Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Российским разработчикам СЭД не страшны западные вендоры

Электронный документооборот медленно, но верно продолжает вытеснять бумажную документацию. И госсектор, и коммерческие организации сегодня активно внедряют СЭД. Толчком к этому служат как объективные потребности учреждений, так и общемировые тенденции. Насколько готовы отечественные разработчики СЭД к массовому переходу на электронные документы? На что они собираются делать ставку? Об этом  CNews побеседовал с Тагиром Яппаровым, президентом группы компаний "АйТи", и Андреем Грибом, генеральным директором компании "БОСС-Референт". Также они рассказали о причинах глобальной реорганизации направления СЭД и появлении в группе нового игрока.

Интервью с топ-менеджерами

CNews: Каково сегодня соотношение российских и западных компаний на рынке СЭД? Насколько уверенно чувствуют себя отечественные разработчики?

Тагир Яппаров: Документооборот в России подразумевает ряд довольно специфических и уникальных задач, которые западные вендоры не всегда понимают. Отечественный рынок СЭД схож с рынком бухгалтерских систем, где российские разработки сильно преобладают. Традиции и модели работы в нашей стране сильно отличаются от тех, что существуют в мире. Если, например, финансовое, логистическое, производственное управление у всех практически одинаковы, то бухгалтерия – уникальная сфера.

Это создало, как и в случае в СЭД, защищенный рынок и комфортные условия для российских разработчиков. Мы могли говорить заказчикам, что мы особенные, что мы понимаем их потребности и что западные продукты не дадут таких преимуществ. В свою очередь, западные компании, пытавшиеся проникнуть на этот новый и перспективный рынок, не до конца вникнув в его специфику, зачастую приходили к заказной разработке, что клиентам, конечно, не нравилось, а нам играло на руку.


Андрей Гриб и Тагир Яппаров: Отечественный рынок СЭД повторяет судьбу рынка бухгалтерских систем

Сейчас рамки рынка расширяются, он становится, на мой взгляд, более универсальным, появляется пространство и для международных игроков. Как только начнется активное внедрение процессного подхода, в Россию придут очень сильные мировые вендоры. Но пока рынок, в том виде, в каком он на данный момент существует, контролируют российские компании.

Андрей Гриб: Я абсолютно согласен с тем, что ситуация на рынке СЭД очень похожа на ту, что сложилась в сегменте бухгалтерских систем. Причина в том, что российские компании были на этом рынке первыми и быстро отслеживают его потребности, т.к. лучше его знают. Более того, отечественные разработчики СЭД к сегодняшнему дню имеют все шансы выйти на зарубежные рынки. Например, мы в сотрудничестве с Red Hat, IBM и VDEL распространяем комплект Open Source решений, куда входит созданная нами СЭД OpenReferent. Этот пакет программ будет предлагаться по всему миру и уже используется в некоторых странах.

CNews: С чем связано выделение направления "БОСС-Референт" в отдельную компанию в рамках группы "АйТи"?

Тагир Яппаров: Качественное изменение статуса команды, создающей и продвигающей "БОСС-Референт", было обусловлено целым рядом объективных факторов, среди которых быстрый рост рынка СЭД и увеличение доли на нем системы "БОСС-Референт", а также возрастающая потребность в системах управления контентом и СЭД среди российских компаний. Именно поэтому "АйТи" активно развивает компетенцию в сфере решений для управления информацией.

Стоит отметить, что выделение компании "БОСС-Референт", наряду с выделением других специализированных направлений бизнеса в самостоятельные компании, является частью долгосрочной стратегии "АйТи", нацеленной на повышение эффективности бизнеса и обеспечение динамичного развития перспективных направлений.

CNews: До создания отдельной компании продвижением системы "БОСС-Референт" занималась компания "Аплана", входящая в группу компаний "АйТи", и сама компания "АйТи", где существовал Департамент систем электронного документооборота. В чем принципиальное отличие новой модели работы на рынке СЭД?

Тагир Яппаров: Изменится рыночная стратегия в целом. Теперь она будет направлена на расширение партнерства с другими системными интеграторами. Традиционно "БОСС-Референт" продвигался компанией "Аплана" и рынком фактически воспринимался как продукт, который можно получить только у производителя и конкретного интегратора. Для нас это было серьезным ограничением сферы деятельности. Необходимо было создать открытую рыночную модель, одинаковую для многих компаний-партнеров. Этот подход мы уже применяли в 2004 году, создавая компанию "БОСС-Кадровые системы", представляющую другой продукт – "БОСС-Кадровик". Мы видели, что многие наши конкуренты в сфере интеграции не работают с этим решением, несмотря на то, что оно тогда лидировало по позиционированию, по качеству среди российских HRM-систем. Чтобы расширить область распространения продукта, мы выделили дочернюю компанию и поставили перед ней задачу создания партнерской модели, которая была бы независимой и равной для всех. Честно говоря, сначала это привело к конфликтам внутри компании, потому что трудно было перестроиться на новую модель работы, многие по-прежнему рассчитывали на преимущества для "своих". Но в результате все-таки получилось создать необходимую схему. Такая же задача стоит перед компанией "БОСС-Референт".

Андрей Гриб: Важно то, что образованная компания не будет конкурировать со своими партнерами в сфере интеграции – практики внедрения в компании не будет вообще. "БОСС-Референт" будет только производить продукт и развивать партнерскую сеть. Что касается последнего, мы начнем с поддержки партнеров в технологическом и техническом плане. Будем применять разработки по методике внедрения, по методике подготовки специалистов – все, что ранее было отработано в компании "АйТи". Кроме того, мы даем партнерам зарабатывать не только на лицензиях и внедрении. Большую прибыль приносит сопровождение СЭД. Сейчас этот сервис уже становится понятен заказчику и, соответственно, востребован.


Андрей Гриб: Мы даем партнерам зарабатывать не только на лицензиях и внедрении

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Думаю, такая модель позволит нам работать и с региональными партнерами, и с крупными интеграторами, имеющими множество представительств в разных городах.

CNews: Долгое время основными потребителями СЭД оставались государственные структуры. Изменился ли сегодня характер спроса?

Андрей Гриб: В последние годы спрос со стороны коммерческих организаций сильно вырос. Это связано с тем, что управлять бизнесом стало сложнее. Основные задачи, которые решают коммерческие структуры, это принятие решений и контроль их исполнения. Данные процессы поддерживают управленческие механизмы и, соответственно, они должны быть удобными и эффективными. Как раз поэтому коммерческие организации, не ограничиваясь только автоматизацией канцелярии, делопроизводства, первыми пришли к пониманию необходимости той части СЭД, которая отвечает за согласование и контроль исполнения.


Тагир Яппаров: Документооборот в госсекторе – это огромные масштабы, большое количество пользователей

Государственные структуры тоже не стоят на месте. Все инициативы правительства, касающиеся модернизации различных эшелонов власти, находят отражение в использовании принципа "одного окна". Он дает возможность более жестко контролировать исполнение поручений. В то же время в государственных организациях ощутимо увеличился объем документооборота, появился обмен электронными документами между ведомствами. Уже много лет идет разговор о создании электронного документооборота в полном объеме, между всеми госучреждениями. Есть устойчивая тенденция к применению средств шифрования, электронной цифровой подписи, необходимых для реализации такого подхода. Коммерческим организациям такие средства пока нужны в меньшей степени. Когда законодательная база позволит производить полноценный обмен электронными документами между компаниями, ситуация кардинально изменится.

Тагир Яппаров: Вообще, у государственных организаций есть два больших поля для автоматизации. Одно поле – та бизнес-функция, которую выполняет конкретная структура (она заложена в названии учреждения). Второе – бюрократия (в хорошем смысле слова, потому что каждая госорганизация имеет достаточно серьезную технологию работы с документами). Именно из-за большого количества поступающих и обрабатываемых документов государственный сектор был первым серьезным потребителями систем электронного документооборота, который фактически и заложил основы рынка.