Разделы

Телеком Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Интерактивный футбол, Германия vs Microsoft, интернет под колпаком

Роза Иванова

Неделя выдалась тихой и деловой. Копья почти не ломались, эпатажные акции остались в прошлом или ожидают будущего, Сеть чинно развивается своим путем. То ли первая неделя лета, то ли начало чемпионата мира по футболу тому причиной, но факт остается фактом. В интернете все спокойно.

Киберсоциологи — есть и такая специальность! — очередными результатами исследований развеяли распространенный, но ложный стереотип о том, что активные пользователи Сети — это такие полностью асоциальные личности, отшельники и затворники. Напротив, выяснилось: круг социальных связей у них гораздо обширнее, чем у обычных людей, больше возможностей его расширить... А то, что среди активных пользователей интернета процент людей, чувствующих себя несчастными и одинокими, значительно выше среднестатистического показателя, несмотря на все эти "обширные социальные связи" — ну это уже другой вопрос, не к социологам, а к психологам.

Что же касается круга увлечений обитателей интернета — то он давно вышел за рамки просмотра известного рода картинок и чтения анекдотов. 26% пользователей предпочитают экономические журналы остальным изданиям; все большее их число ищет медицинскую информацию; а уж не утихающий и в обычное время интерес к спорту достигает решительного пика в такие дни, как сейчас. Сеть, в свою очередь, не остается равнодушной к запросам. На время чемпионата мира тематические сайты и сервисы растут как грибы. Прочно завладели умами футбольных болельщиков прогнозы — не стало дело и за ними. Специалисты "Про-Инвест-ИТ" и ученые из университета Ольстера осуществили свои компьютерные модели чемпионата мира. Для тех, кто не хочет загадывать, а предпочитает быть очевидцем, Yahoo! строит веб-киоски; "МегаФон" предлагает абонентам прямую SMS-трансляцию чемпионата мира; пройдут прямые телефонные трансляции футбольных матчей российской сборной благодаря сотрудничеству Corbina telecom и радиостанции "Серебряный дождь"; ведутся трансляции и на свежем воздухе... Есть довольные (в первую очередь, букмекеры); есть обиженные (пользователи Mac, Unix и Real media player); но это — жизнь, всем не угодишь. И даже вирусописатели не остались в стороне, подсовывая под видом письма, якобы рассказывающего о результатах матчей, очередного вредоносного червя.

От событий важных, но преходящих, перейдем к не менее важным, но при том глобальным и концептуальным. BBCRussian.com публикует мнение компьютерного консультанта Билла Томпсона о путях и тенденциях развития Сети. Существенное преимущество первых дней интернета, считает господин Томпсон, заключалось в том, что немногочисленные инженеры и упертые программисты самостоятельно вырабатывали стандарты строительства Сети. Политики были в стороне. Но времена изменились, и сейчас их участие необходимо. В последние два-три года стало заметно резкое разделение мнений о том, как должен регулироваться интернет и как должно контролироваться содержание веб-сайтов. Сегодня политика пытается прибрать к рукам все сферы развития Сети — от уголовного законодательства до систем идентификации и решения споров о доменных именах. Все верно: Сеть больше не является экспериментальной или академической площадкой, она — часть инфраструктуры, на которой основано современное гражданское общество, а анархия в цивилизованном обществе недопустима. И вот — очередные подтверждения последних законодательных шагов в сторону интернета. Европарламентом принято окончательное решение о проекте Постановления по защите данных электронных коммуникаций (Electronic Communications Data Protection Directive). Отныне рассылка рекламных писем должна осуществляться на основе принципа opt-in, то есть только после предварительного согласия пользователей. Отмечая все "плюсы" этого шага, специалисты напоминают, что вряд ли он окажет существенное влияние на объемы трафика рекламных рассылок, получаемых рядовыми пользователями Сети, потому что свыше 90% из них рассылаются спамерами, не желающими подчиняться никакому законодательству. Так что, независимо от того, какой принцип рассылки был бы выбран — opt-in или opt-out, — это решило бы лишь 10% проблемы спама.

Российский интернет тоже под колпаком законодателей. На днях в Госдуму был внесен законопроект об интернете, дополняющий закон "Об информации, информатизации и защите информации" новой статьей, в соответствии с которой деятельность в Сети физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, регулируется исключительно федеральными законами и нормами международного права. Законопроект в случае его принятия исключит возможность регулирования деятельности в интернете подзаконными актами и придаст публичность процессу принятия решений в этой сфере, сообщается в пояснительной записке к законопроекту. Автор документа обращает внимание на попытки отдельных ведомств установить своими постановлениями собственные правила деятельности в интернете и присвоить всем ресурсам Рунета статус средств массовой информации. Это, по мнению разработчика законопроекта, приведет к тому, что отечественные информационные ресурсы будут переводиться в заграничные интернет-центры и регистрироваться не как российские, а как зарубежные или международные.

Положение средств массовой информации в Сети — вообще вопрос далеко не однозначный, заслуживающий отдельного (и, очевидно, не одного) разговора. Что это такое? Кому и зачем они нужны? Чем отличается СМИ от простого информационного проекта? Недавно эта тема была поднята в рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге семинара "Интернет и журналистика". В работе семинара, целью которого было привлечение внимания к такому мощному средству современных СМИ, как интернет, а также дальнейшее развитие региональной интернет-журналистики, приняли участие известнейшие деятели Сети. Заявленные к обсуждению темы поражали глубиной и масштабностью. Отношение оффлайн-журналистов к интернету как профессиональной среде и среде общения; проблемы использования интернета как источника достоверной информации в традиционной журналистике; специфика представления текстовой информации онлайн; агрессивный маркетинг онлайн-СМИ — обман пользователя или эффективный способ привлечения посетителей; перспективы развития интернет-СМИ в Санкт-Петербурге — все это и многое другое было предложено к обсуждению профессионалов в области журналистики и интернет-технологий.

Так или иначе, но ряд вопросов даже не был поднят, а иные хоть и обсуждались, но вяло. Главной и относительно цельной прозвучала речь Антона Носика (Lenta.Ru, Rambler Internet Holding); все остальные выступления были лаконичны и являлись скорее наводящими вопросами или дополнениями. Основной вывод, родившийся в ходе дискуссий, был таков: когда в сетевую журналистику придут оффлайновые "монстры", интернет-СМИ сдадутся и падут. Не секрет, что онлайн-СМИ не располагают тем же количеством собственных корреспондентов и эксклюзивного материала, что крупные печатные издания. Однако ни одна газета не может поспорить с интернетом по оперативности, низким затратам, авторитетности, индексу цитирования. Еженедельный тираж даже самой крупной газеты в 60-70 тысяч легко перекрывается ежедневной посещаемостью той же Lenta.Ru. Анализируя этот феномен — с одной стороны, вторичность сетевой информации, которая в большинстве своем является многочисленными перепечатками нескольких действительно добывающих ее информационных агентств, с другой — популярность именно интернет-ресурсов, в отличие от традиционных СМИ, — господин Носик назвал ряд факторов. Во-первых, самое главное: оперативность подачи материала. В оффлайне, чтобы узнать о событии, нужно ждать выхода газеты из типографии или же дожидаться, когда очередная просто Мария разберется со своим очередным доном Педро, после чего зазвучат позывные "Новостей". Обновления информационных сайтов — ежеминутные. Преимущество налицо. А во-вторых, есть еще такой аспект, как привычка и удобство, и тут интернет нашел свою нишу подачи материала. На его стороне — оптимальный режим потребления. Невозможно ничего пропустить, как в случае опоздания к телевизионному новостному выпуску; пользователь получает только ту информацию, которая его интересует, в отличие от того же телевизионного блока, где на него одним махом обрушиваются и террористы, и Папа Римский, и какие-нибудь разродившиеся обитатели какого-нибудь зоопарка. Традиционные же СМИ решительно не понимают преимуществ, которые им дает Сеть. По цитируемости лидирует разве что сайт газеты "Известия" — но по цитируемости именно своей интернет-версии. Большинство других СМИ — особенно телевизионных — сколь насыщены изложением событий в оффлайне, столь же убого преподносят их на своих сайтах. Таким образом, пока "монстры" оффлайна со своими возможностями и разветвленными корреспондентскими сетями не вольются в Сеть серьезно, у сетевых информационных проектов существует явное преимущество.

Был поднят вопрос об отличиях СМИ от информационного сайта, и тут выяснилось, что формальный признак — лицензия Минпечати — ни о чем не говорит. Читатель получает практически одинаковую информацию с самых разных сайтов, меньше всего интересуясь его юридическим статусом. Даже популярность, высокая посещаемость и индекс цитирования ресурса не может быть критерием: посещаемость региональных проектов на порядки меньше, чем у центральных онлайновых изданий; тем не менее, портал любого города, оперативно освещающий его жизнь и привлекающий только жителей этого города, как бы мало их ни было, является полноценным средством массовой информации. Более того: по заявлению господина Носика, единственный аспект, по которому он ощущает принадлежность своего ресурса к СМИ, — это невозможность, вследствие официальной регистрации, рекламировать на его страницах алкоголь. "Если я буду создавать новый проект, я 15 раз подумаю, стоит ли регистрировать его как СМИ", — заявил Антон Носик.

Помимо физических аспектов существования онлайновых проектов — бюджеты, трафик, доходы, — был затронут аспект моральный: что вообще из себя представляют интернет-СМИ в настоящее время? "Закат и потребительщина", — заявил Алексей Андреев (ex-"Нетоскоп"). По его словам, российская Сеть уже прошла путь от периода фанатиков и увлеченных технарей в середине девяностых, творческой интеллигенции в 1996-98 годах, пережила расцвет в конце девяностых, сочетая в себе тогда независимость, высокий профессионализм и технологичность. С 2000 года российская Сеть — "период попсы", и интернет-СМИ — яркий этому показатель, считает господин Андреев. Борьба за трафик и существенно другой, чем в недалеком прошлом, источник финансирования (доходы от рекламы) заставляют СМИ работать на потребу пользователям, которые, в основной своей массе, ждут именно желтизны, "горячих", но потребительских и недалеких тем. И даже уважаемые интернет-СМИ не гнушаются использовать для повышения своего трафика кричащую безвкусную рекламу. Были продемонстрированы целые коллекции шокирующих (или "имиджевых", кому как больше нравится) баннеров: от откровенно эпатажных до просто безграмотных. Но их использовали и, очевидно, будут продолжать использовать и Lenta.Ru, и Strana.Ru, и Dni.Ru, и Ytro.Ru. Пока читатель не готов пропускать анимированных "девочек в бане" или "кровавых младенцев", даже если ссылки с них ведут на вполне мрачные и серьезные статьи, — этот способ привлечения внимания к сайту останется в строю. И это же говорит о запросах большинства наших пользователей.

Попробовал напомнить о себе вопрос о рынке петербургских СМИ в интернете, но тема не получила развития. Высокие московские гости, собираясь на семинар, наполовину посвященный именно СМИ Северо-запада, как-то не удосужились заранее ознакомиться с той парой-тройкой сайтов, что претендуют на роль глашатаев города. А очное и беглое представление впечатления не произвело: "Активист" пока только обещает возродиться к осени; "Петербург Online" не тонет, но и не развивается; "Деловой Петербург" занимает отдельное место благодаря своей бумажной версии, но полностью жизнь города тоже не отражает, а "Росбалт.Ru", при всей его информативности и цитируемости, вообще, как оказалось, не является питерским СМИ. Очевидно, ниша городского портала Санкт-Петербурга пустует, и уже витают слухи о грядущем появлении еще одного "чисто петербургского" проекта... Впрочем, тут же выяснилось, что и Москва, помимо официального сайта правительства и афиши культурных мероприятий, по-видимому, не имеет собственного, сугубо московского средства массовой информации.

Вне рамок обсуждения семинара остались многие вопросы, в том числе касающиеся традиционной журналистики в Сети: отношение оффлайновых журналистов к интернету как профессиональной среде и среде общения, проблемы использования интернета как источника достоверной информации и другие. Дело в том, что большинство журналистов оффлайновых СМИ не считают это важной темой для себя и даже не посещают подобные мероприятия. По слухам, в числе присутствующих была какая-то студентка факультета журналистики, накануне защитившая диплом на тему "Что такое сетевые СМИ". Но ни ее мнения, ни мнения руководителя международного отдела Масс Медиа Центр факультета журналистики СПБГУ Дмитрия Рущина не прозвучало, и вопрос остался открытым.

Как «умные» каски и видеоаналитика помогают добиться нулевого травматизма
Энергия ИИ

Так или иначе, но роль интернета в нашей жизни неуклонно растет. Коль скоро наши вузы уже выпускают дипломированных теоретиков интернета — оффлайновые СМИ однажды осознают-таки его преимущества, придут и... там посмотрим. А пока — радостные вехи интернетизации России. 6 июня в столице Чувашской Республики открылся интернет-центр, специально оборудованный для посещения людьми в инвалидных колясках. Подобное событие ожидает инвалидов Белгорода. В Российской государственной детской библиотеке начал работу интернет-центр — окно в ХХI век, в век новых технологий и новых познаний. Группа компаний РБК объявила о запуске благотворительной акции, в рамках которой любой российской школе, училищу или техникуму, подавшим соответствующую заявку, будет предоставлен бесплатный хостинг на серверных мощностях РБК. Московская железная дорога начинает продажи билетов через интернет. И даже с графиком сноса московских пятиэтажек можно будет ознакомиться посредством Сети.

Другие позитивные новости. Неожиданно, после падения за падением, вырос NASDAQ: подтверждение компанией Oracle прогнозов по прибылям, а также рост индекса деловой активности в секторе услуг стали позитивными новостями, обеспечившими итоговый подъем фондовых индексов на торгах 5 июня. Определены победители фестиваля интернет-проектов "Новая реальность XXI века", а также номинанты первой (в дальнейшем — ежегодной) премии в области интернет-рекламы AdVerso Awards. ММВБ представила рейтинг наиболее активных интернет-трейдеров за май 2002 г. Опубликован подготовленный ООН атлас мирового океана; в нем также содержатся сведения об изменении климата и развитии пиратства. Мировым центром хай-тека становится Китай, а Санкт-Петербург медленно, но верно и ежегодно, продолжает вкладывать свою лепту в отечественные высокие технологии. 4 июня в северной столице стартовала "Неделя высоких технологий", о развитии событий в рамках которой вскоре появится отдельный репортаж.

Наряду с тем, не обошлось и без ложек дегтя в онлайновой бочке меда. Интернет-магазин Boomerang.ru закрылся, а его пользователи по наследству достались компании "Озон". Но это еще что! Вот и Microsoft продолжает терять пользователей, да каких... Министерство внутренних дел Германии подписаломасштабный контракт с компанией IBM об использовании программного обеспечения Linux. По словам министра внутренних дел Германии Отто Шили, сделка поможет государству сэкономить и повысит безопасность компьютерных сетей. Германия — не первая страна, которая решила прибегнуть к программированию с открытым кодом источника для улучшении безопасности сетей и экономии денег. Мексика сделала обязательным применение программного обеспечения с открытым кодом в образовательных учреждениях. Так же собирается поступить и Перу.

И еще один камешек в огород софтверного гиганта был брошен на минувшей неделе — на этот раз изящной рукой экс-звезды немецкого тенниса Штеффи Граф. Теннисистка обвинила руководителей фирмы-гиганта в том, что они не помешали неизвестному пользователю одного из своих сайтов опубликовать в интернете порочащие ее фотографии-фальшивки. Обвинила — и выиграла скандальное дело у компании Microsoft. Другой победой юриспруденции над Сетью стало применение Акта о медицинской практике, который был принят в январе 2001 года. Согласно ему, за каждый незаконный отпуск лекарства Коллегия фармацевтов может штрафовать организацию и людей на 25 тысяч долларов. Таким вот незаконным отпуском была посчитана деятельность лос-анджелесской аптеки и двух фармацевтов, которые и были оштрафованы на общую сумму около 90 миллионов долларов. В вину им вменяются 3,5 тысячи случаев отпуска лекарственных препаратов через интернет по недействительным рецептам, выданным с нарушением действующих правил.

Как МТС сократила time-to-market сделок на 10% с помощью CRM на базе «Битрикс24»
Цифровизация

Это — первый случай применения Акта на практике. Очевидно, не последний...

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.