Разделы

Бизнес Цифровизация

ОТР и казначейство: госфинансы под контролем

Отечественный госсектор остается одним из крупнейших потребителей ИТ. При этом для проектов в этой сфере зачастую характерна масштабность и сжатые сроки реализации. Проект внедрения единой технологии электронного документооборота и кассового обслуживания бюджета в Федеральном казначействе потребовал соединить воедино 89 региональных управлений и более 2000 отделений по всей стране. При этом на выполнение задачи у компании "Организационно – технологические решения" было не так много времени.

В состав работ по пилотному внедрению был включен запуск в промышленную эксплуатацию СЭД на участке связи Центрального аппарата Федерального казначейства с управлениями ФК и ГРБС (главными распорядителями бюджетных средств) на всей территории РФ. Клиентские места СЭД были установлены и запущены в промышленную эксплуатацию во всех 89 УФК от Камчатки до Калининграда. Анализ динамики хода внедрения и завершения отдельных стадий внедрения по регионам показал правильность выбранной методики и высокое качество проектного планирования. На данном этапе специалисты компании столкнулись с множеством сопутствующих задач. В частности, с необходимостью находить решения относительно нюансов проведения операций для каждого региона, что приводило к достаточно большому количеству доработок, необходимых для обеспечения работоспособности подразделений ФК. Однако на сроках исполнения и качестве работ это никак не сказалось.

Тиражирование: нет права на задержку

В октябре 2005 года компания ОТР приступила к выполнению самого масштабного этапа работ по исполнению государственного контракта – тиражированию технологии, внедрению прикладных ПО "Центр-КС" и СЭД в ТОФК на всей территории РФ.

Теперь Федеральное казначейство оснащено современным ПО кассового обслуживания бюджетов, а также СЭД
Теперь Федеральное казначейство оснащено современным ПО кассового обслуживания бюджетов, а также СЭД

В течение трех месяцев более 150 специалистов компании ОТР выполняли работы на территории всей страны. Одновременно около 20 сотрудников московского офиса осуществляли мониторинг и сопровождение процесса внедрения в центральном аппарате ФК. Главным при реализации проекта было неукоснительное соблюдение плана работ: Стоило задержаться в каком-то одном регионе, и возник бы "эффект домино" – задержка работ в одном регионе привела бы к срыву сроков внедрения в других отделениях. Поэтому, во избежание невыполнения графика работ, были организованы резервные группы специалистов, готовые в любой момент подключиться к реализации проекта в случае риска отклонения от назначенного срока.

Методика внедрения была разработана таким образом, чтобы обеспечить предельную прозрачность и управляемость процесса. Это означает, что каждый промежуточный результат документально подтверждался – как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Для контроля качества работ казначейство сформировало свою команду менеджеров. При совмещении двух потоков данных получалась четкая картина происходящего.

Очень важно было учесть фактор квалификации сотрудников территориальных органов ФК, так как работа грамотных специалистов на местах в значительной мере способствует повышению эффективности проектной работы. Еще на стадии обследования особое внимание было уделено определению уровня готовности персонала управлений и отделений казначейства к началу работы с системой. Это позволяло оптимально варьировать квалификацию собственных специалистов и состав проектной команды. В 80% случаев в отделениях ФК вообще не было ИТ-специалистов. В таких ситуациях обязанности администратора программного обеспечения возлагались на одного из пользователей.

Несмотря на проведенное обучение специалистов Казначейства работе с новой системой, при внедрении ОТР столкнулась с проблемой освоения сотрудниками на местах новых интерфейсов системы. Новый интерфейс потребовал смены привычного для персонала ФК алгоритма работ. Анализ доработок по итогам внедрения показал, что большая их часть – это попытка сделать интерфейс системы "Центр-КС" привычным для пользователей иных программных комплексов, эксплуатируемых ранее в части подразделений Казначейства. Для этого специалистам компании на первых порах приходилось сопровождать буквально каждое действие сотрудников некоторых ТОФК при выполнении основных операций с помощью новой для них системы.

Сопровождение: без выходных и праздников

Сопровождение началось с первых дней проекта по мере модификации и внедрения программных комплексов. Для обеспечения этого сервиса организована и функционирует Служба сопровождения в Москве и 15 региональных центрах. Они расположены таким образом, чтобы обеспечить оперативный выезд в любое управление Федерального казначейства в течение суток. Сопровождение осуществляется в соответствии с четким регламентом, прописанным и утвержденным Центральным аппаратом Федерального казначейства. В этом документе описаны все возможные ситуации – способ связи с сотрудниками ОТР и время их реакции, правила сопровождения пользователей и администраторов системы.

В начале 2006 года компания ОТР выполнила комплекс работ по интенсивному сопровождению УФК, перешедших на прикладное программное обеспечение (ППО) "Центр-КС". Сотрудники службы внедрения и сопровождения присутствовали в 59 управлениях ФК, обеспечивая экспертную поддержку администраторов и сотрудников управлений и отделений ФК, в том числе выезжали в отделения, чтобы помочь произвести настройки ППО. Работы во многих УФК начались до окончания новогодних каникул, и сотрудники ОТР прибывали на места в согласованные сроки, начиная с 5 января. Для устранения сложностей и исправления критических ситуаций работа проводилась до позднего вечера без выходных и праздников. Сотрудники ОТР как на местах, так и в московском офисе работали в одном режиме с сотрудниками ТОФК.

Процесс сопровождения постоянно совершенствуется – расширяются возможности диспетчерской линии, аналитической службы сопровождения, повышается эффективность взаимодействия между регионами. С первых дней проекта создан и администрируется сайт поддержки. На нем, как и на сайте казначейства, функционирует интернет-форум для обсуждения различных аспектов внедрения и перехода на единые стандарты работы, публикуется необходимая пользовательская и техническая документация.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

В части опциональных дополнительных услуг по сопровождению по принципу аутсорсинга Исполнителем выполняются такие функции управлений ФК, как сопровождение администраторов ППО в отделениях, внедрение и сопровождение абонентов СЭД в УФК и ОФК.

Свыше 1 миллиона транзакций в день

Что можно сказать о результатах проекта в Федеральном казначействе? Во-первых, реализован беспрецедентный по срокам проект внедрения единой технологии "до первой транзакции" на основе программных комплексов "Центр-КС" и СЭД во всех структурных подразделениях казначейства России.

Во-вторых, в ходе проекта успешно проведена автоматизация процесса кассового обслуживания бюджетов РФ регионального и местного уровня. Внедрена защищенная система электронного документооборота, обеспечившая логистику документации как между центральным аппаратом, региональными управлениями и отделениями казначейства России, так и с контрагентами. Организован единый порядок обработки финансовой информации, доработано и установлено унифицированное программное обеспечение во всех органах ФК и повышена управляемость процессов деятельности.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В-третьих, в целях реализации проекта компанией ОТР было проведено обучение работе с системой более 10 тыс. сотрудников заказчика. Внедренное во всех 89 региональных управлениях и более чем 2200 территориальных отделениях Федерального казначейства по всей территории РФ программное обеспечение обрабатывает в день свыше 1 миллиона транзакций.

В настоящее время ОТР продолжает сопровождение единой технологии в территориальных органах Казначейства. Для этого функционирует сервисная сеть, включающая более 15 точек обслуживания в различных часовых поясах РФ. Ежемесячно служба сопровождения компании ОТР обрабатывает более 2500 обращений пользователей системы. По запросам заказчика осуществляются оперативные выезды специалистов на объекты Федерального Казначейства и его контрагентов, а также сопровождение администраторов ППО в отделениях ФК, и абонентов СЭД в управлениях и отделениях ФК.

В феврале 2006 года Федеральное казначейство подписало с компанией контракт на доработку программных комплексов "Центр-КС" и СЭД. Потребность в этих работах обусловлена регулярным появлением новых нормативных документов, регулирующих деятельность ФК, как внутренних, так и внешних, согласно которым в систему вносятся соответствующие изменения.

Юлия Муромец / CNews