Разделы

ПО Цифровизация Бизнес-приложения Системное ПО

ПО для ресторанов: прибыль принесут регионы

В настоящий момент рынок ПО для ресторанного бизнеса прочно оккупировали российские разработчики. Основной спор идет между решениями на базе "1С" и "оригинальными" продуктами. Однако осознанное отношение рестораторов к установке таких систем только формируется, объем черного рынка достаточно велик, степень автоматизации предприятий в регионах низкая, а ведущие мировые бренды не оставляют попыток реванша. Перспективы здесь выглядят интригующе.

Отечественные разработчики сумели вовремя предложить рестораторам продуманные, адаптированные для российского бизнеса и более дешевые по сравнению с западными решения. На основании экспертных оценок, ведущим российским "брендам" принадлежит около 75% рынка. Среди них 34% занимает широко известный R-Keeper компании UCS, далее идут популярные решения на базе "1С": "РАРУС-общепит" (18%)1, "Трактиръ" (10%), "АСТОР-ресторан" (7%), а также системы "РСТъ:Рестораторъ", и "ТillyPad" (по 3%). За ними следуют компании "второго эшелона", чей взнос в общее дело пока не более 1% для каждой. Доли известных западных брендов, таких как "Майкрос" от компании Micros-Fidelio (США), Aloha POS от Aloha Technologies (США) и Guscom (Германия), несмотря на их популярность на мировом рынке, в России также не превышают 1%.

Степень автоматизации отрасли общественного питания в России оценить представляется крайне сложным. Различия крайне велики для разных сегментов отрасли, регионов и типов населенных пунктов. Так, например, степень автоматизации сетевых предприятий Москвы и Петербурга близка к 100%, а для небольших кафе в какой-нибудь не самой близкой к столицам области может не достигать и 30%. В целом же объем ИТ-затрат в сфере общественного питания пока достаточно невысок. По данным РБК, он ниже, чем в секторе торговли и других отраслях сферы услуг.

Таким образом, резервы роста для участников рынка есть – увеличение доли возможно как за счет бывших клиентов черного рынка, так в результате освоения "новых территорий". И, хотя позиции ведущих игроков достаточно крепкие, новые компании (или новые продукты старых компаний) в сфере высоких технологий порой демонстрируют очень активный рост. Для западных компаний, присутствующих на российском рынке, приоритетными на данный момент являются более объемные решения для гостиничного бизнеса. Тем не менее, их российские представительства не оставляют работу над продвижением "ресторанных" решений. Учитывая то, что качество продуктов весьма высоко, а спрос на более дорогие продукты может возрасти, изменение соотношения сил в принципе возможно.

Выше конкуренция - активнее автоматизация

Среди потенциальных потребителей осознание факта, что автоматизация отнюдь не является последней в списке элементов, обеспечивающих конкурентные преимущества ресторану, кафе или фаст-фуду, однозначно растет. Прежде всего, это происходит за счет тех владельцев и руководителей предприятий, которые уже внедрили соответствующие системы.

Интересно, что наиболее яркий и быстрый эффект автоматизация может дать для предприятий так называемого "неосвоенного" сегмента – небольших точек в провинции – поскольку позволит существенно снизить показатель воровства. Разработчики любят рассказывать истории о том, как после автоматизации кафе где-нибудь в глубинке к большому удивлению хозяев прибыль возрастала в разы. Там, где существует жесткий контроль персонала и система управления на предприятии в целом отлажена, цифры не будут столь впечатляющими, однако и тут эксперты говорят об увеличении прибыли в среднем на 20 – 50%. Так, в питерской компании Тillypad называют следующие цифры: срок окупаемости установки системы – 6-12 месяцев, суммарное снижение издержек - от 20 до 30%, увеличение объемов реализации - 10-20%.


Ресторанное ПО позволяет анализировать предпочтения посетителей

В целом же необходимость установки системы и те выгоды, которые из нее извлекают владельцы, напрямую зависят от уровня конкуренции в данной местности. Владимир Сирый, руководитель учебно-консультационного центра компании РСТъ, для анализа ситуации использует весьма наглядную схему. Так, он предлагает взять в качестве точки отсчета (100%) норму, которая была принята еще в Советском Союзе – тогда на тысячу человек полагалось иметь 40 посадочных мест предприятий общественного питания. Сейчас значения для этой нормы, скорее всего, должны быть другие, но при расчетах можно использовать и эту (к тому же, другой просто нет). Если обеспеченность посадочными местами по этой норме в данной местности не достигла 50%, уровень конкуренции настолько низок, что никакая автоматизация, никакой полноценный учет и маркетинг практически не нужны – клиент обязательно придет и хозяин в любом случае получит прибыль. При норме в 50-70% убытки от воровства персонала, от неправильного планирования и некачественного облуживания начинают существенным образом влиять на доходность предприятия. Здесь уже необходим хотя бы простейший автоматизированный контроль бизнес-процессов, а также учет и планирование закупок. Если же норма превышает 70% - предприятию не обойтись без комплексной автоматизации управления и оптимизации всех бизнес-процессов на ее основе. Более того, в такой ситуации, если ресторан не уделяет гостю персонального внимания, не анализирует его потребности, не изучает его индивидуальные предпочтения, посетитель скорее всего уйдет к конкуренту. Это называется обеспечением и поддержкой лояльности гостей. С точки зрения автоматизации, здесь, кроме функций учета и контроля, становится важной "клубная работа" с гостями, предполагающая обеспечение их "постоянства" или так называемого "эффекта лояльности". Это, в свою очередь, требует постоянного анализа "поведения" клубных гостей, т.е. накопления и обработки огромного количества информации – от индивидуальных предпочтений гостей до продаваемости и доходности предлагаемых блюд и услуг во взаимосвязи друг с другом.