Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Российская электроника в спячке: сны и надежды

Финансирование российских разработчиков и производителей электроники растет, но этого явно не достаточно — их продукция остается неконкурентоспособной. Уже очевидно, что деньги — далеко не главный фактор, от которого зависит будущее данного рынка. Полную версию статьи читайте в майском номере журнала CNews.

Однако при всей важности государственного заказа развитие рынка электроники невозможно без коммерциализации выпускаемой продукции, считают опрошенные CNews эксперты.

Трепка, которую устроил Сергей Иванов, а за ним и Александр Суворов, подрядчикам ГЛОНАСС, продемонстрировала, что отечественные разработчики, привыкшие жить за пазухой у государства, так и не научились понимать потребности рынка. Исключения, которых в России пока не так много, еще нагляднее демонстрируют важность бизнес-составляющей. Одним из таковых является Институт точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева РАН (ИТМ и ВТ). ФГУП сумело построить такую бизнес-модель, при которой осуществляет разработки в рамках госзаказа, а в дальнейшем строит на базе выполненных работ типовые решения, которые пользуются спросом на рынке. То есть фактически государственный институт сумел успешно влиться в рынок и стать прибыльным коммерческим проектом. Среднемесячная заработная плата в ИТМиВТ — самая высокая в отрасли и составляет почти 35 тыс. руб. Теперь Сергей Калин, директор института, активно выступает за его приватизацию.

Продукция, импортированная РЭК в 2007 году. Доля в общем объеме импорта

Источник: Роспром, 2008

Ряд экспертов считает, что акционирование ФГУПов и допуск к ним частных инвесторов станут стимулом для их перерождения. С каждым годом в России появляется все больше инвестиционных фондов и бизнес-инкубаторов, которые готовы выращивать перспективные стартапы с нуля и даже обеспечивать разработчиков жильем. В случае с небольшими государственными конструкторскими бюро и НИИ инвесторы и бизнес-ангелы могут обойтись "меньшей кровью", обеспечив лишь финансирование и эффективное управление практически готовым коллективом.

Впрочем, не всем это кажется столь очевидным. "Избыточная масса неэффективных предприятий должна быть акционирована", — соглашается Михаил Маслов, директор Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов. Но, по его мнению, инвесторов привлечет, скорее, наличие большого объема недвижимости и земли. "Не думаю, что это решение радикально изменит положение в отрасли, но развитию поможет", — отмечает он.

Иностранцам вход воспрещен

Вообще, когда речь заходит о роли государства в электронной промышленности, участники рынка все чаще обращают внимание не на финансирование, а на регулирование. Например, коммерческие производители электронных компонентов, как не парадоксально, ждут от государства отмены или хотя бы гибкого регулирования налоговых пошлин на ввоз комплектующих из-за рубежа. Сейчас пошлины составляют от 5% до 15%. В 2007 году этот вопрос был поставлен на повестку правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Но решение по нему не принято до сих пор. "Против отмены выступают представители Минпромэнерго, — говорит Михаил Маслов. — В Минпромэнерго входит Роспром, который представляет интересы российских производителей электронных компонентов".

Логика участников рынка в таком, на первый взгляд, странном стремлении — допустить в Россию зарубежные компоненты — простая. За последний год в нашу страну выстроилась очередь из лидеров мировой контрактной сборки потребительской электроникиFlextronics, Foxconn, Jabil. Контрактная сборка ЖК-телевизоров, телефонов, компьютеров — бизнес низкорентабельный, поэтому отмена пошлин станет определяющим фактором в пользу размещения в нашей стране производства. Первые две компании намерены обосноваться в Санкт-Петербурге, последняя рассматривает для строительства завода подмосковный город Клин. Когда весь цикл сборки техники будет осуществляться в России, некоторые компоненты иностранцы намерены закупать у отечественных производителей.

Пока речь не идет о сложных микросхемах, но схемы питания, например, российские компании поставлять способны, уверены эксперты. Также в России могут закупаться простые компоненты — дискретные полупроводниковые, пассивные, электромеханические, корпусные детали, печатные платы и др. Это приведет к созданию десятков тысяч новых рабочих мест в течение 23 лет, считают эксперты, и, кроме того, увеличит долю высокотехнологичной продукции в экспорте России.

"Позиция Роспрома по таможенно-тарифной политике опирается на экономические Расчеты", - говорит Борис Авдонин из ЦНИИ "Электроника". - Они связаны с динамикой изменения объемов и номенклатуры выпускаемой продукции, как радиоэлектронной аппаратуры в целом, так и ЭКБ". Введение беспошлинного режима ввоза, по его мнению, подорвет положение и российских производителей ЭКБ, и отечественных дизайн-центров, набирающих опыт проектирования современных изделий, и нарождающегося российского foundry-бизнеса. Все же, введение беспошлинного ввоза ЭКБ будет поддержано Роспромом в части той номенклатуры ЭКБ, которая не производится отечественными предприятиями, но широко используется российскими производителями радиоаппаратуры. Причем по мере создания аналогичной ЭКБ отечественными компаниями таможенно-тарифная ставка должна изменяться в направлении увеличения размера таможенной пошлины, уверен он.

Впрочем, в "Ситрониксе", контролирующем завод "Микрон", CNews сообщили, что поддерживают обнуление ввозных пошлин на электронные компоненты. "Микрон", напомним, занимается производством различных микроэлектронных решений, а также принимает заказы на услуги foundry (производство микросхем по технической документации заказчика).

Помимо отмены таможенных пошлин на электронные компоненты, технологическое оборудование и материалы, важно создать и осуществлять жесткий контроль за соблюдением правил работы на рынках госзаказа и естественных монополий (конкурсы, тендеры и т. д.), уверен г-н Маслов. "Необходимо создать хотя бы равные условия конкуренции отечественных производителей электроники на нашем внутреннем рынке", — отмечает он. Кроме того, остро стоит проблема авторских прав и четкого определения понятий "отечественное производство", "производитель", "продукция". Накопилась масса крупных и не очень проблем, которые сдерживают развитие электроники.

В целом государство пока плохо понимает интересы частного бизнеса и не стремится в них разобраться, считает Иван Покровский, генеральный директор ИД "Электроника". Необходимость развития частно-государственного партнерства (ЧГП) постоянно подчеркивается в выступлениях чиновников, но на деле ограничивается финансированием аффилированных с государством структур. А в тех сферах, где оно действительно могло бы работать, развивается очень медленно. "Я бы не стал называть "Ангстрем" и "Микрон" в качестве примеров частно-государственного партнерства, — говорит г-н Покровский. — Существенные доли этих компаний принадлежат государству, а контрольные пакеты — у структур, аффилированных с властью". Тем не менее, примеры работающего ЧГП уже есть. Иван Покровский относит к таковым, в частности, разработку микросхем для ГЛОНАСС+GPSнавигаторов компанией "Цифровые решения", а также создание и производство в России измерительного и технологического оборудования для наноэлектроники компанией НТМДТ. Но пока эти проекты можно пересчитать по пальцам.

Александр Левашов / CNews