Неделя в Сети: в Багдаде все спокойно
Роза ИвановаВ Багдаде все спокойно... Конечно, увы, не в географическом, а, образно говоря, в виртуальном смысле: это просто присказка, характеризующая прошедшую неделю. За рядом небольших исключений, события развивались своим чередом: мирно, чинно и без громких скандалов. Ежели что-то и вызывало широкий резонанс - то, разве что, приятные новости. Так, приятно поразил энтузиазм нашего "старшего по интернету" - первого заместителя министра связи Андрея Короткова, едва взвалившего на себя бразды подобного правления, как уже четко (и, главное, правильно) видящего свои задачи и верящего в успех. По его мнению, ключевой проблемой, с точки зрения положения России на мировом рынке информационных технологий, являются государственные инвестиции в развитие информатизации. Приведя пример таких государств, как Коста-Рика или Эстония, которые в настоящее время значительно продвинулись на пути экономического развития во многом благодаря государственной поддержке IT-сектора, г-н Коротков дал понять, что подобная перспектива не исключена и для нас. Первоочередными задачами программы "Электронная Россия" замминистра связи назвал необходимость создания цифровой библиотеки государственных документов, а другой актуальный вопрос - законодательная стабильность рынка информационных технологий - по его словам, будет решен совершенствованием существующей нормативной базы. Здравый подход г-на Короткова ко всем проблемам весьма обнадеживает. Например, не скрыв разочарования от принятой редакции "Закона об ЭЦП", он, тем не менее, "готов сделать все возможное, чтобы этот закон заработал", пояснив, что "лучше уж такой закон, чем постоянные ссылки на его отсутствие". Развитие интернета, кажется, теперь в надежных руках. Наше 15-е место в мире по числу пользователей, с учетом наших специфических трудностей, - еще не так плохо; а коли задачей-максимум замминистра ставит благую цель, "чтобы уже в этом году граждане России ощутили преимущества информационных технологий на себе", - процесс, как говорится, пошел.
Правда, "цифровой разрыв" между развитыми и развивающимися странами пока еще увеличивается, но будем надеяться: в этих сводках мы - не в последних рядах. А Украина - та вообще переживаеткомпьютерный бум: в IV квартале 2001 года объемы поставок персональных компьютеров достигли рекордного за последние годы уровня - 73,5 тыс. штук (за тот же период 2000 года в страну было поставлено 53 тыс. ПК). Годовой прирост составил 38,2%, а все - благодаря благоприятным экономическим условиям, сохранявшимся в Украине на протяжении последних двух лет.
Между тем, россияне, пока еще не успевшие ощутить на себе ветер перемен, все же на месте не стоят. На днях компания "Рамблер" опубликовала новые данные относительно количества пользователей Рунета. Согласно ее выводам, это число превышает 5 миллионов. Оценка "Рамблера" достаточно близка к аналогичным исследованиям российского министерства связи и информатизации (по его данным на февраль, в Сети побывало 4,3 миллиона россиян), а также независимой группы компаний "Комкон" (их прогноз на начало 2002 года - 4,8 миллиона). При всей неоднозначности системы подсчета ("Рамблер" публикует статистику как по "хостам" (IP-адресам), так и по собственно посетителям), эти цифры достойны занять свое место в летописи Сети. Кроме того, активность в Рунете увеличивается и по другим показателям. Например, в начале месяца компания "Яндекс" сообщила, что объем Рунета вырос до одного терабайта - 1024 гигабайт. Хотя здесь речь идет об объеме файлов, накопившихся в Рунете, это тоже показатель. Особенно для тех, кто помнит другие - и такие недавние! - времена.
А файлов в виртуальное пространство действительно прибывает, причем самых разных. Скандальный секретный доклад Министерства обороны США, в котором Россия определяется как потенциальный противник, неделю назад просочился в американскую прессу, а теперь полностью выложен и в интернете: читайте, завидуйте! Зато добрым и символичным событием явилось открытие первого в российской Сети сайта районного суда. Этим пионером стал суд Московского района Твери, не только предлагающий на своих веб-страницах подборку справочной и юридической информации, но и достаточно оперативно готовый отвечать на вопросы пользователей. От сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются, особенно у нас - так что остается пожелать, чтобы все эти упомянутые 5 миллионов россиян обращались за консультацией в порядке очереди. Иначе будет, как у компании Macromedia, спрос на новую версию ПО от которой серьезно превысил возможности сайта, лишив тем самым всех желающих возможности загрузить Flash MX.
Среди других пополнений содержимого Сети - портал для школьников и студентов от Балтийского института; информационный проект "РТР-Вести.Ru", предлагающий новый - с учетом последнего слова всех мультимедийных достижений - формат информационного вещания "Вестей" РТР; альянс Dni.ru и Министерства туризма Израиля в рамках сетевого туристического портала; а также совместная серия информеров от Informer.ru и Price.ru. Но мало того. Только в наши дни одно из чудес света может обрести сразу несколько - и совершенно разных - форматов. Одновременно с известиями о полноценном возрождении к жизни знаменитой Александрийской библиотеки было заявлено о самых ближайших планах по запуску ее официального сайта, где посетители со всего мира получат открытый доступ к тысячам томов и уникальных рукописей на арабском, английском и французском языках. Очень правильный подход: при всем увеличении числа проданных через интернет авиабилетов, перспективы туристического рынка в онлайне сильно преувеличены. Туристов, конечно, в мире много, но сросшихся с компьютером "кентавров" еще больше. Ну да, как всегда, хочется в Египет... И как всегда, останемся на месте: какое там, всё некогда. И тут как раз впору если не воочию, то хоть через монитор соприкоснуться с кладезем древней мудрости. Тем более, что эти книги будут выложены вполне законно, и администрация виртуальной библиотеки не столкнется с проблемами, настигшими на днях AOL. Обладатели авторского права пытались обвинить корпорацию в нелегальном распространении своих произведений. Благодаря "Акту о защите авторских прав в цифровую эпоху" (Digital Millennium Copyright Act - DMCA) для AOL все кончилось радостно, - но лишний суд с сопутствующими тратами времени и средств никому не нужен.
Безусловно, строить иллюзии о возвышенных запросах прямо-таки всех пользователей Сети не стоит. Все мы приходим сюда с разными целями. Есть, например, такие цели, о которых вслух не всюду и признаешься. Но сколько веревочке ни виться... На днях служащими британского Национального подразделения по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий удалось пресечь деятельность разветвленной сети интернет-педофилов, и не простых, а считавших себя "элитой". Теперь свою "элитность" им придется доказывать в тюремных камерах, а успех этого предприятия оставим без комментариев.
Есть цели посещения Сети гораздо безобиднее. Корпорацией Terra Lycos запущен новый подписной игровой веб-сервис, в рамках которого пользователи смогут играть в популярные игры для ПК через интернет без установки на стороне клиента соответствующих приложений. Не исключено, что он будет востребован: игры - одно из популярнейших занятий в онлайне, а при стечении определенных обстоятельств они перерастают в манию, и тогда даже вложения денег за платный сервис не остановят страждущего.
Что наша жизнь? - Игра. Кому-то этот афоризм близок до крайности. Недавно психологи опубликовали результаты исследования поведения людей, играющих в онлайновые азартные игры. По их мнению, сетевые игроки могут иметь серьезные проблемы с этой "вредной привычкой". Считается, что в Сети играют те, кто в обычной жизни старается подавлять в себе страсть к азарту. Интернет привлекает их легкодоступностью и анонимностью. Согласно исследованию, быстрый рост использования интернета может привести к резкому увеличению числа людей, страдающих от различного рода нервных и эмоциональных расстройств, вызванных пристрастием к онлайновым играм.
В исследовании речь шла только об одном аспекте этого вида досуга, а ведь, помимо азартных игр, немалая часть пользователей увлечена (а еще немалая часть из них - увлечена всерьез) всеми прочими компьютерными играми, от безобидных цифровых вариантов "Морского боя" - до "Diablo", "Quake" и их новейших собратьев. Даже говоря о "Морском бое", слово "безобидный", пожалуй, лишнее, коль скоро поступают примеры полного паралича всего трудового коллектива, в одночасье павшего жертвой очередной его версии. А уж анекдоты вроде "Квакеров не лечим" уж и вовсе обросли бородой, заодно обрисовав незавидный диагноз игрозависимости. Результаты постоянно возобновляющихся исследований этих проблем психологами не приносят ничего нового. Меняются разве что масштабы явления - разумеется, в сторону увеличения.
В связи с этим не менее интересен взгляд представителей противоположного лагеря: мнение администрации игрового сервера. С комментариями для CNews.ru выступил менеджер проекта PIG.RU Влад Авигдор.
"Строго говоря, наш сайт не относится к категории сайтов с азартными онлайн-играми в том смысле, что игра на деньги у нас не ведется, - сказал он. - Однако, играя у нас, посетители выигрывают так называемые "билеты пигру" ("пигрики"), ставят их на розыгрыш и получают реальные призы. Кроме того, в некоторых играх можно играть "на интерес", в качестве ставок в них принимаются те же "пигрики". Сайт существует с декабря 2000 года. Сейчас у нас более 80 тысяч зарегистрированных игроков, каждые сутки заходит до 4500 уникальных посетителей, а в пиковое время, которое приходится на середину дня, одновременно играет до 500 человек. Так что мы тоже имеем возможность кое-что наблюдать, обобщать и делать выводы. На PIG.RU люди играют по разным причинам.
1) Чтобы пообщаться и почувствовать себя в компании: в каждой игре есть встроенный быстрый и удобный чат. Многим просто одиноко. Иные гиперобщительны, иные молчаливы, но любят чувствовать, что они не одни и просто, играя, следят за болтовней.
2) Многие приходят познакомиться - игра создает массу удобных предлогов для начала разговора. Для этой категории игра - просто занятие для заполнения пауз в общении. Своего рода "танцы", где можно легко познакомиться с массой людей со всего света (именно так: половина посетителей нашего сайта - не из России).
3) Чтобы убить время. Эти более молчаливы. Играют, в основном, из офисов - и этим всё сказано. Кроме того, в эту категорию попадают те, кто "качает" что-то большое и скучает за монитором - наши игры очень нетребовательны в смысле траффика, поэтому и "закачка" не тормозит, и игра идёт своим чередом.
4) Из спортивного азарта: хотят поставить рекорд и увидеть себя в "зале славы" на первом месте. Тут интерес проявляется не только к играм-головоломкам ("Гробница Фараона", японские кроссворды, "Морской Коктейль" и т.п.), но и к многопользовательским (нарды, карточный дурак, шахматы, дартс и др.). Соперничество, стремление к первенству - один из серьёзнейших стимулов для человека.
5) Просто "на удачу". Ярчайший пример - игра "Видео Покер". Очень приятно составить флеш-рояль, чувствуешь себя избранником судьбы. Играющих ради того, чтобы выиграть приз, у нас, как ни странно, немного. Бывает, выигранные призы даже не забирают.
Люди, которые играют в онлайне на реальные деньги, - это отдельная категория азартных людей, достаточно продвинутых в технологическом смысле. Тут существует определенная опасность "втянуться", но все равно, если у человека есть склонность к игре на деньги, так его уж ничего не остановит.
В общем, азарт азарту рознь: один есть жажда наживы, а другой - потребность быть первым, получить признание и уважение. Мы и наши игроки - за второй вариант! В целом же наше мнение таково: онлайн-игры более привлекательны как способ общения и развлечения в Сети, а также как возможность "самоутвердиться", нежели как средство удовлетворить страсть к наживе. И мы не видим в таком подходе ничего страшного для здоровья людей, как раз наоборот! Естественно, возникает вопрос: если не "виртуальное казино" - то как владельцы таких сайтов намерены зарабатывать на онлайн-играх деньги, и каковы вообще перспективы этого бизнеса? На данном этапе более-менее значительную роль играет "традиционная" модель извлечения доходов от рекламы. Однако, мировая индустрия онлайн-игр постепенно переходит к модели платных сервисов. По оценкам Jupiter Media Metrix, к 2006 году объём услуг в этой области достигнет $1,8 миллиарда (для сравнения, в 2001 году было $260 миллионов)".
И коль скоро индустрия онлайн-развлечений оперирует такими цифрами - геймер жил, геймер жив, геймер будет жить. Кстати, отечественным любителям "набирать пигрики", не выходя из офиса, надо ценить момент и радоваться подобной возможности. А вот на Западе руководители многих компаний все чаще переводят своих сотрудников на режим удаленной работы, и тут уже не поиграешь. Эта тенденция наиболее ярко характерна для нынешней Великобритании; Штаты в этом плане сильно отставали, но теперь и они готовы наверстать упущенное: на днях Конгресс США узаконил удаленную работу. И даже в старой доброй Ирландии акулы империализма, как им и положено, мало интересуются желаниями простого люда и все активнее борются за полноценность каждой минуты, проведенной на рабочем месте, вовсю ограничивая святое право человека на пользование служебным интернетом в своих личных целях! Эдак... куда же мы придем; неужели на работе придется... работать?
А придется, придется... Потехе - час, а делу - время. Дела, как ни странно, на минувшей неделе тоже делались, и весьма продуктивно. Особенно успешным оказалась сфера электронных платежей, взявшая за последние дни ряд новых рубежей. Платежная система "Рапида" объявила о выходе на рынок В2В: участники торгово-сервисной системы "ОбоВсем.ру" теперь могут оплачивать ее услуги через интернет или по телефону при помощи платежной системы "Рапида". Владельцам карт e-port отныне доступны платные МР3-файлы на Lyrics.ru. Все крупные банки мира заинтересованы в том, чтобы приспособиться к требованиям EMV по обработке транзакций. По истечении этого установленного, весьма краткого периода - 2004 год - к банкам, которые не смогут поддерживать операции со смарт-картами, будут применяться штрафные санкции. И вот государственный банк Маврикия одним из первых внедрил поддержку смарт-карт EMV. Население государства - чуть более миллиона человек, а какое завидное стремление к прогрессу!
Наши банки тоже не лыком шиты. Коммерческий банк "Содбизнесбанк" объявил о бесплатном переводе своих вкладчиков с популярной системы "Клиент-банк" на более усовершенствованную - "i-bank". Особенность нового вида услуг состоит в обслуживании клиентов через интернет. Новое решение для интернет-банкинга представила компания "Бифит". Платежи в системе "Золотая корона" теперь можно принимать в отсутствие терминала. А появление в Греции возможности заплатить налоги через интернет с помощью системы TaxisNet неожиданно для чиновников вызвало настоящий ажиотаж среди налогоплательщиков. В первые недели работы TaxisNet количество пользователей превысило расчетный критический порог системы. Администраторы даже вынуждены были ограничить доступ к сайту, притормозив энтузиазм ревностных налогоплательщиков.
Говоря же об электронной коммерции в целом, успехи есть и там. NASA внедрит решения от SAP, и теперь совершенствование процессов управления финансовыми, физическими и трудовыми ресурсами в масштабах всего агентства по космическим исследованиям поставлено на новые рельсы.
Свои позиции в сегменте В2В намерена восстановить корпорация Baan. А eBay продолжает расширять свое присутствие на азиатских рынках, покорив на этот раз китайский.
В общем, все идет по плану: сетевой траффик к 2005 г. увеличится в 93 раза, оборот всего сектора В2С электронной коммерции в 2002 г. составит $88 млрд., при том основной платформой e-commerce остается персональный компьютер, который сохранит лидерство на протяжении ближайших пяти лет; а спрос на услуги интернет-банков непрерывно растет уже сейчас.
Что касается роста, то он также отмечается в области расходов компаний на рекламу в интернете. Здесь отличились Франция и Великобритания: 28% за прошедший год, что весьма неплохо на фоне общего упадка онлайнового рекламного рынка. При этом только 3% британских маркетологов отдают предпочтение баннерной рекламе, 17% выбирают e-mail-маркетинг, а подавляющее большинство - 63% - заявило, что в рамках рекламной стратегии их компании в онлайне в качестве наиболее эффективного рекламного инструмента рассматриваются сами веб-сайты. Одновременно с тем стало известно о разработке нового решения для оценки эффективности интернет-рекламы, так что в будущем мы, наверное, точно узнаем, какая группа из названных выше маркетологов оказалась права.
Но должно же что-нибудь не расти, а, напротив, падать? - спросит читатель. И, безусловно, будет прав. Традиционно падает NASDAQ. Ожидая заседания ФРС и голосования по слиянию HР и Compaq, индекс ненадолго замер, чтобы затем поманить скромным ростом и снова рухнуть вследствие падения акций полупроводниковых компаний после негативных комментариев Salomon Smith Barney в отношении Intel, а также появившейся у участников рынка озабоченности относительно возможного в скором времени повышения учетной ставки ФРС. В самом IT-секторе тоже не без проблем: подсчитано, что как минимум $500 млрд. из $2,7 трлн., потраченных на информационные технологии в прошлом году, - то есть 20% - были израсходованы впустую: на продукты и услуги, не оправдавшие возложенных на них ожиданий.
Сравнительно спокойный мир доменов был потревожен судебным процессом против ICANN, где в роли истца выступает один из членов совета директоров самой корпорации. По заявлению обиженной стороны, ей фактически было отказано в предоставлении доступа к финансовой информации; по уверениям ответчика, ничего подобного не было. Но как бы дальше ни развивались события - и без того не идеальный имидж организации, администрирующей систему доменных имен, будет подпорчен.
Но это уже - другая история.
Еженедельные обозрения на CNews.ru Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:
Авторство и указание компании будет сохранено. Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru. |