Российский потребитель мало знает об автоматизации зданий
В процессе анкетирования посетителей выставки Mosbuild 2010 оказалось, что россияне недостаточно информированы об автоматизации зданий. Однако при этом они считают, что такая автоматизация необходима, и готовы внедрять самые современные решения в собственных квартирах и офисах – если смогут себе это позволить по цене.Экспресс-анкетирование посетителей международной выставки Mosbuild 2010 было организовано компанией "Симпл Инжениринг". Целью опроса ставилось определить уровень знакомства и понимания важности направления автоматизации зданий в России.
В опросе приняли участие 75 человек (из них 76% - мужчины). 61% участников – люди среднего возраста (от 30 до 50 лет), 31% - молодые люди до 30 лет, и 8% -участники старше 50 лет. Доходы 35% участников составляют от 20 до 50 тыс руб Больше 100 тыс руб получают 11% респондентов, менее 20 тыс руб – 17%.
В рамках опроса задавалось 5 ключевых вопросов, касающихся уровня информированности посетителей о направлении автоматизации зданий; задач, которые решает автоматизация; готовности установки систем автоматизации самими участниками опроса на своих объектах (в домах, квартирах, зданиях); стоимости, которую люди готовы потратить на данную услугу; и важности размера коммунальных платежей.
В результате анализа ответов респондентов становится очевидным факт недостаточной информированности об автоматизации зданий. Опрошенные подменяли и объединяли понятия "автоматизация зданий" и "пассивный дом". По их мнению, автоматизация зданий – это современные технологии, позволяющие контролировать работу всех инженерных систем здания (66%), или энергоэффективный дом, потребляющий мало энергии, оснащенный системами альтернативных источников энергии, с хорошей теплоизоляцией (29%).
Автоматизация зданий с точки зрения населения
Источник: Симпл Инжениринг, 2010
В принципе, четко разделять границы и понятия для пользователей не является приоритетной задачей, однако этот факт говорит о том, что профессионалам рынка необходимо задуматься о том, как популяризовать данное направление. Совершенно очевидно, что отсутствие четкого понимания сущности систем, их возможностей и, в конечном итоге, выгод для пользователя не самым лучшим образом влияет на проникновения технологий на рынок и уровень продаж.
Относительно выгод, которые может получить потребитель в результате внедрения системы автоматизации, ответы участников распределились следующим образом: комфорт для пользователя выбрали - 33%, и по 17% -повышение уровня безопасности и повышение энергоэффективности объектов. Как бы то ни было, абсолютное большинство участников опроса (93% ответивших) считают важным и нужным автоматизировать здания в России.
Необходимость автоматизации зданий в России
Источник: Симпл Инжениринг, 2010
Также 91% опрошенных готовы были бы автоматизировать свое жилье или здание, которым управляют. Участники исследования смоделировали ориентировочную стоимость, которая, на их взгляд, является разумной для внедрения системы автоматизации для их объектов. Около трети респондентов считают, что она должна составлять менее 300 тыс руб, 29% готовы потратить от 300 до 500 тыс руб, а 8% - от 500 до 1500 тыс руб.
Необходимость автоматизации собственного жилья
Источник: Симпл Инжениринг, 2010
Очевидно, что каждый желает получить максимум выгод при минимуме вложений, в том числе денежных. Данный опрос не преследовал цель выявить действительные цены, которые готов вкладывать рынок в автоматизацию, однако, ответы могут помочь в понимании основных тенденций.
Оптимальная стоимость автоматизации зданий
Источник: Симпл Инжениринг, 2010
В настоящем опросе не было обнаружено существенной корреляции между уровнем дохода респондентов и суммой, которую они потенциально могли бы потратить на автоматизацию своих домов. При этом размер коммунальных платежей является одним из наиболее важных для 92% всех опрошенных, вне зависимости от дохода.
Важность размера ежемесячных коммунальных платежей (вода, электроэнергия, газ) для потребителей
Источник: Симпл Инжениринг, 2010
Очевидно, что результаты данного опроса нельзя экстраполировать на все население Москвы или, тем более, России, так как выборка осуществлялась случайным образом. Кроме того, велика вероятность, что участники опроса были, так или иначе, знакомы с предметом вопросов, поскольку само исследование на мероприятии, где представлены услуги автоматизации зданий. В любом случае полученные результаты могут быть интересными и полезными для выявления основных тенденций данного сегмента рынка.