?

Репортаж с "круглого стола" "Информационные технологии - комплексное решение экономических и производственных задач"

Сергей Шалманов

Российский оборонный комплекс - кладезь высоких технологий, но разработки, по мнению участников круглого стола "Информационные технологии - комплексное решение экономических и производственных задач", стали непосильным грузом для государства, и руководители вынуждены "выплывать" за счет внутренних ресурсов и собственных усилий. Участники круглого стола попытались ответить на вечный вопрос - стоит ли догонять другие страны или же работать на опережение.

Второй год на форуме "Высокие технологии оборонного комплекса" проходит "круглый стол", посвященный информационным технологиям и решению задач ВПК. Мероприятие, организованное 25 апреля в конгресс-центре комплекса "Экспоцентр" на Красной Пресне, было подготовлено значительно лучше прошлогоднего благодаря российскому Фонду развития высоких технологий. Участники "круглого стола" представляли Российскую Академию Наук, Министерство РФ по связи и информатизации, ФАПСИ, НИИ искусственного интеллекта, Центр "Нейрокомпьютер", ЦНИТИ "ТЕХНОМАШ", ОАО "Концерн "Радиотехнические и информационные системы", другие исследовательские и образовательные институты, ЗАО "МЦСТ", IBS, HetNet, "Интеллект-Сервис", Business Management Systems, Frontstep, Группу компаний TopS Business Integrator. В качестве цели мероприятия была заявлена "подготовка конкретных предложений по мерам государственной поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения и подготовки специалистов в данной области".

Заседание продолжалось более 4-х часов и было насыщено живыми комментариями относительно поведения "хозяйствующих субъектов" на рынке и перспектив развития отечественных информационных технологий. Презентация компании HetNet, демонстрировавшей широкие возможности программного обеспечения системы CATIA, предназначенной для решения сложных конструкторских задач, пробудила интерес не только к программному продукту. А.С. Нариньяни, директор российского НИИ искусственного интеллекта, напомнил, что его институт продолжительное время активно сотрудничал с разработчиком системы CATIA, французской компанией Dassault Systemes. По истечении трех лет, грубо нарушив условия контракта, компания Dassault Systemes предложила для 30 сотрудников института такие условия, от которых они не смогли отказаться. У института, конечно, не было возможности затевать судебный процесс из-за элементарного отсутствия денег. Сам собой напрашивается вывод о полной беззащитности не только коллективов отечественных институтских разработчиков, но и самих разработок перед крупными компаниями, доминирующими на рынке. В Европе для начала судебного процесса необходимо "отложить" не менее 100 тысяч долларов, а в США в случае судебного разбирательства с одним из лидеров отрасли подобные расходы на один-два или даже три порядка выше. В продолжение темы Б.А. Бабаян, профессор, член-корреспондент РАН, известный разработкой микропроцессора "Эльбрус", научный руководитель ЗАО "МЦСТ", заметил по поводу случая с Dassault Systemes, что "они работают на грани и, если знают, что никто в суд не подаст, то делают все, что угодно". Борис Арташесович сам не раз попадал в подобную ситуацию, но, по его словам, работать с этими фирмами все равно надо.

Россия еще сохраняет передовые позиции в области разработок как программного обеспечения, так и микропроцессоров, но развернуться не позволяет общая беда - отсутствие денег на доведение разработки до необходимого уровня. О возможностях и направлениях развития отрасли говорил г-н Нариньяни, директор российского НИИ искусственного интеллекта. У разработчиков, по мнению выступающего, по-прежнему наиболее распространена (и, видимо, "генетически встроена в нас") точка зрения на возможность получения денег от государства, но теперь всN больше людей признают, что в ближайшее время на государство рассчитывать не приходится. Оффшорный вариант развития информационных технологий, подобный тому, что осуществляется вИндии, представляется более реальным и привлекательным: заработки специалистов высокие, утечка мозгов прекращается, отрасль работает на импорт и может стать одной из ведущих. Недостаток один - по словам г-на Нариньяни, "мы сами поставляем солдат для чужих армий, которые внутренний рынок оккупируют..., это сегодня хорошо, но завтра у нас будет большая головная боль". Самый предпочтительный вариант, по его мнению, - "строить отрасль самим, снизу вверх, как систему ассоциаций, фондов, консорциумов, способных организовать кооперацию небольших и средних компаний для российского рынка, а в перспективе - и для мирового". И в последнее время мы уже нередко слышим о создании подобных ассоциаций - так, 23 апреля договор о сотрудничестве подписали представители трех ассоциаций, объединяющих более 500 отечественных IT-компаний, 24 апреля подписаны учредительные документы консорциума "Российские речевые технологии". Объединение ведущих групп в области синтеза и анализа речи, ключевых факторов успеха в информационную эру, может иметь большие перспективы в ближайшем будущем.

Использование отечественных разработок позволило крупным предприятиям получить значительные конкурентные преимущества. На РСК "МиГ" фирма "Интеллект-сервис" устанавливает собственную систему категории MRP II, ИСУП "БЭСТ-ПРО". На заводе "Рубин" и в компаниях-изготовителях продуктов под маркой "Быстров" работает система управления запасами компании BMS и, по словам руководителя отдела маркетинга Галины Тикуновой, имеются большие возможности для развития. По мнению Валерия Долженко, ведущего разработчика системы "БЭСТ-ПРО", "с системами поменьше мы успешно конкурируем... и говорить о том, что нас вытесняют с рынка ПО пока преждевременно".

Очень интересные события происходят в микроэлектронике, о них говорил профессор Б.А. Бабаян, работающий над созданием процессоров с параллельной архитектурой. Подобные работы сейчас ведут Intel совместно с Hewlett-Packard (линия процессоров Itanium) и компания Transmeta, предложившая на рынок новый процессор Crusoe. Процессор компании Transmeta, одним из основателей которой является Дэвид Дитцель, ушедший из Sun Microsystems, создан на основе разработок коллектива г-на Бабаяна. В 1991 году разработчики проводили встречи и демонстрировали свои достижения представителям компаний Sun Microsystems и Hewlett-Packard на предмет организации совместных работ, в том числе по созданию новых микропроцессоров. Sun Microsystems от сотрудничества отказалась, и через несколько лет появился Crusoe. Борис Бабаян уверен, что пока сложно использовать эту и аналогичные ситуации в интересах отечественных разработчиков. После появления на рынке процессора Crusoe зарубежная пресса много писала о разработках, сделанных под руководством г-на Бабаяна, и это, отчасти, помогло финансированию разработок, но, даже если найти деньги на создание новых архитектур, их раскрутка и продвижение будут стоить на порядок больше, около миллиарда долларов. Сейчас, активно действуя самостоятельно, ЗАО "МЦСТ" занимается как банальным аутсорсингом, так и созданием новых микропроцессоров: SPARC-совместимого с технологическими нормами 0,18 мкм и частотой 400 МГц; "Эльбрус", микропроцессора нового поколения с технологическими нормами 0,18 мкм и тактовой частотой 400 МГц; E2K, микропроцессора нового поколения с технологическими нормами 0,13 мкм и тактовой частотой 1200 МГц. Скромные финансовые возможности пока позволяют изготавливать микропроцессоры в библиотечном исполнении, работающие в 4-5 раз медленнее своих возможностей. По мнению г-на Бабаяна, он занимается самым верхним слоем микроэлектроники - микропроцессорами, но России надо, как и Китаю, развиваться и на "более низких слоях". Китай, например, начал с производства игрушек в больших объемах. Их требовалось автоматизировать и, благодаря вводу в действие иностранных заводов по производству микросхем, в Китае сформировалась квалифицированная рабочая сила, способная обеспечить выпуск продукции на современных производствах с должным уровнем качества. Возникла объективная возможность для создания собственных высокотехнологичных производств и продуктов, не уступающих зарубежным аналогам.

Заключения г-на Бабаяна получили подтверждение в выступлении представителя АО "Экос", компании, работающей в составе Российского агентства систем управления. По словам выступавшей, предприятия, производящие современную технику, уже переходят на иные формы управления жизненным циклом изделий. Экономика реального времени обретает форму, возникают совсем иные требования к руководителям таких предприятий. Сейчас в России нарастает потребность во втором качественном высшем образовании в сфере информационных технологий для руководителей высшего и среднего звена. Разрыв между "установщиками" современных информационных технологий управления предприятием и уровнем директоров этих предприятий становится тормозом для информатизации. Согласно мнению докладчика, у отечественных оборонных производств осталось около двух лет на изменение ситуации, в противном случае Россия потеряет свои позиции на мировом рынке военной техники. Сейчас, устанавливая современные информационные технологии управления, предприятия "оборонки" получают серьезную фору перед конкурентами, и эту возможность необходимо использовать. По мнению Павла Караулова, директора по маркетингу и продажам компании Frontstep СНГ, информационным технологиям в управлении современным предприятием отводится стратегическая роль, и, как обычно, "кадры решают все". В качестве примера необходимости IT-образования и оборудования рабочих мест руководителей по современным стандартам был назван создаваемый концерн ВПК с оборотом в $40 млрд.

Другой немаловажный фактор для успешного развития страны и бизнеса - плотность и качество сетей cвязи. В России 90% абонентских сетей требуют переоборудования, при вводимой мощности 1 миллион абонентов в год потребность в подключении в пять раз выше, а общая номерная емкость составляет 18 миллионов. По словам генерального директора НПО "Орион" А.С. Демидова, на предприятии разработан комплекс, который решает весь круг телекоммуникационных задач и уже сейчас готов заменить не только морально и физически устаревшее отечественное оборудование, но и импортные системы, используемые в российской телекоммуникационной сети. Значительным преимуществом является низкая стоимость оборудования "под ключ". Цена одного абонентского номера составляет $250, а при значительных заказах может быть снижена и до $150. Однако, по словам чиновников министерства, план закупки изделий и комплектующих уже утвержден и согласован на несколько лет вперед, и места отечественной разработке в нем нет. Поэтому НПО "Орион" сейчас работает на азиатском рынкеКазахстане).

Но, пожалуй, самым шокирующим было выступление профессора А.И. Галушкина, директора Научного центра нейрокомпьютеров. В нашей стране уже 15 лет ведутся работы в области создания нейрокомпьютеров, аналоговых машин, способных решать задачи распознавания образов и речи. Десять лет издается ежемесячник "Нейрокомпьютеры", который переводится на английский язык, проходят ежегодные конференции, собирающие по 300 человек, создан нейрокомпьютер в "железе" и, по мнению профессора, "нет проблемы в том, чтобы сделать нейрокомпьютеры в России". Сейчас в бортовых компьютерах зарубежных истребителей уже используются подобные технологии, что позволяет решать сложные боевые задачи в исключительно короткий промежуток времени. Применение именно таких компьютеров позволяет сохранить жизнь летчику в критической ситуации. Между тем, по словам одного высокопоставленного чиновника оборонного ведомства, никакой потребности в нейрокомпьютерах в России нет. Оказывается, в ВПК России попросту нет круга задач, требующих для своего решения применения нейрокомпьютеров! Это не только ошеломляет, но и обидно до глубины души. В наше время в стране, по словам профессора Галушкина, отмечается практическое отсутствие высокотехнологичных систем. Несмотря на практически созданный отечественный нейрокомпьютер, в Российской Федерации нет стремления получить рынок сложных задач, именно тех задач, которые не способны решать машины фон Неймана. К тому же, постоянно падает уровень кадровой подготовки, и речь при этом идет не только о студентах.

Заявленной, но так и не обсуждавшейся осталась тема создания новой системы образования и обучения, в том числе и для широких социальных слоев общества, позволяющая сконцентрировать научный потенциал в области фундаментальной и прикладной информатики. Предполагается, что первым в новой системе образования, которая начнет готовить будущих специалистов для создаваемой информационной индустрии, должно стать учебное заведение нового типа (по-видимому, виртуальное) - Университет системологии и информатики. По заявлению организаторов мероприятия, "сейчас нет высшего учебного заведения, в котором проводилась бы подготовка по всем направлениям информационной сферы - от элементной базы до построения моделей в предметных областях и разработки программных комплексов. Более того, ни один вуз в стране не ставил перед собой задачу ориентировать студентов и слушателей на создание и эксплуатацию отечественных разработок в области информатики". Университет, по мысли организаторов, призван стать мозговым центром развития информационной индустрии в стране.

На "круглом столе" выступали:

А.С. Нариньяни, директор Российского НИИ искусственного интеллекта;
В.Г. Долженко, ведущий разработчик системы БЭСТ-ПРО ЗАО "Интеллект-сервис";
А.С. Демидов, генеральный директор НПО "Орион";
Б.А. Бабаян, научный руководитель ЗАО "МЦСТ", член-корреспондент РАН;
А.И. Галушкин, директор Центра "Нейрокомпьютер", профессор;
С.Ф. Боев, генеральный директор ОАО "Концерн "Радиотехнические и информационные системы" (входит в структуру АФК "Система");
С.П. Ботус, представитель ФИПС;
К.К. Колин, институт проблеминформатики РАН;
Г.И. Тикунова, руководитель отдела маркетинга BMS;
Е.П. Гребенников, начальник отдела ЦНТИ "Техномаш";
А. Творогов, представитель IBS;
М.Л. Аншина, директор отдела интеграции программных систем Группы компаний TopS Business Integrator;
Е.И. Лесников, представитель HetNet;
Б.Л. Меленевский, коммерческий директор Business Management Systems (BMS);
П.В. Караулов, директор по маркетингу и продажам Frontstep СНГ.