Разделы

Наука Техника Цифровизация Инфраструктура

Носители информации: многообразие форматов

  • Универсальность или многообразие: где правильное решение?
  • Компьютерные носители
  • Рынок видео носителей: Видео следующего поколения
  • Музыкальный рынок: Новая эпоха в музыкальной индустрии
  • Фото: Эра цифровых отпечатков

    Целью данного обозрения является анализ ситуации на мировом и российском рынках носителей информации и описание наиболее интересных новинок рынка. Не вдаваясь в технологические особенности различных продуктов, мы постараемся рассказать о проблемах, стоящих перед рынком, очертить основные тенденции развития и рассказать о его новинках.

    Универсальность или многообразие: где правильное решение?

    Конец ХХ века и начало ХХI века характеризуются стремительным развитием информационных технологий. Это, в свою очередь, обусловлено потребностью в получении, обработке и использовании огромных объемов информации. Одним из наиболее важных проблем, вставших перед мировым сообществом, стала проблема хранения данных.

    Еще 10 лет назад большинство специалистов делали ставку на универсальность будущего носителя. Это было понятно для большинства потребителей: записав информацию на «универсальный» диск, не надо было думать, что твой товарищ или деловой партнер столкнется с проблемой её чтения. Однако, существование единого стандартного носителя предполагает наличие устройств, работающих на единой технологии. Вот именно здесь и содержалась основная проблема. Производители устройств, не желая мириться с конкурентами, пытались навязать рынку свой формат записи — прямо как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Подобная ситуация наблюдалась, практически, на всех рынках потребления: на видеорынке сражались Sony и JVC (со своими форматами Betamax и VHS), на аудиорынке производители магнитных устройств воевали с производителями компакт-дисков. Маркетинговые и технологические войны разгорались и на всех сегментах компьютерного рынка: за право называться стандартом на рынке сменной памяти соперничали Zip (Iomega),LS-120 (Imation/ Panasonic), HiFD (Sony) и многие другие. ИТ-специалисты в это время не могли определиться, какой носитель для хранения данных выбрать среди магнитных лент (DDS, 8MM, Travan, DLT), магнитооптических носителей и оптических дисков (CD, DVD).

    С поялением множества устройств и технологий встала и другая проблема — проблема выбора. Потребитель был дизориентирован в колосальном многообразии средств хранения информации. Зачастую выбор усложнялся невозможностью самого производителя определить и представить приемущества своего устройства. В последнее десятилетие предложение различных технологий значительно опережало спрос, в то же время, иногда перспективный носитель не получал должного распространения из-за слабой поддержки его другими игроками рынка или из-за высокой цены.

    Сейчас же происходит смена рыночных сил, и товары производятся под нужды, настроения и привычки покупателей; именно потребитель сегодня навязывает свои условия производителям и своими деньгами «голосует» за создание той или иной технологии.

    Компьютерные носители

    Рынок компьютерных носителей, как и вся ИТ-индустрия, живет по своим, невообразимо быстрым часам. Еще несколько лет назад все говорили о смерти стандартных дискет и господстве Zip- и Jaz-дисков компании Iomega. Однако, сегодня во многих странах, в том числе в России, пик популярности стандартных дискет еще не пройден, и каждый год преподносит новый рекорд продаж. Пару лет назад компания Dell и другие производители ПК уже объявили об отказе поддержки флоппи-дисковода в ряде моделей своих компьютеров и предложили рынку альтернативные устройства, но хотя мировые объемы продаж дискет падают, кардинальных изменений со спросом на дискеты не произошло.

    В чем секрет популярности дискет? Ответ прост: до сих пор большая часть ПК во всем мире комплектуется флоппи-дисководами, и сегодня дискеты закрывают определенную нишу, удовлетворяя потребность постоянного переноса и хранения небольших объемов информации.

    Магнитные диски

    Сегодня на рынке магнитных носителей представлены магнитные диски и ленты. Дискеты, изобретенные компанией Sony более 30 лет назад, прожили богатую жизнь и живут по сей день, хотя надо отметить, что большинство компаний уже отказались от собственного производства этих носителей. Одной из первых компаний, закрывшей свои заводы по производству флоппи-дисков, стала в 1996 KAO, ее примеру последовали IBM, 3M/Imation. Большинство этих компаний перевели производство к третьим компаниям или перешли к новомодной на сегодняшний день практике аутсорсинга.

    Уже в середине 90-х годов все специалисты заговорили о том, что скорость, а главное — емкость флоппи-дисков, уже не удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня. Потребление стандартных дискет стабилизировалось, и уже к концу 2000 года началось падение продаж дискет по всему миру (Таблица 1). Ситуация в России была несколько иной, у нас рост рынка флоппи-дискет в количественном выражении продолжался до 2002 года, но доля дискет на рынке, в стоимостном выражении, неуклонно идет вниз, уступая пальму первенства CD-R-дискам.

    Таблица 1
    Продажи дискет 3,5" в Европе (млн.шт.)

    Год 1998 1999 2000 2001 2002
    Продажи 565 560 572 505 450
    Источник: EMA

    Диски ZIP  
    В середине 90-х годов компания Iomega анонсировала диски ZIP и JAZ, которые произвели настоящий фурор на рынке носителей. Именно формату ZIP прочили первенство в сменных носителях будущего. В те же годы компании (LS-120) и SONY (HiFD) анонсировали свои конкурирующие носители, но, несмотря на превосходство по характеристикам и потребительских свойствам, этим продуктам не суждено было отвоевать долю рынка у ZIP (см. таблицу 2). Причиной этому послужил очень поздний запуск этих устройств на рынок и их высокая стоимость носителя.

    Сейчас, несмотря на то, что Iomega поставила на рынок около 48 млн. дисководов и более 300 млн. дисков Zip, очевидно, что бой проигран. Оптические диски и карты памяти стали тем сменным носителем для хранения персональных файлов, музыки и фотографий, о которых так мечтал потребитель.

    Таблица 2 

    Устройство Разработчик Емкость, Мб Пиковая скорость Время доступа, мс Совместимость с 720Кб/1,44Мб Интерфейс
    Дискета DS/HD Sony 720 Кб / 1,44 Мб 62 Кб/с 84 да FDD
    Zip / Zip Plus Iomega 100 Мб 1,4 Мб/с (более 2 Мб/с) 29 нет IDE/SCSI/LPT
    LS-120 (SuperDisk Drive) Imation/3M, Mitsubishi Electronics Matsushita-Kotobuki 120 Мб 0,6 Мб/с для LPT, 4 Мб/с для SCSI Около 65 да IDE/LPT/SCSI
    UHC-31130 Mitsumi Electronics, Swan Instruments 130 Мб 3,7 Мб/с 18–28 (и 50–75)** да н/д
    Sony HiFD Sony, Fuji Photo Film 200 Мб (до 500 Мб) 3,6 Мб/с н/д да FDD+IDE

    Магнито-оптические

    носители

    Продвижение на рынок продуктов, основанных на магнито-оптических (далее MO) технологиях, постепенно сворачивается. Данный стандарт все больше ориентируется на специализированные ниши. В мире остались фактически два ее производителя: в формате 3,5 дюйма — Fujitsu, а форм-фактор 5,25 дюймов производится фирмой Sony. Носители производятся ограниченным количеством компаний, хотя на рынке они представленны под десятками различных торговых марок. Основоположником МО-технологии считается компания Sony, именно этим объясняется, тот факт, что настоящее распространение МО-диски получили только в Японии.

    В России за последние несколько лет рынок MO-носителей ведет себя стабильно — наблюдается незначительное падение поставок. При этом Россия потребляет намного больше 3,5-дюймовых дисков, в отличии от стран Западной Европы, где превалируют 5-дюймовые диски. Эта особенность России связана, в первую очередь, с тем, что адептами МО-технологии стали небольшие фирмы, в основном, из рекламного и полиграфического сектора, и домашние пользователи. В странах Европы МО-диски используются, в основном, в многодисковых роботизированных библиотеках для хранения корпоративной информации или для работы с корпоративными приложениями и базами данных.

    МО

    МО остается, по-прежнему, одной из самых надежных технологий хранения данных — производители декларируют срок хранения данных на носителе около 100 лет. В дополнение к этому, МО-диски, в отличии от ленточных носителей, имеют прямой доступ к данным, что позволяет использовать их в качестве «виртуальных» жестких дисков.

    Наблюдавшуюся в прошлые годы популярность данной технологии в России эксперты связывают с сильной инертностью рынка и неопределенностью с будущим стандартом DVD.

    Ленточные носители

    Как и в случае с МО-носителями, на рынке лент очень серьезную роль играет компания Sony, у которой и здесь имеются собственные разработки. В частности, к ним относится DAT- и DDS-кассеты, а также последние усовершенствования данной технологии записи, которые отобразились в лентах формата AIT. На российском рынке лент представлены также носители DLT и SuperDLT, которые продвигаются корпорацией Quantum.

    Как и МО, данные носители прижились только в компаниях, требующих хранение и архивирование больших массивов данных. Оставаясь одним из самых дешевых (по стоимости за мегабайт) носителей, ленты заняли в свое время значительную долю этого рынка. В качестве наиболее популярных среди них можно отметить стандарты DLT, SDLT, LTO и SLR. Кстати, последнее поколение лент SDLT и LTO могут хранить до 200 ГБ несжатых данных.

    Рынок лент, как у нас, так и во всем мире, уже на закате. Одним из немногих растущих сегментов остаются ленты DLT/ LTO, а потребление других форматов неуклонно снижается. И даже рынок DLT/LTO в России не очень велик, и количество лент только приближается к цифре 20 тыс. шт./год. Впрочем, есть ленточные носители, которые и сейчас являются определенным стандартом в своей области, например, ?-дюймовые ленты закрепили за собой рынок организаций, работающих в сфере геодезии и картографии. В целом же, единственным объяснением тому, что ленты еще живы, остаетсятот факт, что для систем, закупленных 5–10 лет назад, специалисты продолжают покупать «старые» носители.

    Оптические носители

    Рынок оптических дисков переживает бурный рост как у нас в стране, так и зарубежом. Во-многом развитие оптических технологий повлекло закат популярности других носителей, в частности, CD-RW-диски оттеснили на задний план сменные диски на магнитной технологии и 3,5-дюймовые MO-диски. В принципе, можно утверждать, что CD-R и CD-RW стали первыми по-настоящиму потребительскими товарами, которые теперь можно найти почти в каждом крупном супермаркете и даже в ларьке, который продает наряду c CD-R-носителями фотопленку и другую мелочь. Сильное снижение цен на устройства и полная совместимость с CD-ROM-дисководами позволили этому продукту стать идеальным средством не только для домашних архивов, но и для переноса данных с компьютера на компьютер. Ведь, купив диск за 20 рублей, потребитель получает емкость от 650 до 700 МБ, при этом зная, что на любом компьютере он прочтется.

    История данного носителя уходит к началу 90-х годов, когда компании Sony и Philips (кстати, надо отметить, что этот тандем владеет правами на множество технологических разработок в области оптических средств хранения) предложили рынку компакт-диски для записи музыки. Определенная открытость в сфере производства устройств и носителей создала благоприятную среду для распространения данного стандарта; как следствие, это повлекло усиление конкуренции и падение цен на диски и устройства.

    Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
    Импортонезависимость

    Конвергенция музыкального рынка с рынком компьютерным позволили закрепить за компакт-диском поистине всемирную славу. Несмотря на то, что первые CD-R-диски стоили около $20, они быстро дешевели и становились все более популярными.

    И хотя многие специалисты утверждают, что надежность дисков сильно уступает таким технологиям, как MО, все же заявленый срок хранения в 30 лет или 1000 циклов перезаписи представляется более чем достаточным для рядового потребителя. «Соревнование скоростей» среди производителей CD-R уже, можно сказать, закончилось, и связано это с тем, что текущая скорость 48х является технологическим пределом для CD-R-дисков.

    Не надо забывать, что рынок носителей является вторичным, и, в первую очередь, он зависит от объема поставок этих устройств. По объему продаж рекордеров на российском рынке лидерство принадлежит накопителям Teaс, второе место занимает Yamaha, и замыкает тройку лидеров марка Philips. Популярность этим марками обеспечил ранний приход этих компаний в Россию и то, что российские потребители очень хорошо знали данные торговые марки. В количественном выражении наш рынок растет очень быстро и уже в прошлом году составил около 2% от европейского рынка и приблизился к отметке в 50 миллионов CD-R в 2002 году. В Европе продажи записываемых дисков за последние 3 года выросли более, чем в 2 раза (График 1).

    График 1
    Продажи CD-R в Европе (млн. шт.)

    Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
    безопасность

    Продажи CD-R в Европе (млн. шт.)

    Источник: Understanding & Solutions

    Сейчас емкость CD-R/RW-дисков достигла своего предела (700 МБ), и конкуренция перешла из технологической плоскости в маркетинговую. Упаковка, цвет носителя, дизайн, аксессуары для дисков, граммотное представление товаров в розничной торговле — это сейчас определяет популярность того или иного CD-бренда. И если технологическое развитие CD-R/RW-дисков уже завершилось, то у DVD+R/RW-дисков все еще впереди. На сегодня эти носители могут работать на скорости данных 2.4x, что соответствует потоку данных, равному записи CD-R на 20-той скорости, а с 2003 года скорость записи DVD+R дисков достигнет 4х.

    После кризиса 1998 года российский рынок носителей рос довольно высокими темпами. Даже сейчас его ежегодный рост составляет около 30%.

    Российский рынок носителей в 2002 году

    Российский рынок носителей в 2002 году

    Наиболее сильно растет сегмент оптических дисков. Суммарная доля всех оптических носителей в России занимает сейчас примерно 60% рынка. Причем лидерами рынка оптических носителей в России являются TDK и Verbatim. Распределение рынка каждый год становится все более похожим на общеевропейскую картину, где лидеры рынка — это марки Memorex и Verbatim (см график 2).

    Доля рынка производителей CD-R в Европе, 2 квартал, 2002 год (424.1 млн. шт.)

    Доля рынка производителей CD-R в Европе, 2 квартал, 2002 год (424.1 млн. шт.)

    Итак, можно констатировать, что российском рынке компьютерных носителей произошла смена лидера — магнитные диски были вытеснены оптическими. Диски CD-R/RW стали, по сути, потребительским стандартом для записи данных, музыки и цифровой фотографии. Бурный рост переживают DVD-диски, завоевывая рынок домашнего видео и корпоративного хранения данных.

    Проблемы совместимости и стандартов DVD

    Волнения в ряды пользователей вносят постоянные войны крупнейших производителей за DVD-стандарты записи. Фактически, на рынке пререзаписываемых DVD сейчас закрепились 3 продукта: DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW.

    Технология DVD появилась достаточно давно, в середине 90-х годов. Опытные образцы были представлены компаниями в 1996–1997 годах, но реальные продажи устройств и дисков начались только несколько лет спустя, причем цены на устройства были очень высокими и доходили до нескольких тысяч долларов. Технология DVD была создана для индустрии развлечений, но надо сказать, что одним из первых продуктов этого семейства, который поступил в открытую продажу, был формат DVD-RAM, который предназначался, в основном, для хранения данных на компьютере. Этот стандарт был запатентован компанией Matsushita (торговая марка Panasonic). Диск защищен специальным пластиковым кейсом и изначально позиционировался как высоконадежный носитель, предусматривающий возможность выполнения 100 тыс. циклов перезаписи.

    Впоследствии рынку предстал формат DVD-R/RW, который представила компания Pioneer. Активные продажи DVD-R-рекордеров начались в 2000 году, а уже в следующем году компании Philips, Sony, HP и Verbatim предложили третее семейство — DVD+RW. Через полгода уже многие фирмы начали поставку DVD+RW-устройств для ПК, а следом появились и DVD+R-диски, которые использовались для видеозаписи.

    Таблица 3 

    Формат Диски DVD-R Профессиональные диски DVD-R Диски DVD-RW общего назначения Диски DVD-RAM 2,6/5,2 Гбайт Диски DVD-RAM 4,7/9,4 Гбайт
    Ёмкость 4,7 ГБ 4,7 ГБ 4,7 ГБ 2,6 ГБ на сторону 4,7 ГБ
    Длина волны лазера 635 нм 650 нм 650 нм 650 нм 650 нм
    Числовая апертура 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
    Отражающая способность 45–85% 45–85% 18–30% 18–30% 18–30%
    Расстояние между дорожками 0,74 мкм 0,74 мкм 0,74 мкм 0,74 мкм 0,615 мкм
    Длина минимального пита 0,4 мкм 0,4 мкм 0,4 мкм 0,41 мкм 0,29 мкм
    Скорость передачив битах на канал 26,16 Mбит/с 26,16 Mбит/с 26,16 Mбит/с 11 Mбит/с 26,16 Mбит/с
    Возможность перезаписи Не предусмотрена Не предусмотрена 1000 раз 100000 раз 100000 раз
    Защита от копирования Система шифрования содержания Система шифрования содержания, системы организации CPSR Не предусмотрена Система шифрования содержания, системы организации CPSR Система шифрования содержания, системы организации CPSR
    Рабочая среда 5…+ 55°C при отн. влажности 85% 5…+ 55°C при отн. влажности 85% 5…+ 55°C при отн. влажности 85% 5…+ 60°C при отн. влажности 85% 5…+ 60°C при отн. влажности 85%

    Появление DVD-рекордеров сразу в 2-х секторах (бытовом аудио/видео- и компьютерном) серьезно увеличили продажи, что в итоге привело к падению цен. Сегодня цены на оптовые партии однократно записываемых DVD колеблятся от $1 до $2, а в рознице носители можно купить по цене $3.

    И если DVD-RAM, по сути, является новым форматом, не совместимым с существующими DVD-плеерами, то DVD-RW- и DVD+RW-устройства работают с дисками, которые легко читаются на большинстве домашних устройств, число которых достигло 53 млн. штук. Специалисты, однако, утверждают, что DVD-RW, имея схожие параметры с DVD+RW, сильно уступает последнему в совместимости с домашними видеопроигрывателями. Именно благодаря рынку домашнего видео, устройства и диски DVD+RW растут сегодня намного быстрее остальных форматов.

    Несмотря на то, что сейчас на рынке параллельно существуют 3 конкурирующих формата записи, производители уже начали примирение между собой. В начале 2002 года ведущие производители объединились и объявили о начале разработки единого формата записи, который получил название Blu-ray Disc. Эта новинка предназначается для домашних кинотеатров и позволит уместить на одном диске более 13 часов видео (или 2 часа HDTV). И хотя появление первых продуктов на основе новой технологии намечено только на конец 2003 года, радует то, что намечается хоть какая-то определенность с будущим форматом записи.

    Рынок видео носителей: Видео следующего поколения

    Эпоха VHS-кассет и магнитофонов подходит к концу. Скорее всего, DVD-диски и их аналоги прийдут на смену VHS. Это зависит, в большей степени, от того, смогут ли ведущие производители техники договориться о едином стандарте записи. Многие специалисты хорошо знают, что на рынке видеозаписи в 80-егоды в противостоянии компаний JVC (VHS) и Sony (Betamax) победила технология VHS, и далеко не из-за преимуществ самой технологии, а из-за ее открытости, и, как следствие, этот фактор послужил быстрому распространению VHS-видеомагнитофонов. А в это время фирма Sony, не желавшая делиться рынком, не давала лицензию на производство другим производителям и, фактически, сдерживала развитие стандарта Betamax.

    Каким бы надежным и недорогим не был VHS-видеомагнитофон, он в скором времени уйдет с рынка. Продажи DVD-устройств в 2002 году превысили показатели кассетных аналогов. По статистике, общегодовой объем продаж DVD-рекордеров в прошлом году превысил отметку в миллион устройств. Одновременно с ростом рынка DVD наблюдается заметное снижение объемов продаж традиционных видеомагнитофонов. В первой половине 2002 года их было продано всего 270 тыс. устройств, и специалисты считают, что общий объем продаж едва ли достиг полумиллиона единиц. В то же время, в 2001 году было продано около 890 тыс. видеомагнитофонов, а пик продаж пришелся на 2000 год — тогда потребители приобрели более миллиона таких устройств. Формат DVD предлагает более качественное изображение и звук и служит, вместе с тем, гораздо дольше, нежели традиционные видеокассеты, поэтому за последний год на рынок хлынул поток новой техники на основе DVD-стандарта. Это и видео-DVD-рекордеры и видеокамеры, аудиосистемы и накопители данных на DVD. Домашний рекордер в Европе сейчас стоит порядка €800, а компьютерный привод можно приобрести по вдвое меньшей цене. Аналитики утверждают, что когда цены снизятся до $300 и ниже, эти устройства начнут пользоватьсябольшим покупательским спросом, чем DVD-проигрыватели. Мировой рынок DVD-устройств

    Мировой рынок DVD-устройств

    Источник: In-Stat/MDR, 12/02

    Музыкальный рынок: Новая эпоха в музыкальной индустрии

    С приходом оптических технологий, компакт-диски и аудиодеки на CD практически вытеснили магнитные кассеты из домашних аудиосистем, но на рынке карманного аудио все еще преобладали кассеты. Все-таки стандартные 12-сантиметровые диски достаточно громоздки для кармана, и любители музыки все еще предпочитали аудиоплееры на кассетах. Когда рынок аудиокассет находился на своем пике, компания Sony, предвидя грядущий переход на компактные аудионосители, предложила новый формат — минидиск (MD) — магнитооптический диск, который может сохранять данные и музыку. Надо признать, что распространение минидиск получил именно благодаря возможности сохранять на нем музыку посредством системы кодирования звука ATRAC. Пик продаж MD в России был отмечен в 2000 году, когда потребители приобрели около 750 тыс. незаписанных дисков. Минидиски получили очень широкое распространение в Японии, а у нас в стране этот надежный и удобный формат так и не стал популярным. Причина этому все та же: недостаточное распространение плеерови техники MD.


    Совсем скоро любители цифровой музыки смогут оценить новый формат сверхкомпактных дисков под названием DataPlay. Новый стандарт носителей был изобретен компанией DataPlay и предложен музыкальному рынку фирмой Major Music. Диски будут значительно меньше по размеру, чем традиционные CD, а также они будут оснащены системой защиты от копирования. О поддержке уже объявили EMI Group, BMG и Universal Music. Поставляться будут как защищенные от копирования диски DataPlay с записями исполнителей, так и чистые, на которых пользователи сами смогут записывать музыку и данные. На чистый диск можно вместить 11 часов звучания MP3-записей или 5 часов музыки CD-качества, 162 несжатых 1.0-мегапиксельных фотографий или более 2 часов видео в формате MPEG4, или, наконец 500 МБ данных. Аналитики полагают, что новым дискам DataPlay будет сложно состязаться в популярности с обычными CD — согласно последним подсчетам, в мире насчитывается 1,5 млрд. CD-плееров. Но благодаря своим параметрам у DataPlay есть шанс закрепиться на рынке компактных проигрывателей, считают специалисты. В этой системе используется технология записи, схожая с DVD. Привод оптической головки использует технологию, взятую у жестких дисков, для уменьшения возможных последствий ударов и тряски. Скорость записи/чтения этого устройства достигает 1 MБ/с, а потребление энергии даже в режиме записи данных очень маленькое, что является положительным фактором при использовании его в миниатюрных устройствах.

    Объемы и структура потребления аудионосителей в России

    На фоне общего музыкального апокалипсиса, связанного с агрессией новых технологий и бунтом ряда звездпротив звукозаписывающих компаний, музыкальный рынок России не похож на самую потерянную территорию. По легальным продажам музыкальных носителей в стоимостном выражении за 2001 г. России занимает 19 место в мире. По количеству же легально продаваемых копий мы находимся в первой десятке, уступая лишь Франции, Индии, Великобритании, Германии, Японии и США. Если бы все диски и кассеты у нас в стране продавались по мировым ценам, то наш музыкальный рынок прочно удерживал бы второе место. Удивительно, но Китай с его более чем миллиардным населением по стоимости легального рынка занимает лишь 36 место, а по количеству продаваемых копий стоит на 13 позиции.

    Проблема интеллектуальной собственности в России, рассмотрение которой ранее все время откладывали, сейчас переходит в разряд приоритетных, что, в первую очередь, связано с желанием нашей страны вступить в ВТО. В этой связи можно вспомнить успешный опыт быстрого закрытия на Украине ряда заводов по производству пиратской продукции. В России этот вопрос был поднят после скандала, разгоревшегося летом 2002 года, когда посол США г-н Вершбоу направил письмо министру РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаилу Лесину. В письме посол США выразил резко негативное отношение и озобоченность относительно деятельности ряда российских заводов, выпускающих пиратские компакт-диски, и потребовал тщательной проверки их деятельности. Хотя посол и не привел доказательств по данным обвинениям, но для большинства экспертов очивидно, что большая часть заводов по производству CD/DVD, которых в России более десятка, часто использует свои мощности для выпуска пиратской продукции. Для этого дастаточно посмотреть данные по объемам легального и пиратского рынка в нашей стране.

    Объемы продаж музыкальной продукции в 2001 году (млн. шт.)

    Объемы продаж музыкальной продукции в 2001 году (млн. шт.)

    Источник: Intermedia

    Мировая звукозаписывающяя индустрия активно поддерживает идею вступления России в ВТО, со всеми вытекающими из этого экономическими и торговыми обязательствами нашей страны. Очевидно, что вступление в ВТО потребует от нас не деклараций, а принятие реальных и действенных мер, направленных на борьбу с пиратством, и серьезное изменение законодательства в области авторских прав и интеллектуальной собственности. Как это не покажется странным, но большую заинтересованность в этом вопросе должны проявлять российские праводержатели и звукозаписывающие студии, т.к. основную долю российского рынка занимают отечественные исполнители.

    Репертуар российского музыкального рынка в 2001 году

    Репертуар российского музыкального рынка в 2001 году

    Источник: Intermedia

    Что касается российских звукозаписывающих компаний, то они ощущают все большую необходимость международной поддержки, ибо их возможный успех связан с сохранением партнерских отношений с международными рекорд-лейблами.

    Проблемы защиты авторских прав и объемы ущерба от пиратства

    История музакального пиратства достаточна богата (см таблицу 4) , но сейчас, в эру цифровых технологий, когда в интернете можно найти практически любую композицию любимой группы и записать ее на цифровой носитель в формате MP3, эта проблема стоит наиболее остро. С тех пор, как MP3-формат и файлообменные сети стали популярными, разговоры о защите авторских прав возникают практически каждый месяц. В США — центре аудио- и киноиндустрии — давно бьют в колокола и призывают все страны объединиться в борьбе против пиратства. Надо сказать, что не только уговорами, но и экономическими санкциями Соединенные Штаты заставляют различные страны начать войну с пиратством.

    В последнее время и ассоциации звукозаписывающих компаний активизировались в борьбе с пиратсвом. Помимо административных мер, индустрия применяет и технологические. К примеру, совсем недавно RIAA заключила с ведущими участниками компьютерного рынка соглашение о совместном внедрении технологий, защищающих лицензионные записи от копирования. Развитием таких технологий занимаются компании Microsoft, Hewlett-Packard, Dell и др. В частности, Microsoft сейчас совместно с Universal и EMI испытывает ПО для защиты записей от незаконного распространения.

    Лидеры отрасли, корпорации Sony, EMI, Universal Music Group, Warner Music и BMG, а также тысячи независимых музыкальных рекорд-компаний, планируют бороться с незаконным копированием, используя новую лицензионную политику в отношении онлайновых служб и более жесткие меры в отношении распространителей контрафактных компакт-дисков. Их позиция понятна, ведь ущерб звукозаписывющих компаний от действий пиратов только в 2002 году составил чуть менее $5 млрд. Это прямые потери записывающих компаний, и наконец, авторов самих фильмов и музыки. Помимо этого, в прессе появилась информация, что RIAA планирует заражать скачиваемые из интернета MP3-файлы для мониторинга их распространения и последующей борьбы с пиратством.

    Основные рынки пиратской продукции (2001 г.)
    Страна Объем рынка ($ млн.) Доля пиратской продукции (шт.)
    Китай 400 90%
    Россия 240 65%
    Бразилия 215 55%
    Индонезия 205 85%
    Мексика 175 60%
    Италия 110 25%
    Испания 70 30%
    Тайвань 50 50%
    Польша 40 30%
    Греция 35 50%

    На последней отраслевой конференции звукозаписывающих компаний было анонсировано, что ущерб от действий пиратов за прошедший год вырос на 20%, а продажи обладателей авторских прав на музыкальную продукцию упали на10%. В результате, объем рынка упал до своего 10-летнего минимума и составил $30 млрд.

    Всемирная история пиратства

    СТАТИСТИКА ПРОДАЖ ПИРАТСКИХ CD (В МЛН.)

    1964 Компания Philips изобретает компакт-кассету
    1968 Продано около 2,4 млн. кассетных магнитофонов. Популярность кассет растет.
    1978 Музыкальная индустрия серьезно озабочена конкуренцией со стороны домашних фонотек
    1983 На рынке появляются первые компакт-диски, изобретенные Sony и Philips. Цены на плееры очень высокие, что серьезно тормозит их продажи
    1985 Первый серьезный кризис индустрии звукозаписи, вызванный ростом «домашнего» пиратства. Рекорд-лейблы помещяют на аудио-продукцию логотип «череп со скрещенными костями» и сопровождаю надписью «Домашняя звукозапись убивает музыку»
    1989 Sony представила на рынок DAT-кассеты. Они впервые было оснащены встроенными средствами защиты от копирования. Из-за нежелания лицензировать других производителей, формат DAT, впоследствии,так и не получил распространения.
    1992 Международная звукозаписывающяя индустрия принимает стандарт записи MPEG-1 Layer III (MP3).
    1993 Новый удар по музыкальной индустрии, связанный с расцветом торговли поддержанными компакт-дисками.
    1997 20-летний студент Джастин Франкель и его товарищ Том Пеппер создают программу прослушивания цифрового аудио на ПК — Winamp. Впоследствии они создают программу Gnutella для обмена музыкальными треками в интернете. Winamp становится любимым MP3-плеером молодежи.
    1998 Пиратство посредством MP3-технологиив интернете приобретает калосальные масштабы. Такая ситуация оченьне нравится RIAA (ассоциации по защите прав звукозаписывающей индустрии) и AOL, контролирующей такие известные рекорд-лейблы, как EMI и Warner Music.
    1999 Шон Феннинг — 19-летний студент американского университета, создает программу Napster, которая позволяет обмениваться MP3-фалами в интернете. В этом же году RIAA и еще 5 звукозаписывющих компаний подают на Napster в суд.
    2000 Обмен MP3-файлами в ВУЗах США становится настолько популярным, что замедляет работу многих корпоративных сетей. Исследования SoundScan, указывают на снижение продаж музыки в магазинах, находящихся в близи от университетов. Napster проигрывает в судебном разбирательстве проитив RIAA.
    2001 Зафиксировано первое за многие годы падение продаж легальных дисков на 5%. Исследовательская компания Jupiter Media Metrix сообщила, что растет число пользователей файлообменных систем. Наиболее популярные из них — Napster, Morpheus и Gnutella. Музыканты группы «Metallica» собрали 300 тысяч имен пользователей Napster’а и подали иск с требованием отключить их от системы
    2002 Пользователей программы Napster уже 10 миллионов, а падение продаж легальной музыки — уже более 15%. Файлообменные сети размещают свои серверы вне достягаемости американского законодательства — в Китае. В ответ звукозаписывающие компании подают иск против сновных интернет-провайдеров, пытаясь заставить их закрыть доступ к сайтам с пиратской музыкой. Решение по этому делу еще не принято. Forrester research публикует доклад, утверждающий, что MP3-файлы на самом деле помогают музыкальной промышленности, а падение продаж связанно с другими причинами.

    Понятно, что пиратство — это зло и что в итоге страдаютне только государства(недополучая налоги) и авторы, но и потребители, которые медленно, но верно уничтожают рынок производства новой продукции. Но все же, многие потребители просто не готовы платить «легальную» цену за музыкальный диск или DVD. Бытуют мнения, что на рынках, где платежеспособный спрос населения не позволяет покупать легальную продукцию, рынка данной продукции просто нет, а, следовательно, рано еще производителям выходить на рынок со своей продукцией. Помимо покупательской способности, огромную роль играет культура потребления и уважение законов. Тревожная ситуация с нарушением авторских прав у нас в стране объясняется современным афоризмом: «Строгость российских законов компенсируется не обязательностью их исполнения».

    Фото: Эра цифровых отпечатков

    Сегодня в мир портативной электроники все больше вторгаются флэш-носители. Устройства, которые сохраняют свои данные на твердотельные карты памяти, сейчас можно встретить практически в любом виде бытовой и компьютерной техники, начиная от портативных компьютеров и органайзеров и заканчивая видеокамерами и мобильными телефонами. Бум цифровой фотографии — не единственная причина стремительного увеличения спроса на карты памяти, но одна из самых важных. Именно фотоаппараты нуждались в быстром и очень компактном носителе. К тому же, флэш-карты потребляют минимум энергии и более защищены от механических повреждений (т.к. запись идет на микросхему), что ставит их в предпочтительное положение по сравнению с другими носителями.

    Поставки цифровых фотокамер

    Поставки цифровых фотокамер

    Как и в случае с рынком оптических дисков, на рынке карт памяти существует большое многообразие различных форматов. Крайняя привлекательность этого рынка сделала его ареной весьма ожесточенной борьбы — за последние годы производители не смогли прийти к единому мнению о том, какой должна быть карта памяти третьего тысячелетия. Сформировавшиеся группы ведущих фирм продвигают независимые стандарты, большинство из которых не совместимы между собой.

    Compact Flash  
    Compact Flash (далее CF) — тип носителя, который до сих пор остается наиболее популярным среди производителей цифровых фотоаппаратов. История карт CF начинается с ее представления фирмой SanDisk Corporation в октябре 1994 года. Уже в 1995 году была основана ассоциация по продвижению CF, в которую в настоящее время входит около 200 крупных фирм, в том числе, сама SanDisk, Apple, Canon, Epson, Kodak, Hewlett-Packard, Matshushita, Mitsubishi, Motorola, NEC, Polaroid, Seagate и другие.

      Smart Media
    Ей в противовес в 1997 году компания Toshiba предложилакарту стандарта Smart Media (далее SM), которую поддержали Olympus, Fuji, Samsung и некоторые другие производители. Ими комплектовались все цифровые фотоаппараты марки Olympus. Надо сказать, что именно Olympus на протяжении многих лет является лидером по продажам цифровых фотокамер, и благодаря этой компании SM получила широкое распространение. Эти стандарты флэш-карт доминируют на рынках карт памяти в мире (см. таблицу) и в России и по сей день, и конкуренция заставляет производителей практически ежеквартально увеличивать емкость и скорость записи данных на карту.

      Продажи карт в Европе (млн.шт.) Продажи карт в мире (млн.шт.)
    Год СF SM СF SM
    1998 0,8 0,7 3,8 3,1
    1999 1,4 1,2 5,9 4,8
    2000 2,8 2,35 10,7 8,8
    2001 5,65 4,6 19,2 15,7

    Рынок устройств в 1999 году (10,63 млн. шт.)

    Рынок устройств в 1999 году  (10,63 млн. шт.)

    В 1999 году рынок устройств, потребляющие карты памяти, во всем мире оценивался в 10,6 млн. штук, а в 2003 году ожидается, что рынок уже вырастет до 90,6 млн. устройств. Если в 1999 году доминировали Compact Flash (SF) и Smart Media (SM) карты, то к концу 2003 эксперты ожидают серьезное увеличение доли таких форматов, как Memory Stick и Secure Digital.

    Memory Stick от Sony  
    С 2000 года Memory Stick от Sony стала серьезно увеличивать свою долю, и сейчас на этот тип карт приходится около 30% рынка США. Столь активный рост продаж карт Memory Stick обусловлен очень агрессивной рекламной кампанией Sony и одновременным появлением очень большого числа продуктов, использующих данный носитель: это и цифровые фото- и видеокамеры, MP3-проигрыватели, портативные ПК и даже аудиосистемы.

      Memory Stick Pro
    Компании Sony и SanDisk объединились для создания группы, которая займется разработкой карт флэш-памяти Memory Stick нового поколения, что может помочь Sony нарастить свой потенциал в борьбе против конкурентноголагеря Secure Digital, возглавляемого Matsushita Electric. Фирма Sony заявила о выпуске в апреле текущего года карты Memory Stick Pro емкостью 1 ГБ. Эта новость последовала сразу после того, как на выставке Consumer Electronics Show Matsushita и другие сторонники SD представляли образцы карт этого формата емкостью 1 ГБ, которые должны будут достигать скорости 20 МБ/сек и поступят в продажу в 4 квартале 2003 года. Давнее противостояние между компаниями Sony и Matsushita Electric (торговая марка Panasonic и Secure Digital), видимо, продолжится в будущем и на рынке компактных карт памяти.

    Flash

    Из твердотельных носителей, ориентированных на использование в цифровых устройствах и ПК, следует отметить появившиеся недавно внешние накопители USB Flash Drive. Это похожие на шариковую ручку устройства, совместимые с платформами Windows и Mac, имеют емкость от 32 МБ до 1 ГБ и могут записывать данные со скоростью 1000 КБ/с. Скорости и емкости этих устройств растут, но производитель на этом не останавливается: в конце прошлого года стали появляться на рынке и устройства, совмещающие в себе дополнительные функции, например, защиты данных, или встроенный MP3-плеер. Немногочисленные исследования данного рынка показывают, что распространение флэш-накопителей в России пока невелико. Специалисты оценивали продажи этих устройств в 2002 году примерно в 10–12 тысяч штук.

    Сегодня этот сегмент носителей развивается очень быстро, и можно ожидать, что после закономерного падения цен данный флэш-накопитель полностью закроет потребность в компактном носителе для переноса данных с компьютера на компьютер. Представляя собой весьма удобный вариант решения, будучи свободным от многих недостатков традиционных дисковых носителейинформации и отличаясь, при этом, непревзойденной стойкостью к механическим воздействиям, флэш-диски, по-видимому, потеснят CD-RW и окончательно вытеснят с рынка магнитные диски.


    Автор благодарит Виктора Луханина (Philips), Николая Цурикова (Memorex), Анвара Давлетшина (Ergodata) и Александра Тихонова (Intermedia) за помощь при подготовке материала.