Разделы

Интернет Наука Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Прорыв России в сфере аутсорсинга ИТ задерживается

Вопросы аутсорсинга ИТ в России остаются злободневной темой и активно обсуждаются специалистами. Удастся ли нашей стране занять достойное место на мировом рынке аутсорсинга ИТ или интеллектуальный потенциал и здесь останется невостребованным? Эти вопросы обсуждались на Международном Форуме «Возможности России в области экспорта услуг по разработке программного обеспечения». CNews Analytics, основываясь на опросе участников Форума, предлагает свое видение проблем, характерных для отечественного рынка аутсорсинга ИТ. Содержание:
ИТ-рынок России на «государственных» тормозах ИТ-перспективы
Аутсорсинг ИТ в России: опрос CNews Analytics
Комментарии экспертов

На прошедшем в конце июня третьем международном форуме «Возможности России в области экспорта услуг по разработке программного обеспечения» Сергей Ветлугин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, заявил, что объем экспорта услуг и продуктов в сфере заказного программирования в 2002 г. составил более $330 млн. В 2003 г. эта цифра может приблизиться к $425 млн., что превысит показатели прошлого года на 28,8%.

В оценке объема отечественного рынка аутсорсинга ИТ участники форума проявили большую осторожность. Для 2002 г. назывались цифры от $100 до $150 млн. Предполагается, что в 2003 г. этот показатель увеличится до $200–220 млн.

Помимо оптимистичных оценок объема экспорта, вице-губернатор остановился на проблемах. Если их решить, то можно достигнуть более серьезных результатов. Среди таких проблем — сертификация продуктов и решений по международным стандартам, совершенствование процессов производства, преодоление культурных различий.

ИТ-рынок России на «государственных» тормозах

После выступлений двух представителей государственной власти, было зачитано обращение от имени правительства России, где Герман Греф приветствовал участников форума, и заверил их в том, что правительство и президент «чрезвычайно серьезно относятся к отрасли». Минэкономразвития, конечно, направило своего представителя, но он так и не доехал до места проведения форума. Напомним, что в начале января текущего 2003 г. в этом министерстве «сформирован специальный департамент по поддержке экспорта», который по непонятным причинам почти не занимается вопросами поддержки экспорта ПО, технологий и ноу-хау.

По данным мировых аналитических агентств спад на мировом ИТ-рынке в 2002 г. составил 3%, в то время как ИТ-рынок России увеличился на 19–20%. В текущем 2003 г. рост продолжится и составит около 21%. Мировой ИТ-рынок так же вырастет, но на 4%. Переход от аутсорсинга ИТ к аутсорсингу бизнес-процессов стал основной тенденцией в его развитии. Эксперты считают, что у России большие перспективы в разработке заказного программного обеспечения, но нерешенные проблемы не дают набрать темп. В числе первых — слабая государственная поддержка и культурные различия.

Представители российских компаний поделились с участниками форума своим опытом по созданию эффективной дистрибьюторской сети.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются российские компании при экспансии своих услуг и продуктов на иностранные рынки — это нечестность многих партнеров, особенно в Индии и Китае. Партнеры из развитых стран тоже могут быть «нечистоплотные», желая получать за бесценок качественные уникальные решения и продукты. Поэтому все российские компании, работающие на мировых рынках, обращают особое внимание на выбор партнера.

Аутсорсинг ИТ в России: проблемы решены на 3,2

После завершения работы форума CNews Analytics предложило участникам оценить проблемы, характерные для российской отрасли, а также работу самого форума. Использовалась пятибальная шкала, где значению «очень плохо» соответствовала цифра «1», а «отлично» — «5». Анкеты заполнили 38 участников форума из России, Украины и Белоруссии.

Решенность проблем в сфере аутсорсинга ИТ в России
(опрос CNews Analytics, 38 участников форума)

  Набранные баллы Кол-во ответов Средняя оценка
Поддержка государства 72 36 2,0
Рабочая сила 130 36 3,6
Законодательство 82 36 2,3
Инфраструктура (телекоммуникации и т.п.) 119 36 3,3
Образование 141 36 3,9
Стоимость услуг 134 36 3,7
Политическая ситуация 124 35 3,5
Культурная совместимость 122 35 3,5
 
Итого (состояние в отрасли) 3,2

По степени решения перечисленных проблем, государственная поддержка и законодательство получили самые низкие оценки — «плохо». Эти две проблемы самым негативным образом отражаются на общем состоянии в отрасли, которое сейчас можно охарактеризовать, как удовлетворительное. В случае если государство реально начнет предпринимать шаги по поддержки ИТ-сектора и упростит законодательство, в особенности процедуры и формы работы с государственными органами, деловой климат значительно улучшиться и ИТ-индустрия начнет развиваться существенно быстрее.

Поддержка государства

Государство не балует своим вниманием ИТ-сектор, что находит свое отражение в отсутствии статистической информации, собираемой государственными службами. Большие сложности с данными по ключевым показателям развития отрасли. Однако самые большие нарекания вызывает проводимая политика минимизации государственного вмешательства. Правительство и ведомства демонстрируют свою «равноудаленность» и создают одинаковые условия, как для ведения ИТ-бизнеса, так и нефте- газодобычи. Неразрешимыми остаются проблемы с экспортом, о которых еще в январе говорил президент. Так, даже для «экспорта» ПО из России в Россию (то есть в Калининград) необходимо платить определенные сборы. Даже на Украине ситуация намного лучше, но говоря о, например, Китае, где подача в государственные органы бумаг на экспорт ПО носит уведомительный, а не контрольно-разрешительный, характер. Все это выливается в проблемы с получением иностранных инвестиций для отрасли, которые могли бы стать дополнительным «разгонным двигателем» отечественного сектора заказного программирования. Дополнительные сложности так же создает неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, затрудняя процесс выхода российских компаний на мировую рынок аутсорсинга ИТ.

Аутсорсинг ИТ: поддержка государства
(результаты опроса 36 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: поддержка государства (результаты опроса 34 участников форума)

Рабочая сила

Профессионализм и наличие квалифицированных ИТ-специалистов, работающих в сфере аутсорсинга, участники форума оценили на уровне «хорошо». В первую очередь это связано с теми навыками, которые есть у «старых» специалистов, и достаточно хорошими знаниями и, отчасти, квалификацией, молодых сотрудников. По сути, участники форума оценивали свой собственный профессионализм. Причем четыре человека поставили наивысшую оценку, полагая, что никаких трудностей с наймом высоко квалифицированной рабочей силы нет.

Аутсорсинг ИТ: рабочая сила
(результаты опроса 34 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: рабочая сила (результаты опроса 36 участников форума)

Законодательство

Финансовая непрозрачность игроков рынка, суровые таможенные правила, огромная бюрократическая машина, и отсутствие решения иммиграционных вопросов являются результатами неэффективного законодательства. Налоговое бремя то же играет свою роль, вынуждая многие компании развиваться «в тени». На сегодняшний день невозможно утверждать, что законодательство способствует развитию ИТ-компаний.

Законодательство было вторым направлением нашего опроса, в котором участники не поставили ни одной наивысшей оценки, справедливо полагая, что до момента, когда будет решено большинство законодательных проблем еще далеко. Несколько человек оценили эффективность законодательства на «хорошо». (Такая оценка, по-видимому, объясняется в основном тем, что представители этих компаний редко взаимодействуют с таможенными органами)

Аутсорсинг ИТ: законодательство
(результаты опроса 36 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: законодательство (результаты опроса 34 участников форума)

Инфраструктура

Неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры является еще одним барьером, мешающим отечественным компаниям осваивать иностранные рынки. За редкими исключениями, которыми являются Москва и Санкт-Петербург, вопросы развития инфраструктуры в регионах остаются краеугольным камнем в целом, и в сфере аутсорсинга ИТ, в частности. Только 3 человека из опрошенных не видят никаких проблем в этой сфере.

Аутсорсинг ИТ: инфраструктура
(результаты опроса 36 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: инфраструктура (результаты опроса 34 участников форума)

Образование

Одним из преимуществ в России всегда считалось образование. Здесь готовили высококвалифицированных специалистов, способных заниматься вопросами программирования на самом высоком уровне. Однако некоторые участники опроса отмечают, что из года в год уровень профессиональной подготовки новоиспеченных специалистов снижается. Этим, отчасти, обусловлена необходимость повышения квалификации новых сотрудников непосредственно во время работы над проектами. На просьбу оценить уровень образования в России 23 человека (большинство) ответило, что у нас в стране сохраняется приемлемый уровень образования («хорошо»). Семь человек поставили российскому образованию наивысшую оценку.

Аутсорсинг ИТ: образование
(результаты опроса 36 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: образование (результаты опроса 34 участников форума)

Стоимость услуг

По мнению иностранных заказчиков, стоимость услуг остается одним из первостепенных факторов, влияющих на решение вопроса о начале сотрудничества. Участникам форума было предложено оценить стоимость услуг, где ответ «очень плохо» приравнивался к высокой стоимости услуг, а ответ «отлично» приравнивался к конкурентоспособной цене. Более половины ответивших (19 человек) полагают, что стоимость услуг российских компаний сопоставима со стоимостью иностранных компаний-конкурентов. В тоже время пять участников опроса полагают, что стоимость услуг входит в число конкурентных преимуществ российских компаний.

Аутсорсинг ИТ: стоимость услуг
(результаты опроса 36 участников форума)

сорсинг ИТ: стоимость услуг (результаты опроса 34 участников форума)

Политическая ситуация

Политическая стабильность — немаловажный фактором, определяющий исход борьбы за деньги иностранных заказчиков, и решение о заключении партнерских соглашений. Несмотря на относительную стабилизацию политической ситуации в стране, многие участники оценивают ее «ниже среднего».

Аутсорсинг ИТ: политическая ситуация
(результаты опроса 35 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: политическая ситуация (результаты опроса 34 участников форума)

Культурная совместимость

Культурная совместимость, по мнению иностранных заказчиков, находится на третьем месте после цены и профессиональных навыков. Иностранный заказчик полагает, что помимо того, что специалисты офшорной компании должны общаться на его родном языке, они также должны работать в стиле, применимом к конкретным культурным условиям. Двое опрошенных считают, что проблема культурной совместимости в российских компаниях абсолютно не решена. И столько же полагает, что российские компании уделяют недостаточно внимания этому вопросу.

Аутсорсинг ИТ: культурная совместимость
(результаты опроса 35 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: культурная совместимость (результаты опроса 34 участников форума)

Эффективность участия в форуме

Основными задачами форума были — оценка состояния и перспектив рынка разработки экспортного ПО в России, обмен опытом между участниками рынка по управлению проектами и качеством разработки, ознакомление с практикой реализации программ развития этой индустрии в ведущих странах-конкурентах, и, конечно, налаживание прямых контактов между заказчиками и провайдерами услуг по разработке ПО. CNews Analytics решило выяснить, удалось ли участникам форума извлечь пользу для себя и для своих компаний от участия в его работе.

Эффективность участия в Software Outsourcing Summit 2003
(опрос CNews Analytics, 38 участников форума)

  Набранные баллы Кол-во ответов Средняя оценка
Оценка эффективности участия в Software Outsourcing Summit 2003 для компании 141 38 3,7

Выяснилось, что практически все опрошенные вынесли для себя и для своих компаний пользу от участия в форуме, и лишь один человек ответил, что недоволен полученным результатом.

Аутсорсинг ИТ: эффективность участия в форуме
(результаты опроса 38 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: эффективность участия в форуме (результаты опроса 38 участников форума)

Во время работы форума слышались нарекания в отношении организации мероприятия, и этот вопрос стал первым в нашей анкете.

Эффективность работы Software Outsourcing Summit 2003
(опрос CNews Analytics, 38 участника форума)

  Набранные баллы Кол-во ответов Средняя оценка
Организация форума 136 38 3,6
Качество полученной информации 141 38 3,7
Участие иностранных специалистов в работе саммита 132 37 3,6
Участие российских специалистов в работе саммита 149 37 4,0
Доступность участников саммита 151 38 4,0

Несмотря на упомянутые нарекания, опрос показал, что большинство участников удовлетворены организацией форума, а у четверых человек не было никаких претензий к организаторам.

ИТ-сектор: организация работы форума
(результаты опроса 38 участников форума)

ИТ-сектор: организация работы форума (результаты опроса 34 участников форума)

Качество полученной информации

Эффективность участия в мероприятии во многом определяется качеством полученной информации. Результаты выяснения этого вопроса были вполне удовлетворительные — практически все участники заявили, что довольны качеством полученной информации.

Аутсорсинг ИТ: качество полученной информации
(результаты опроса 38 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: качество полученной информации (результаты опроса 34 участников форума)

Участие иностранных специалистов в работе форума

Участие иностранных специалистов в работе форума в целом оценивалось как хорошее, а шесть человек нашли, что большего количества иностранцев, в принципе, и не нужно.

Аутсорсинг ИТ: участие иностранных специалистов в работе форума
(результаты опроса 37 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: участие иностранных специалистов в работе форума (результаты опроса 34 участников форума)

Участие российских специалистов в работе форума

Все опрошенные заявили, что в той или иной степени удовлетворены участием российских специалистов в работе форума — двадцать два человека остались вполне довольны, а восемь полагают, что того круга отечественных специалистов, который участвовал в работе форума в текущем году, вполне достаточно.

Аутсорсинг ИТ: участие российских специалистов в работе форума
(результаты опроса 37 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: участие российских специалистов в работе форума (результаты опроса 34 участников форума)

Доступность участников форума

Практически все участники форума были довольны доступностью других участников — восемь человек были удовлетворены, шестнадцать были вполне довольны, а у двенадцати вовсе не было никаких нареканий по этому вопросу.

Аутсорсинг ИТ: доступность участников форума
(результаты опроса 38 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: доступность участников форума (результаты опроса 34 участников форума)

Эффективность работы ассоциации Russoft

Участники форума, не входящие в ассоциацию Руссофт, внимательно следят за ее деятельностью, что бы определиться с ответом на вопрос: «Стоит ли вступать в ассоциацию»? Несмотря на юность ассоциации, все опрошенные в той или иной мере довольны результатами ее работы, а шесть из них полагают, что Руссофт делает все возможное для достижения поставленных целей.

Эффективность работы ассоциации Russoft
(опрос CNews Analytics, 36 участников форума)

  Набранные баллы Кол-во ответов Средняя оценка
Оценка эффективности работы ассоциации Russoft 140 36 3,9

Аутсорсинг ИТ: эффективность работы ассоциации Руссофт
(результаты опроса 36 участников форума)

Аутсорсинг ИТ: эффективность работы ассоциации Руссофт (результаты опроса 34 участников форума)

Подводя итоги форума, можно сказать, что его участники не ожидают стремительного роста рынка офшорного программирования. Прогнозируемые темпы в 19–20% оцениваются как эволюционный рост, за счет увеличения ИТ-рынка в целом. Ситуация в отрасли можно оценить как удовлетворительную. То есть общая ситуация и условия для ведения этого бизнеса не благоприятствуют стремительному развитию этого сектора и реализации имеющихся возможностей. Основными проблемами остаются «нейтральная» государственная политика, неэффективное законодательство и проблемы с его правоприменением. Все это в значительной степени мешает российским компаниям взаимодействовать с иностранными партнерами, и выйти в число лидеров мирового рынка аутсорсинга ИТ.


NAUMEN

Кирилл Варламов: Решение сложных задач, требующих нестандартного мышления, останется в России

Кирилл Варламов  
О моделях создания партнерских отношений для продвижения программных продуктов на рынок и о перспективах развития российского рынка в ближайшем будущем рассказал CNews Кирилл Варламов, испольнительный директор компании NAUMEN.

CNews.ru: Проводимый вот уже третий год саммит, посвященный вопросам заказного программирования, — одно из самых заметных событий на ИТ-рынке России. Что вы ожидали от данного мероприятия?
Кирилл Варламов:
Нам хотелось получить информацию о состоянии рынка, встретиться с заказчиками, поставщиками и другими участниками рынка. Данное мероприятие — хорошая площадка для завязывания деловых контактов и ознакомления с продуктами и услугами, доступными в ИТ-отрасли. Также нам был интересен опыт ведущих российских производителей программных продуктов: как они создавали дилерские сети, как занимались продвижением решений на рынки, в том числе и иностранные. Вопрос продвижения программных продуктов очень важен для нас как для компании, занимающейся разработкой собственных продуктов.

CNews.ru: Каких целей из перечисленных вами удалось достичь на саммите?
Кирилл Варламов:
Абсолютно всех. Мы остались довольны результатами данного мероприятия.

CNews.ru: Не могли бы вы коротко рассказать о ваших продуктах?
Кирилл Варламов:
В настоящее время мы разработали и занимаемся продвижением трех продуктов. Первый — NauDoc — это система документооборота, предназначенная для автоматизации процессов делопроизводства (бизнес-процессов, потоков работ), ведения архива документов, контроля исполнительской дисциплины, удаленной работы с документами из филиалов и представительств, поддержки системы контроля качества, соответствующей действующим международным нормам. Второй продукт — NauRP v. 2.0 — это «легкая» ERP/CRM система, предназначенная для средних и малых компаний, а также для групп предприятий и холдингов. И последний, третий продукт — NauPhone — это Call Center на базе IP телефонии, включающий в себя IP PBX, многоканальный программный телефон с графическим интерфейсом, а также прикладное ПО обеспечивающее функциональность интелектуального Call Center’а.

CNews.ru: В рамках саммита не последнее место уделяется партнерским программам. Какие программы существуют в рамках вашей компании?
Кирилл Варламов:
Хотелось бы пару слов сказать о модели продвижения наших продуктов и услуг в целом. Мы считаем что успеха при внедрении той или иной информационной системы можно достичь, только обладая серьёзной экспертизой в предметной области, т.е. по сути, в бизнесе заказчика. Поэтому в первую очередь в наших партнёрах мы ищем знание той или иной предметной области. Затем предлагаем им создать, по сути, отраслевое решение на базе наших продуктов для их клиентов. После этого партнёр в состоянии сам внедрять и развивать успех, по сути уже своего продукта, оставляя себе значительно бОльшую часть дохода. Более того, вначале мы помогаем нашему партнёру развернуть продажи нового для него продукта, делимся технологиями продаж, проводим поддерживающие презентации. Так как понимаем что, по сути, начать предлагать внедрение наших продуктов для партнёра зачастую означает начать новый бизнес.

Мы же, как поставщик ПО не стремимся развивать прямые продажи во всех отраслях, а делаем это преимущественно в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, хорошая представляя предметную область по опыту работы команды в предыдущей компании Микротест.

Мы предлагаем партнёрские программы нескольких уровней:
На первом уровне — «Реселлер» — компания партнёр занимается продажей продуктов и услуг компании NAUMEN по внедрению системы.
Второй уровень — «Партнер по внедрению» — предусматривает, что компания-партнер занимается внедрением и поддержкой информационных систем на базе продуктов NAUMEN.
Третий уровень — «Разработчик» — это когда компания занимается самостоятельным внедрением и доработкой продуктов NAUMEN.
На последнем, четвертом уровне — «Интегратор NauDoc» — компания занимается самостоятельным внедрением, доработкой и развитием NauDoc, а также, возможно, созданием собственных решений на базе продуктов компании. На четвертом уровне мы говорим уже о полной передаче технологий производства, со всем вспомогательным инструментарием и обучением методологиям развития продуктов.

CNews.ru: Каковы перспективы российской ИТ-сферы: офшорное программирование или разработка своих программных продуктов с их последующей продажей на мировых рынках?
Кирилл Варламов:
Вы знаете, я уже не первый год посещаю это мероприятие, и в этом году оптимизма у участников саммита заметно прибавилось. Причем, это характерно как для аутсорсинга ИТ-услуг, так и для разработки своих собственных программных продуктов. Что касается будущего России в ИТ-области, мое мнение таково, что решение сложных задач, требующих нестандартного мышления, останется в России, а вот массовое кодирование, в смысле кодирования на низком уровне, будет развиваться больше в таких странах, как Индия и Китай.

Гибридный ренессанс: как использовать растущий тренд на гибридную инфраструктуру
Облака

Помимо этого, в России получит широкое распространение внутренний аутсорсинг. Я имею в виду, что российские компании, занимающиеся разработкой программных продуктов, в целях снижения себестоимости продукта могут обратиться к отечественным компаниям в регионах для того же кодирования.

CNews.ru: Спасибо.


Лаборатория Касперского

Наталья Касперская: Самое важно на рынке — агрессивное продвижение продукта

Наталья Касперская  
Проблемам с экспортом российских программных продуктов на мировой рынок, и мерах, с помощью которых можно его увеличить, посвящено интервью CNews Натальи Касперской, генерального директора компании «Лаборатория Касперского».

CNews.ru: Наталья, как обстоит дело с экспортом российских программных продуктов на мировые рынки?
Наталья Касперская:
На российском рынке мало компаний, занимающихся разработкой программных продуктов, их буквально можно перечислить по пальцам. Но это справедливо в первую очередь для рынка решений для среднего и малого бизнеса. Я не владею информацией о том, как обстоит дело в корпоративном сегменте, возможно, иначе. Что касается нашего сегмента, здесь есть всего несколько российских продукта, которые небезосновательно можно назвать успешными.

CNews.ru: А вот как насчет ситуации, когда продукт плохой, а маркетинг хороший?
Наталья Касперская:
На зрелом рынке этого не бывает. Качество продукта не является определяющим фактором, но не потому что это неважно, а потому что по умолчанию качество должно быть как минимум не ниже существующего стандарта. Иначе нельзя — сразу вылетишь с рынка. То есть на зрелый рынок приходить нужно с продуктом, который по качеству такой же или лучше чем у конкурентов. Однако для успешного конкурирования с ними этого, естественно, недостаточно. Здесь важен маркетинг, задача которого сделать товар конкурентоспособным. Элементов, определяющих успешное продвижение товара много: упаковка, позиционирование, известность бренда, способы доставки продукта, реакция на заявки пользователей, качество клиентского сервиса и пр.

Дмитрий Баглей, «Росатом»: Искусственный интеллект должен стать для промышленников повседневным инструментом
Энергия ИИ

На новом рынке бывает все — и продукт может быть плохой, но все равно продаваться. Там многое зависит от того, на какой стадии вышли на рынок. Ну, и от везения, конечно.

CNews.ru: А какие проблемы на ваш взгляд характерны для российских компаний?
Наталья Касперская:
Их несколько. Первая — неправильный подход к управлению компанией. На мой взгляд, ситуация когда авторы-разработчики продукта руководят предприятием и сами занимаются продвижением продукта чревата последствиями. В этом случае часто получается так, что сначала, без учета реальных требований рынка, разрабатывается продукт, а потом его пытаются продавать. А ведь без правильного маркетинга и позиционирования продукта, без объяснения, чем он лучше продуктов конкурентов, достичь каких-то успехов не получится.

Вторая проблема заключается в незрелости российского бизнеса. Российским компаниям пока не хватает опыта в продвижении продуктов и выводе их на международный рынок.

Третье — традиционно невысокие требования российских пользователей к уровню клиентского сервиса вендора, и как следствие, невысокий уровень клиентской поддержки. В России типична ситуация, когда системный администратор сам налаживает приобретенный продукт. Никто и не вспоминает о службе сервисной поддержки вендора, которая для того и нужна, чтобы заниматься оказанием помощи в настройке продукта, консультации по его использованию, а также других вопросах. На Западе это редкое явление. Сисадмины ждут помощи от вендоров или VARов, и требования к уровню обслуживания там совершенно другие.

Четвертая проблема вытекает из третьей. Это — необходимость иметь серьезную службу поддержки в том числе и для западных клиентов. А организовать такой сервис технически сложно и дорого.

Ну и, наконец, проблема — вопрос инвестиций. Денег, которые инвестируются в ИТ-бизнес в России, все-таки существенно меньше, чем в Штатах или в Европе. Все эти проблемы мешают успешному продвижению российских продуктов на мировые рынки.

CNews.ru: С помощью каких мер можно увеличить экспорт российских программных продуктов на иностранные рынки?
Наталья Касперская:
Давайте посмотрим, что может сделать государство. Например, облегчить экспортные процедуры, что, собственно, и происходит. Не скажу, что все проблемы решены, однако, в целом, ситуация значительно улучшилась.

Среди прочих мер крайне важна поддержка государства в формировании положительного имиджа российской ИТ-индустрии в сознании международного сообщества. Саммит по вопросам заказного программирования — это хороший пример подобных мер. Важно, чтобы представление об экономических возможностях России не ограничивалось лесом, газом, нефтью и другими природными ресурсами. Информационные технологии — это наш мощный ресурс, и необходимо, чтобы эта мысль прочно укрепилась в сознании мирового сообщества. Независимо это мнение уже постепенно формируется среди иностранных специалистов, но активные меры на государственном уровне необходимы. Пример мощной государственной поддержки ИТ-сферы можно наблюдать в Индии. И результаты, как вы знаете, впечатляющие.

С другой стороны, чего сегодня действительно не хватает в России, — это менеджмента на всех уровнях. Из-за нехватки профессиональных управленческих кадров мы просто вынуждены нанимать некоторых специалистов за границей. Я верю, что через некоторое время проблема с дефицитом высококвалифицированных кадров будет решена. Уже сейчас появляются хорошие институты и программы по подготовке требуемого персонала. Многие российские специалисты едут учиться за границу, работают там некоторое время и возвращаются с накопленным опытом обратно в страну. Кстати, на мой взгляд, государству следует обратить внимание на это и всячески способствовать возвращению в страну многих специалистов, выехавших ранее за ее пределы.

Ну и, наконец, что следует предпринять компаниям, — это серьезно обучиться маркетингу. Ожидать быстрого результата не приходится: понимание и опыт приходят со временем, а также с постепенным взрослением рынка.

CNews.ru: С чем связано непонимание важности экспорта российских программных продуктов на государственном уровне?
Наталья Касперская:
Это напрямую связано с объемом экспорта подобных продуктов. Поскольку объем маленький, должного внимания на государственном уровне этому вопросу не уделяется. Однако если объем экспорта возрастет до миллиарда долларов, невозможно будет игнорировать данное направление. Я считаю, что при поддержке государства объемы экспорта программных продуктов можно увеличить в разы, чего нельзя сделать с нефтью и другими ресурсами. При этом затраты могут быстро окупиться.

CNews.ru: Какая из моделей в большей степени характерна для российского рынка программирования: офшорная или разработка своей продукции?
Наталья Касперская:
Я не сторонница офшорной модели программирования. На мой взгляд, нашей моделью должно стать развитие своих собственных продуктов и их последующий экспорт. Израильские компании практически не занимаются офшорным программированием, однако это не помешало им создать несколько крупных программно-ориентированных компаний, которые известны во всем мире. При этом суммарный объем экспорта израильского ПО превосходит индийский. В России есть все предпосылки для технологических продаж. Мы должны конкурировать не по цене программирования, а на интеллектуальном уровне, продавать готовые решения. Это экономически выгоднее. К примеру, в нашей компании доля стоимости разработки продукта в общих затратах не превышает 30%. А для некоторых особо успешных продуктов доля затрат на разработку составляет 7% и меньше. Это позволяет нам предлагать программистам более выгодные условия, чем компании офшорного программирования, приглашать высокопрофессиональных специалистов и конкурировать с мировыми лидерами в области антивирусной защиты. Я полагаю, то преимущества экспорта готовых решений постепенно сделают их более популярными у российских компаний-разработчиков. Хотя пока в этой отрасли доминирует офшорный бизнес.

CNews.ru: А не считаете ли вы, что российским компаниям не хватает агрессивности? Ведь иностранные компании выбирают и постоянно «бьют» в одну точку.
Наталья Касперская:
Абсолютно верно! Вы посмотрите: на Западе образуются сотни тысяч компаний. Они выбирают узкое направление и начинают производить в нем свой продукт. Но обязательное требование к продукту — его успешность. Есть масса иностранных компаний, которые даже не разрабатывают собственные решения: они покупают, модернизируют и умело продвигают решение другой компании. И самое важное тут — это агрессивное продвижение продукта.

CNews.ru: А вы агрессивны?
Наталья Касперская:
Я думаю, что да. И хотим быть еще агрессивнее.

CNews.ru: Спасибо.


Auriga

Алексей Сухарев: В правительстве нет людей, способных осознать всю важность развития ИТ-отрасли

О проблемах и тенденциях развития российского и мирового рынка аутсорсинга ИТ CNews рассказал Алексей Сухарев, президент компании Auriga.

CNews.ru: Какие изменения произошли в сфере аутсорсинга ИТ за последнее время?
Алексей Сухарев:
Процессы, происходящие в настоящее время в сфере аутсорсинга ИТ, можно сравнить с теми процессами в мировой экономике, которые происходили в 80-е гг. Напомню, что именно тогда многие компании, работающие в традиционных секторах экономики, в целях снижения издержек переносили производство в развивающиеся страны, такие, как Турция, Китай и некоторые другие. Практически то же самое происходит в наши дни, только с той поправкой, что в настоящее время в развивающиеся страны переносится интеллектуальная работа. В мире идет активное развитие аутсорсинга ИТ, не менее активно развивается аутсорсинг бизнес-процессов. Интернациональные компании создают и эффективно используют в развивающихся странах центры приема и первоначальной обработки звонков (call centers), принимающие входящие звонки со всего мира. В будущем масштаб этих процессов только многократно возрастет. Я не берусь давать сейчас какие-то оценки, однако полагаю, что масштаб аутсорсинга ИТ будет во много раз превышать масштаб аутсорсинга производственных процессов.

CNews.ru: Россия также активно участвует в этом процессе?
Алексей Сухарев:
На самом деле, у России есть несколько проблем, которые нужно решить, чтобы принимать активное участие в мировом разделении труда. Первая проблема, которая непосредственно связана с получением заказов от иностранных компаний, — это языковой барьер. Дело в том, что наша страна не англоязычна и не испытывает сильного языкового влияния со стороны англоязычных стран. Другой проблемой является нехватка ИТ-специалистов высокого уровня. Нельзя сказать, что ситуация стоит на месте — за последний год произошли некоторые изменения. Многие российские компании, занимающиеся аутсорсингом ИТ, активно создают новые департаменты и нанимают персонал. Однако большинство новых сотрудников нуждаются в повышении уровня образования.

CNews.ru: Во сколько можно оценить объем рынка аутсорсинга ИТ в России в настоящее время?
Алексей Сухарев:
Точных цифр нет ни у кого. В разных отчетах фигурируют разные данные: от 100 до 150 млн. долл. Может, для кого-то цифра 150 млн. долл. покажется значительной, однако, спешу заверить, что это просто капля в море. К примеру, в настоящее время Индия имеет порядка 10 млрд. долл. только от аутсорсинга ИТ. А через некоторое время мы уже будем говорить о сотнях миллиардах долларов. Я не буду приводить абсолютные цифры, но замечу, что, по полученным некоторыми иностранными аналитическими компаниями данным, объем российского рынка аутсорсинга не превышает объема шестой по величине индийской компании.

CNews.ru: Какое количество специалистов работает в отрасли?
Алексей Сухарев:
Два года назад Forbes опубликовал, что в России выпускается порядка 100 тысяч специалистов в год. Речь идет о таких специалистах, знаний которых достаточно для программирования на низком уровне. Другую оценку дает Microsoft Research, заявляя, что в России ежегодно выпускается 187 тысяч специалистов. Большая разница в оценке количества этих двух компаний подтолкнула нас к проведению своего собственного исследования. В результате мы получили число немногим более 200 тысяч чел. Я считаю, это очень хорошая цифра. Для сравнения, в Индии ежегодно выпускается 60 тысяч специалистов, а в Китае — 50 тысяч. Несмотря на это, индийские компании значительно крупнее российских. Количество человек в некоторых индийских компаниях может достигать 20 тысяч. А в компаниях ведущей пятерки в среднем работает 5–12 тысяч человек. России для выхода на мировой рынок необходимо создавать компании, в которых работает не менее 500 человек программистов высокого уровня. В противном случае никто не будет обращать на такую компанию какого-либо внимания. Доводы заказчика просты: если для проекта требуется 50 человек, то компания, в которой занято всего 150 человек, просто не сможет серьезно заниматься проектом. Неразвитость ИТ-сферы в России приводит к тому, что из 200 тысяч человек, подготавливаемых ежегодно, в отрасли остается работать не так уж много специалистов.

CNews.ru: Индия считается лидером в области аутсорсинга ИТ. Во сколько можно оценить ее объем рынка аутсорсинга ИТ?
Алексей Сухарев:
В Индии первые шаги в направлении аутсорсинга ИТ были предприняты еще в 70-е гг., однако серьезно индийское правительство начало относится к этому направлению в 80-е гг. Государство вложило значительные средства в создание телекоммуникационной структуры. Это дало возможность индийским компаниям без помех связываться с иностранными компаниями-заказчиками. К сегодняшнему дню в Индии многое сделано для развития ИТ-рынка. И это дает значительные результаты: индийское правительство планировало довести объем экспорта ИТ-услуг до 50 млрд. долл. к 2008 г. Это оказалось невыполнимо в связи с кризисом, но правительство пересмотрело свою оценку и перенесло срок реализации задуманного на 2010 г.

CNews.ru: Почему российское правительство, в отличие от индийского, не понимает всей важности развития ИТ-рынка и увеличения экспорта ИТ-услуг?
Алексей Сухарев:
Существует несколько причин невнимательности государства к ИТ-рынку в нашей стране. Первая и самая очевидная причина — наличие в России значительных запасов природных ресурсов. В Индии таких ресурсов нет, поэтому на развитие ИТ-сектора была возложена надежда развития всей страны в целом. Вторая причина — отсутствие в правительстве людей, которые могли бы осознать всю важность развития ИТ-рынка. Эта причина приводит к другой причине — отсутствию государственной поддержки. На Филиппинах, например, на открытие конференции по аутсорсингу ИТ, прибыл президент страны, чтобы сказать вступительное слово. Это значительная помощь со стороны государства. Причем на осуществление такой помощи не требуется выделения существенных средств из бюджета. Четвертая причина — небольшой объем экспорта ИТ-услуг. По сравнению с тем доходом, который приносят нефтедоллары, просто несопоставимый. Следующая причина — законодательство. В первую очередь — таможенное законодательство. Российские компании теряют крупные заказы на разработку и исследование, потому что зачастую исследование и разработка связаны с ввозом в страну уникального оборудования, которое существует в единичном варианте. Налоговое законодательство тоже страдает. Единый налог удобен для нефтяников, а для ИТ-отрасли он просто разорителен. На самом деле, причин много, но я назову еще одну — отсутствие единого государственного адреса, с помощью которого иностранные компании-заказчики могли бы обращаться к российским компаниям.

CNews.ru: Считается, что услуги российских программистов стоят дороже, чем их индийских конкурентов. Так ли это?
Алексей Сухарев:
Я хотел бы развеять этот миф. В ведущих индийских компаниях стоимость часа работы специалиста может достигать 50 долл. Это не мало. Я считаю, что в России нет компаний с такими расценками. Реально, российские компании могут брать 20 долл. за час работы своего сотрудника.

CNews.ru: Какова средняя зарплата программиста в России и в Индии?
Алексей Сухарев:
Среднестатистическая зарплата индийского специалиста, по оценке Gartner, составляет 8 тысяч долларов в год. Примерно столько же может получать средний программист в Москве, которая традиционно опережает по уровню зарплаты другие российские регионы. Сразу после Москвы по уровню зарплаты идут специалисты из Питера. В остальных регионах эта цифра намного меньше.

CNews.ru: Можно ли говорить о существовании в России неких городов — центров аутсорсинга?
Алексей Сухарев:
Да, безусловно. Наиболее развитыми в этом отношении городами можно считать Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Об остальных городах пока что ничего не могу сказать — я сужу по количеству выполненных работ компаниями из этих городов и по наличию реальных иностранных заказчиков.

CNews.ru: Считаете ли вы, что существуют никому не известные «темные» компании?
Алексей Сухарев:
Да, такие компании существуют. Информационная закрытость нашего общества и огромные территории создают идеальные условия для возникновения «темных» команд, которые редко кому известны, кроме заказчика. Более того, я могу сказать, что такие компании существуют не только в регионах, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге — в городах, где рынки более-менее цивилизованны. Закрытость таких компаний объясняется желанием обезопасить себя и своих сотрудников от посягательств и вмешательства криминальных и государственных структур. Сам факт существования закрытых компаний не делает чести нашему рынку. И, поверьте, пройдет еще немало времени, прежде чем такие компании как-то дадут знать о себе.

CNews.ru: Не считаете ли вы, что экономически более целесообразно создавать аутсорсинговые компании в регионах? Ведь в таком случае затраты на содержание большого штата сотрудников будут не так велики, как в Москве или в Питере.
Алексей Сухарев:
На самом деле, мы уже идем этим путем. Я не могу рассказать в деталях, но у нас есть проект, в рамках которого создается крупная компания в одном из регионов. В первое время эта компания, конечно, не будет обеспечена заказами, но мы планируем вывести ее на мировой уровень. Я думаю, что мы не одиноки — остальные участники рынка аутсорсинга ИТ идут тем же путем. Однако мало кто будет говорить о готовящихся проектах до тех пор, пока не появятся первые положительные результаты.

CNews.ru: Каковы перспективы у России? Произойдет ли сдвиг в сторону улучшения? И когда?
Алексей Сухарев:
Для появления больших компаний нужно, чтобы сами компании понимали всю важность работы сообща, а не были разрозненны, как сейчас. Рост есть, однако, это эволюционный рост. Я не вижу силы, которая способна передать отрасли какое-то усилие для развития. В этом году ничего подобного не произойдет.

CNews.ru: Кто раньше вплотную подойдет к Индии на арене аутсорсинга: Россия или Китай?
Алексей Сухарев:
Очень хотелось бы, чтобы это была Россия. Но, боюсь, этой страной будет Китай. Там гораздо больше делается для того, чтобы стать страной с развитым ИТ-рынком. Я реально вижу такую ситуацию, когда выбор делается если не в пользу Индии, то в пользу Китая, но не в пользу России. Но я не считаю, что наша партия проиграна.

Наше место на арене ИТ-аутсорсинга в ближайшее время должно быть номер 2. Не 3, не 4, а 2. Индию в ближайшее время обогнать не получится, а вот Китай и остальные страны, которые «крутятся» рядом, мы должны обогнать. Просто обязаны.

CNews.ru: Спасибо.

Роман Боровко / CNews.ru