Новое в ИКТ-законодательстве: май-июнь 2011 года
В мае на федеральном уровне вышел приказ, упорядочивающий разработку, модификацию и внедрение ПО в ФНС России, а в июне ключевым событием в области ИТ-законодательства стал закон о национальной платежной системе, регламентирующий ее правовые и организационные основы, что в свою очередь, послужило причиной многочисленных поправок и дополнений. В Москве планируется создать создать базовый регистр информации, необходимой для предоставления госуслуг, в Башкортостане определена концепция СЭД госорганов республики, а в Ростове создан реестр государственных ИС.Указ президента РФ от 12 мая 2011 г. N 637 "О внесении изменений в указ президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" и в перечень, утвержденный этим указом"
Закреплен новый перечень телеканалов, которые являются обязательными для распространения на всей территории России и бесплатными для потребителей.
Согласно изменениям, в него входят "Первый канал", "Россия-1", -2, -24, -"Культура" (-К), НТВ, "Петербург - 5 канал", "Детско-юношеский телеканал "Карусель".
Уточнены полномочия ФГУПа "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Так, оно является оператором связи, осуществляющим эфирные аналоговую и цифровую наземные трансляции общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов в России и объединяет (формирует) цифровые сигналы вещателей для эфирной трансляции общероссийских общедоступных телеканалов, а также региональных в конкретной зоне вещания.
Между ФГУПом и вещателями заключается договор об оказании услуг связи.
Установлено, что правительство РФ определяет порядок гостарифов на услуги связи, оказываемые РТРС вещателям, а также предоставляемые данному предприятию иными операторами.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Постановление правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 368 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам электросвязи"
Скорректированы положения о радиочастотной службе и о Минкомсвязи России.
По закону о национальной платежной системе без идентификации пользователь может осуществить перевод максимум 15 тыс. руб.
Ряд изменения обусловлены преобразованием Россвязькомнадзора в Роскомнадзор. В ведении последнего теперь находятся главный и радиочастотные центры федеральных округов. Ранее они были подведомственны Россвязьохранкультуре.
Роскомнадзор организует деятельность радиочастотной службы. Он создает и присваивает позывные сигналы для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения, проверяет соответствие теххарактеристик ввозимых в Россию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения характеристикам и условиям, утвержденным решениями госкомиссии по радиочастотам. Также она выдает заключения о результатах указанной проверки.
Определено, что Министерство разрабатывает порядок образования названных позывных сигналов, устанавливает правила оформления и выдачи разрешения на ввоз в Россию в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, утверждает форму акта бланка разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, определяет порядок выдачи и форму упомянутых заключений.
Постановление правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 355 "О внесении изменений в основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии"
Скорректированы правила функционирования розничных рынков электроэнергии. Согласно постановлению, статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса. Также расширен перечень лиц, выступающих в указанном качестве до определения победителя первого конкурса – теперь в него входят энергосбытовые компании, снабжающие электроэнергией организации Минобороны России и иных потребителей, присоединенных к подведомственным этому Министерству сетям.
До 1 февраля 2012 г. указанные компании должны привести размер собственного капитала в соответствие с установленными требованиями (не менее 5% среднемесячной стоимости электроэнергии (мощности), приобретаемой на розничном рынке у гарантирующего поставщика).
До 1 июня 2011 г. они подают в региональный уполномоченный орган заявление о приобретении статуса гарантирующего поставщика или об отказе от него. В случае присвоения указанного статуса они включаются в сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) по соответствующему субъекту Федерации (если не были внесены в него ранее).
Для сбытовой компании, получившей статус гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности всех электросетей подведомственных Минобороны организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации, устанавливается одна зона деятельности.
Компания обязана до 1 января 2015 г. получить право на участие в торговле электроэнергией (мощностью) на оптовом рынке по группам точек поставки, соответствующим ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика. В противном случае она лишается указанного статуса. Данное требование не касается осуществления функций гарантирующего поставщика в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах либо на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области.
Приказ Федеральной налоговой службы от 10 мая 2011 г. N ММВ-7-6/298@ "Об упорядочении процессов разработки, доработки (модификации) и внедрения программных средств в ФНС России"
Пересмотрен порядок подготовки новых версий программных средств и размещения их в фонде алгоритмов и программ ФНС России (ФАП). Их ввод в эксплуатацию осуществляется 2 раза в квартал: 15 числа второго месяца каждого квартала календарного года и в первый рабочий день первого месяца следующего квартала. Итоговая версия за 4 квартал календарного года размещается в третий рабочий день следующего года.
Управления ЦА ФНС России направляют в управление информатизации и ФГУП ГНИВЦ ФНС России заявки-обоснования на разработку, доработку (модификацию) программных средств. Последнее рассматривает их на совещании не реже двух раз в квартал, оценивая при этом трудоемкость работ и принимая решения о сроках их выполнения.
. Соответствующие предложения УФНС России по субъектам Федерации направляются в управления, в чью компетенцию входит принятие необходимых методологических решений.
Управление информатизации совместно с ФГУП ГНИВЦ ФНС России определяет плановые сроки выпуска проектных документов (технического задания, описания постановки задачи или дополнений к ним), состав доработок, а также плановый номер и дату выпуска версии (версий).
В очередную версию включаются только те доработки, по которым заказчиком согласованы все проектные документы. Она должна быть размещена в ФАП для проведения тестирования не позднее, чем за 15 рабочих дней до даты выпуска.
Одновременно с этим несколько УФНС России уведомляется о необходимости организовать тестирование в течение 5 рабочих дней. Они оперативно предоставляют в ФГУП ГНИВЦ ФНС России информацию о критических ошибках в работе программных средств, протокол по результатам тестирования. Последний направляется и в eправление информатизации. ФГУП ГНИВЦ ФНС России обеспечивает доработку программных средств в течение 5 рабочих дней с даты получения протоколов.
Приказ федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 мая 2011 г. N 2080 "О внесении изменений в приказ федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 года N 3541 "О переходе федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде"
Изменения коснулись наименования IV этапа плана. Теперь, кроме реализации возможности информирования о ходе оказания услуг и результатах исполнения, речь идет и о межведомственном электронном взаимодействии при предоставлении госуслуг.
Письмо департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2011 г. N 03-02-08/52
Со 2 сентября 2010 г. вступили в силу поправки к НК РФ о возможности составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. В настоящее время разработан проект соответствующих изменений в правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по НДС.Минфин и ФНС России планируют утвердить пакет документов для введения электронного документооборота счетов-фактур (порядок их выставления и получения по ТКС с применением ЭЦП; электронные форматы счета-фактуры, журнала учета, книг покупок и продаж). Проект приказа Минфина России о порядке выставления и получения электронных счетов-фактур 25 марта 2011 г. размещен на сайте министерства.
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
Устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы. Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере. К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк), банковские платежные агенты (субагенты), организации федеральной почтовой связи, платежные агенты, операторы платежных систем, операционные, платежные клиринговые и расчетные центры. Регламентированы переводы электронных денег.
Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.
Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.
ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней, например, срок осуществления расчетов, необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.
Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.