Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Российский рынок ИТ-услуг: тенденции и перспективы

Исследование CNews Analytics показало, что российский рынок ИТ-услуг в ближайшие годы будет активно развиваться. На первое место выйдут консалтинг и аутсорсинг, в то время как доля системной интеграции будет снижаться. Активизируются процессы консолидации: уже сегодня на 10 ведущих поставщиков в России приходится около 80% общего оборота данного сектора рынка.

Российский рынок ИТ-услуг стремительно развивается. По оценкам экспертов, его ежегодная динамика в последние годы превышает 25%. Так, по данным IDC, по итогам 2005 года объем российского рынка ИТ-услуг вырос на 29,9% по сравнению с 2004 годом и превысил 2,427 млрд. долл. Из них около 28,3% пришлось на услуги сетевой и системной интеграции (сегмент вырос на 37,5% по сравнению с 2004 годом. По предварительным оценкам экспертов, объем российского рынка ИТ-услуг по итогам 2006 года достиг 3 млрд. долл., а по итогам 2007 года превысит 3,7 млрд. долл.

Вместе с тем, оценки российских аналитиков более скептически, но и они демонстрируют высокую положительную динамику рассматриваемого рынка. Так, по предварительным оценкам CNews Analytics, рассчитанным на основе данных Росстата, объем российского рынка ИТ-услуг по итогам 2006 года составил около 49 млрд. руб., что даже с учетом укрепившегося рубля, не дает значений западных аналитиков. Несмотря на то, что темпы роста постепенно снижаются, они по-прежнему превышают динамику российского ИТ-рынка в целом.

Эксперты и игроки рынка убеждены, что именно сегмент ИТ-услуг является наиболее значимым среди прочих сегментов российского ИТ-рынка. «На мой взгляд, ниша отечественных ИТ-компаний – это именно сегмент ИТ-услуг, потому что здесь российские специалисты могут наиболее полно применить свою экспертизу и знание специфики локального рынка. При этом, данный сегмент характеризуется высокой добавочной стоимостью и уже на протяжении нескольких лет демонстрирует высокую положительную динамику», – отмечает генеральный директор группы компаний «АРМАДА» Алексей Кузовкин.

Динамика рынка ИТ-услуг в России

Источник: CNews Analytics 2006

Высокая положительная динамика российского рынка ИТ-услуг привлекает к нему повышенное внимание со стороны игроков рынка и исследовательских агентств. CNews Analytics завершило очередное исследование российского рынка ИТ-услуг, в рамках которого были проведены интервью с десятью ведущими игроками этого рынка (в алфавитном порядке): "Ай-Теко", "Крок", ЛАНИТ, "Оптима", "Открытые технологии", "Техносерв А/С", IBM Global Services, IBS, R-Style и Verysell.

Изменение структуры

Эксперты также отмечают высокую динамику и перспективность российского рынка ИТ-услуг. Вместе с тем, представители компаний также подчеркивают, что во многом российский ИТ-рынок по-прежнему насыщает себя техническими средствами, в то время как спрос на услуги еще идет по нарастающей. Тем не менее, эксперты убеждены, что налицо тенденция существенного увеличения доли услуг в обороте системных интеграторов. Так, по данным исследования CNews Analytics, оборот 10 крупнейших поставщиков ИТ-услуг на российском рынке увеличился по итогам 2006 года на 32,5% и превысил 42,3 млрд. руб. При этом, средняя доля ИТ-услуг в общем обороте компании по опрошенных игрокам по итогам 2006 года превысила 32,4% против 31,8% по результатам 2005.

Вместе с тем, опрошенные эксперты также подтверждают, что сегмент ИТ-услуг растет быстрее ИТ-рынка в целом: действительно, согласно проведенному исследованию, средняя динамика направления ИТ-услуг в рассматриваемых компаниях по итогам 2006 года составила около 31% по сравнению с результатами 2005 года. Некоторые компании продемонстрировали рост направления ИТ-услуг в отчетном периоде на уровне 40-45% и выше.

Доля ИТ-услуг в бизнесе системных интеграторов
(оборот направления ИТ-услуг и доля ИТ-услуг в общей выручке*)

*усредненные данные по 10 ведущим компаниям
Источник: CNews Analytics 2006

Как защититься от продвинутых кибератак
Безопасность

«Одной из явных тенденций на российском рынке ИТ-услуг является смещение акцента со слова "системная" в 90-х годах на слово "интеграция". Эта тенденция подтверждается и цифрами: по данным IDC, соотношение "железа" и услуг в России по итогам 2006 года составило 80 и 20% соответственно, в то время как аналогичный показатель по итогам 2004 года достигал 95 и 5% соответственно», - отмечает Алексей Кузовкин. Действительно, по результатам исследования CNews Analytics, доля системной интеграции в совокупном обороте по ИТ-услугам 10 ведущих компаний снизилась по итогам 2006 года на 2,2% по сравнению с 2005 годом и составила 35,3%. При этом, более чем на 2% увеличилась доля ИТ-консалтинга, а все остальные сегменты не претерпели значительных изменений. Стабильно высокой остается доля технической поддержки – около 19%, растет ИТ-аутсорсинг (с 5,9% по итогам 2005 года до 7,0% по итогам 2006), невысокой остается доля ИТ-обучения (менее 3% по итогам 2006 года).

Системная интеграция постепенно уступает позиции
(структура российского рынка ИТ-услуг*)

*усредненные данные по 10 ведущим компаниям
Источник: CNews Analytics 2006

Впрочем, стоит отметить, что сам термин "системная интеграция" весьма условен, и разные эксперты могут подразумевать под ним различный набор сервисов. В связи с этим оценки данного показателя достаточно условны. В абсолютном выражении на системную интеграцию в отчетном периоде по 10 опрошенным компаниям пришлось около 15 млрд. руб. (на 3 млрд. руб. выше аналогичного показателя 2005 года), на ИТ-консалтинг – 11,3 млрд. руб. (+3,4 млрд. руб. соответственно), венчает тройку лидеров "Внедрение и поддержка" – около 7,7 млрд. руб. по итогам 2006 года (+ 1,54 млрд. руб. соответственно).