Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Российский нефтегаз "распробовал" ИТ-бенчмаркинг

Компании нефтегазового сектора активно используют ИТ-аутсорсинг, создавая в рамках крупных групп отдельные организации, отвечающие за развитие и поддержку ИТ. В рамках ТНК-ВР такой сервисной организацией является "ТБинформ". Эффективность подобных внутренних ИТ-компаний необходимо оценивать и держать под контролем. Именно поэтому российский нефтегаз одним из первых начал осваивать ИТ-бенчмаркинг.

Измерять эффективность применения информационных технологий в российских компаниях пока как-то не принято. Проще считать, что новая внедренная система или новый подход к ИТ по определению лучше тех, которые использовались ранее. Однако те отрасли, где ИТ играют важную роль, а компании достигли высокого уровня зрелости, активно осваивают бенчмаркинг, или иными словами, сравнительный анализ, позволяющий выявить лучший опыт и практики и закрепить их в бизнесе.

В мире ИТ-бенчмаркинг давно используется в финансовом секторе, в телекоммуникационных, нефтегазовых компаниях. В России история применения ИТ-бенчмаркинга пока довольно скромна, но в качестве первопроходцев можно выделить те же отрасли. Целей у ИТ-бенчмаркинга множество. Он требуется, когда необходимо обоснование для утверждения ИТ-бюджета, создание или обновление ИТ-стратегии, разработка ключевых показателей управления ИТ, усиление рейтинговых позиций и увеличение прозрачности компании, привлечение инвестиций, анализ эффективности работы и т.п. Сравнительный анализ эффективности ИТ может применяться на любом этапе жизнедеятельности корпоративной информационной системы.

Почему нефтегаз?

Нефтегазовые компании в России пришли к применению бенчмаркинга во многом в силу сложившейся в отрасли модели организации ИТ-подразделений. За ИТ во многих крупнейших российских нефтегазовых корпорациях отвечают преимущественно не многочисленные распределенные службы, а отдельные дочерние компании, предоставляющие материнским организациям ИТ-услуги по модели аутсорсинга и не работающие на внешнем рынке. Перед ними не стоит цель заработать денег, они являются внутренними сервисными организациями и не имеют конкурентов на этом внутреннем рынке.

Бенчмаркинг (англ. bench mark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности. (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2007).

Начало профессиональному ИТ-бенчмаркингу положила компания Gartner, разработав в 1987 году понятие совокупной стоимости владения (TCO, Total Cost of Ownership) и создав методологию ее вычисления для разных видов оборудования в компании. При сравнении учитывается не закупочная стоимость, а все затраты, которые связаны с приобретением, эксплуатацией и обслуживанием определенного класса средств.

Группой сравнения в бенчмаркинге называется группа из 5-10 компаний, сходных со сравниваемой по размеру всей организации и ИТ-подразделения, области деятельности (индустрии), уровню загруженности, уровню зрелости, бизнес-целям и т.п. По каждому направлению деятельности группа сравнения выбирается отдельно.

С одной стороны, это удобно и эффективно, так как позволяет централизовать и упорядочить оказание ИТ-услуг в огромной компании. Однако, с другой стороны, в условиях отсутствия конкуренции у такой организации пропадает множество стимулов для развития. Одним из инструментов, позволяющих оценивать работу дочерней ИТ-компании и не позволять ей "расслабиться", и является бенчмаркинг. Для внутренней сервисной компании бенчмаркинг необходим, чтобы оправдать стоимость услуг для бизнеса, понять свою эффективность и разработать план развития.

Еще одной важной предпосылкой применения ИТ-бенчмаркинга в нефтегазе является отсутствие у компаний возможностей для дальнейшего экстенсивного развития. Несмотря на общемировой рост цен на энергоносители, дополнительная прибыль нефтегазовых компаний строго регламентируется государством. Компании не имеют возможности "играть" на затратах на добычу, транспортировку и т.п. Чуть ли не единственный путь увеличения прибыли – оптимизация уже существующих процессов. Здесь ИТ предоставляют весьма широкое поле для деятельности, т.к. применяются везде, начиная с добычи и заканчивая розничной продажей нефтепродуктов.

Чужие и свои

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Освоению практики ИТ-бенчмаркинга в ТНК-ВР способствовало наличие такого опыта у British Petroleum, чьи активы объединились с активами российской ТНК в 2003 году. Вместе с активами BP в новую компанию пришел западный менеджмент.

Ричард Эймс, возглавивший Управление ИТ, привнес западный подход к ИТ, прежде всего бизнес-ориентированность и нацеленность на эффективность. Он же выдвинул на первый план вопросы стандартизации, без которой какое-либо сравнение и оценка эффективности вообще не имеют смысла. После определенных успехов в деле стандартизации и внедрения бизнес-ориентированного подхода к ИТ во вновь образованной компании и появилась потребность в ИТ-бенчмаркинге.

По большому счету, бенчмаркинг подразумевает сравнение своих результатов и данных с результатами и данными не одной, а нескольких организаций. Однако в ТНК-ВР на первых порах ограничились сравнением своих показателей эффективности ИТ с показателями British Petroleum. У BP же была взята и методика сравнения. Впоследствии локальный ИТ-бенчмаркинг ТНК-ВР проводила ежегодно, сравнивая показатели различных внутренних подразделений, предприятий, производственных единиц. Часть проектов проводилась самостоятельно, часть – с привлечением консалтинговых организаций. В частности, ИТ-бенчмаркинг по системам SAP проводила шотландская компания Aupec, специализирующаяся на работе именно с нефтегазовым сектором. Это стало первым опытом "профессионального" ИТ-бенчмаргинга. Продолжение последовало в 2008 году, когда для проведения ИТ-бенчмаркинга в дочерней ИТ-компании "ТБинформ" были приглашены консультанты Gartner.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Ринальд Хамидуллин: При небольшом ИТ-бюджете проводить бенчмаркинг смысла не имеет

Профессиональный ИТ-бенчмаркинг с привлечением команды консультантов – недешевая процедура, поскольку требует детального анализа не только стоимости предоставления услуг, но и их объема, а также ресурсов, занятых их предоставлением. Именно поэтому для небольших компаний она может быть не всегда экономически оправдана. А вот для средних и крупных экономический эффект от применения результатов бенчмаркинга может значительно превысить затраты на его проведение. "Эффективность затрат на бенчмаркинг напрямую зависит от объема потребляемых и предоставляемых ИТ-услуг. При небольшом ИТ-бюджете проводить бенчмаркинг смысла не имеет", - поясняет Ринальд Хамидуллин, генеральный директор "ТБинформ".

"ТБинформ" – дочернее предприятие ТНК-ВР, создано в сентябре 2006 года. Предоставляет ТНК-ВР полноценный аутсорсинг в сфере информационных технологий. Предшественником "ТБинформ" был "Региональный технический центр", от которого предприятие унаследовало разветвленную сеть филиалов.

Чтобы обратиться за ИТ-бенчмаркингом к профессионалам, существует как минимум две причины. Во-первых, даже самой зрелой и передовой компании трудно посмотреть на себя со стороны и признать очевидные (или тем более скрытые) недостатки. Здесь действуют те же критерии, что и при проведении консалтинга и аудита, - объективность и независимость. Сторонним консультантам ничто не мешает вынести вердикт. Во-вторых, бенчмаркинг – это сравнение, поэтому необходимы знания о показателях еще как минимум одной компании, а в идеале – 5–10. Сам заказчик бенчмаркинга не может располагать такой информацией, но крупные консалтинговые и аналитические компании ею владеют. Методогия Gartner примечательна тем, что в ней учитываются не только высокоуровневые финансовые показатели TCO и данные о количестве сотрудников, но и детальная информация об объемах, а также качестве предоставляемых ИТ-услуг.