Правовое регулирование ИКТ: 10 важнейших изменений
Прошедший 2009 год был богат на события в сфере юридического регулирования ИТ-бизнеса и массовых коммуникаций. Основные изменения, вызванные выходом законов и поставновлений, а также судебными прецентентами, получившими масштабную реакцию участников рынка, представлены в списке десяти знаковых для ИТ-отрасли событий.В рамках данного материала были собраны законы и предписания, судебная практика и самостоятельные действия индустрии, имевшие место в прошлом году и существенным образом повлиявшие на рынок ИКТ.
1. Сокращение объема требований по охране персональных данных
Согласно федеральному закону от 27.12.2009 №363-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 25 федерального закона "О персональных данных", срок приведения информационных систем персональных данных в соответствие с требованиями федерального закона "О персональных данных" продлен до 1 января 2011 года. Изменения были внесены в связи с тем, что многие организации не успевали привести свои информационные системы в соответствие с требованиями закона к ранее установленному сроку (1 января 2010 года).
Кроме того, указанным законом отменено обязательное требование об использовании шифровальных (криптографических) средств при обработке персональных данных. Данное изменение законодательства существенно уменьшает административную нагрузку на бизнес.
Необходимо отметить, что в планах законопроектной работы правительства на 2010 год внесение дальнейших изменений в законодательство о персональных данных в части совершенствования механизмов контроля и надзора за обработкой персональных данных.
2. Создание условий для привлечения инвестиций и практического применения научных разработок
С принятием федерального закона №217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" бюджетные учреждения науки и образования получили право без согласия собственника создавать хозяйственные общества в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности – изобретений, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.д. (РИД). В качестве вклада в уставный капитал компании учреждение вносит право использования РИД. При этом исключительные права на такие результаты сохраняются за учреждением, а созданная компания не вправе передавать права на использование РИД третьим лицам.
Учреждение распоряжается долями (акциями) компании только с согласия своего собственника. Доходы от участия в компании поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, учитываются на отдельном балансе и могут направляться только на реализацию мер по правовой охране РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности учреждения.
Наличие других учредителей (участников) в компании допускается только при условии, что доля учреждения в уставном капитале составит более чем 25% для акционерного общества или более чем одну треть для общества с ограниченной ответственностью.
3. Прекращение действия налоговых льгот для ИТ-компаний
Благодаря федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и федеральному закону от 24.07.2009 №213-ФЗ, с 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог (ЕСН). Вместо него работодатели будут уплачивать страховые взносы в фонды (ПФ, ФСС и ФОМС). В 2010 году общая сумма тарифов страховых взносов будет равняться действующей ставке ЕСН (26%), но уже с 2011 года она будет составлять 34%.
Срок приведения информационных систем персональных данных в соответствие с требованиями федерального закона был продлен до 1 января 2011 года
Это означает, что недавно введенные льготы по ЕСН для "организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (действуют с 2007 года) фактически прекратят действие, поскольку их аналог в новом законодательстве не предусмотрен. Пониженные ставки страховых взносов предусмотрены только для организаций-резидентов технико-внедренческой ОЭЗ (14% в 2010 году; 20,2% в 2011-2012 годах; 27,1% в 2013-2014 годах). В настоящий момент ведется законопроектная работа по возвращению налоговых льгот для ИТ-индустрии.
4. Ратификация Сингапурского договора о законах по товарным знакам
Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения
23 мая 2009 года Россия ратифицировала Сингапурский договор о законах по товарным знакам (Федеральный закон от 23.05.2009 №98-ФЗ "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам") – документ, направленный на гармонизацию национальных систем законодательства о товарных знаках в части административных процедур.
Сингапурский договор вступил в силу на территории РФ с 18 декабря 2009 года. По ряду вопросов действующее российское законодательство пока расходится с положениями данного документа.
В частности, для административных процедур в национальном ведомстве по регистрации товарных знаков Сингапурский договор предусматривает возможность восстановления пропущенного срока в течение 6 месяцев (в действующем российском законодательстве такой срок составляет 2 месяца), а также подачу заявки на регистрацию товарного знака по электронной почте с использованием электронной подписи (в России пока такая возможность отсутствует). Кроме того, практика Роспатента, требующего при регистрации лицензионных договоров предоставлять сам договор с указанием в нем финансовых условий, не соответствует положениям Сингапурского договора, прямо запрещающего национальным патентным ведомствам предъявлять подобные требования.
5. Размещение судебных актов в сети интернет
Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 июля 2010 года) содержит нормы, предусматривающие размещение информации о деятельности судов в сети интернет, а также регулирующие особенности размещения в сети интернет текстов судебных актов. Предусматривается, что тексты судебных актов по конкретным делам (решений, вынесенных по существу) размещаются в сети интернет после их принятия (за исключением приговоров), а тексты приговоров – после их вступления в силу. Судебные акты размещаются в полном объеме, однако, в большинстве случаев из текстов судебных актов исключаются упоминаемые в них персональные данные.
6. Начало формирования электронного правительства
В 2009 году были предприняты важные шаги по формированию нормативной базы для формирования электронного правительства. Был принят закон, обязывающий органы власти размещать информацию о своей деятельности в СМИ и в сети интернет (Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (вступил в силу 1 января 2010 года)). Кроме того, был утвержден целый ряд нормативно-правовых актов, в частности постановление правительства РФ от 24.11.2009 №953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", постановление правительства РФ от 10 сентября 2009 г. №723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем", постановление правительства РФ от 22 сентября 2009 г. №754 "Об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота", постановление правительства РФ от 15 июня 2009 г. №477 "Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти", а также ряд подзаконных нормативных актов министерств и ведомств.
Кроме того, реформированию подверглись и органы власти в системе Министерства связи и массовых коммуникаций. Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) была переименована в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обновленному Роскомнадзору были переданы полномочия по формированию и ведению реестра федеральных государственных информационных систем, что ранее входило в компетенцию Росинформтехнологии. ФГУП Научно-технический центр "Информрегистр", занимающийся ведением реестра государственных информационных систем и сбором обязательных экземпляров электронных документов, также был передан в ведение Роскомнадзора.