Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Промышленные системы управления в энергетике: опыт «Челябэнергосбыт»

В 2010 г. в «Челябэнергосбыт» была разработана стратегия информатизации. Сегодня в компании впервые в России внедрено и используется комплексное решение, в состав которого входят промышленные системы управления энергоданными, абонентского учета и биллинга.

«Челябэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на Южном Урале. На сегодняшний день компания имеет 7 филиалов, 63 точки присутствия в Челябинске и Челябинской области. В числе ее клиентов свыше 1,293 млн граждан и 39 тыс. организаций региона.

Работы по автоматизации «Челябэнергосбыт» начались еще в 1997 г. Перед компанией стоял целый ряд задач, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Среди них: соответствие частым изменениям законодательства в отрасли, учет энергопотребления, повышение точности и оперативности расчетов с клиентами, оптимизация собственной деятельности. На первом этапе компания пыталась решать их собственными силами, разрабатывая и внедряя отдельные решения, однако столкнулась с целым рядом сложностей, связанных с необходимостью их постоянной доработки и обеспечения технической поддержки.

«Мы приняли решение обратиться к глобальным решениям, в которых содержится полный комплекс необходимых приложений и описаны стандартные процессы. В результате наш выбор пал на Oracle e-Business Suite как решение, способное работать на слабых каналах и предоставляющее возможность централизованного администрирования», – вспоминает Александр Меньшиков, начальник управления информатизации «Челябэнергосбыт». Исполнителем работ была выбрана консалтинговая группа «Борлас», имеющая достаточный опыт внедрения подобных решений.

В 2006 г. в «Челябэнергосбыт» появился модуль управления персоналом Oracle HCM, а затем и модули учетного контура ERP. Их внедрение оказалось непростой задачей – на тот момент в компании не было методики внедрения подобных решений и собственного центра компетенции.

В 2010–2011 гг. полученный опыт был с успехом применен в реализации следующего проекта: внедрения финансового приложения Oracle Hyperion Planning для управления основными средствами, денежными потоками и затратами, контроля поступления доходов, бюджетирования и финансового анализа. В результате была создана целостная информационная система, позволяющая формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность на основании единой базы данных.

От локальных решений к автоматизации основной деятельности

Получив опыт автоматизации финансового и кадрового учета, компания решила перейти к решению главной задачи – автоматизации основной деятельности. «На тот момент в «Челябэнергосбыт» существовало несколько самописных систем, решающих разные задачи, не было единой базы энергоданных», – рассказывает Александр Меньшиков.

В частности, для расчетов с физическими лицами использовались 14 изолированных баз данных, а обмен информацией осуществлялся путем пересылки по электронной почте dbf-файлов. Расчеты с юридическими лицами осуществлялись при помощи 12 изолированных разнородных функциональных программных комплексов, основной ПК по расчету потребления имел 1-уровневую архитектуру и был реализован в Dos, обмен данными также осуществлялся путем пересылки по почте dbf-файлов. При этом начисление осуществлялось централизованно после сбора данных потребления из филиалов.

Перед началом работ в компании была разработана стратегия информатизации, которая включала 6 этапов: внедрение базовой функциональности по физическим лицам (ФЛ) в пилотном отделении; внедрение системы управления энергоданными (Meter Data Management); тиражирование функциональности ФЛ во всех отделениях; внедрение функциональности по юридическим лицам в пилотном отделении; внедрение функциональности по юридическим лицам во всех отделениях; внедрение системы аналитической отчетности.

Реализация стратегии началась в октябре 2010 г. Параллельно велись работы по замене устаревших приборов учета на современные устройства, позволяющие осуществлять автоматический сбор показаний.

Итоги работ

На сегодняшний день в «Челябэнергосбыт» при поддержке консалтинговой группы «Борлас» создана ИТ-архитектура, которая позволяет эффективно управлять энергосбытовым бизнесом и поддерживать производственные процессы. Для поддержки сбытовой деятельности внедрены и используются промышленные системы управления энергоданными, абонентского учета и биллинга. Комбинация этих решений применена в России впервые. Управление предприятием реализуется в корпоративной ERP-системе, дополненной решениями для финансового планирования и бюджетирования. Критически важные приложения размещены в созданном в 2013 г. центре обработки данных (ЦОД).

Основу корпоративной системы управления компании составляет комплекс приложений Oracle E-Business Suite (включая модули Oracle HCM для управления персоналом), дополненный системой для финансового планирования и бюджетирования Oracle Hyperion Planning. Поддержку производственной деятельности по продаже электроэнергии обеспечивает специализированные приложения – система управления энергоданными Oracle Utilities Meter Data Management и система биллинга Oracle Utilities Customer Care & Billing.

Архитектура решения

Источник: «Челябэнергосбыт», 2014

Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения

Цифровизация

Использование решения для управления энергоданными было обусловлено требованиями по обеспечению корректности расчетов с потребителями в условиях постоянно возрастающих объемов информации об энергопотреблении. Так, в компанию поступают данные в разные интервалы времени из большого количества источников: от систем учета, сетевых организаций, контролеров, данных квитанции, SMS-сервисов и из личных кабинетов потребителей. Например, в систему ежедневно попадают показания с 130 тыс. приборов учета АСКЭУ, в общей сложности в ней содержится около 82 млн показаний. Здесь проводится их проверка и интеграция, очистка и корректировка, осуществляются предварительные расчеты для выявления недостоверных данных.

Функциональность биллинговой системы

Источник: «Челябэнергосбыт», 2014

На следующем этапе в работу вступает система абонентского учета и биллинга, в которую выгружаются уже проверенные и очищенные данные. Она обеспечивает работу с потребителями – физическими и юридическими лицами: абонентский учет, учет оплат, расчет начислений, работу с должниками. В общей сложности в ней производится расчет и формирование квитанций по более чем 1,3 млн клиентов.

Что ждут заказчики от систем бесперебойного питания?
техника

Внедрение и совместное использование промышленных систем управления энергоданными и биллинга Oracle Utilities соответствует лучшим мировым подходам к организации энергосбытовой деятельности. «Челябэнергосбыт» стал первой компанией внедривший его в российской практике. В результате проведение централизованного расчета, формирование квитанций, выгрузка информации для внешних контрагентов осуществляется за 3 дня.

Для обеспечения надежности и производительности систем в Челябинске был создан центр обработки данных. В нем установлены аппаратно-программные комплексы — Oracle Exadata Database Machine и Oracle Exalogic Elastic Cloud. Их использование позволило увеличить скорость обработки данных и работы приложений в 2–11 в зависимости от операции. Поддерживают вычислительную мощь и обеспечивают бесперебойную работу его оборудования современные инженерные системы.

В настоящее время «Челябэнергосбыт» находится на заключительном этапе реализации стратегии информатизации – внедрении аналитических инструментов Oracle Business Intelligence, которые позволяют получать отчеты и информацию в различных аналитических разрезах.

«Сотрудничество с «Челябэнергосбыт» – один из немногих примеров комплексного подхода к созданию ИТ-архитектуры как основы для развития энергосбытового бизнеса. На протяжении нескольких лет компания последовательно заменяла и обновляла наиболее важные ее компоненты, в результате получив в распоряжение лучшие инструменты из возможных», – говорит Аркадий Карев, вице-президент консалтинговой группы «Борлас» .

«В нашей деятельности мы используем мощные программные приложения и адекватную по масштабируемости и отказоустойчивости инфраструктуру. В результате мы получили ИТ-поддержку, соответствующую лучшим мировым стандартам, что, прежде всего, означает бесперебойное функционирование внутренних систем и процессов компании, а значит, надежность поставок электричества, точность и своевременность выставления счетов для потребителей на Урале», – уверен Павел Киселев, генеральный директор «Челябэнергосбыт».

Наталья Рудычева