Разделы

Бизнес Цифровизация Ритейл

Розница в Питере: магазины бытовой техники теснят "компьютерщиков"

Питерский рынок компьютерной розницы вырос на 25-30%, составив 750-780 млн долл. Наиболее значительным событием на нем стало увеличение доли магазинов бытовой техники до 25%. Однако участники рынка считают, что на этом их рост остановится.

По данным "Ритейл аудит", из 559 петербургских компьютерных фирм мониторы продают в 104 (18%). Таким образом, в 2007 году пользователю в этих компьютерных магазинах предлагалась следующая (усредненная по параметрам) модель монитора: жидкокристаллический дисплей с диагональю 19 дюймов с высокой яркостью (250 Кд/м2) и контрастностью (300: 1). В большинстве случаев производителем выступала компания Samsung или Acer. Третье место принадлежало LG Electronics, чья продукция остается популярной в бюджетном секторе (испытывая серьезную конкуренцию со стороны Acer). На последнем месте в 2007 году стояла продукция мониторов от Sony, причем речь шла моделях 2006 года, когда фирма официально объявила об уходе с этого рынка.

Рынок мониторов в Санкт-Петербурге по брендам

Производитель Доля рынка, % Уровень распространения, %
Acer 35 91
Samsung 29 87
LG 20 80
NEC 14 65
ProView <1 7
Sony <1 Нет данных

Источник: CNews Analytics, 2008

Среди покупателей мониторов традиционно можно выделить три сектора: "бюджетники", "средний пользователь" и "элитный пользователь". Первая категория в 2007 году активно покупала мониторы с диагональю 17 дюймов (15-дюймовые решения исчезли из продажи). Топовые пользователи предпочитали решения от LaCie или Dell, не отстают от них и "средний класс": налицо популярность 20-24 дюймовых мониторов для мультимедийных задач (например, организации "умного дома"), имеющих цифровые разъемы для подключения домашней видеоаппаратуры.

Софт растет на 30-40%

На сегодняшний день в России в компьютерной рознице доля продаж программного обеспечения составляет порядка 10%, причем этот сектор ИТ-рынка растет на 30-40%. Аналогичные тенденции эксперты фиксируют и на питерском рынке. Вместе с тем, на отечественном рынке производителей софта представлено не так много крупных игроков, которые могут серьезно изменить сложившуюся ситуацию с выбором продуктов, например, выпустить конкурентоспособный офисный пакет.

Определенно на структуру спроса софта на рынке компьютерной розницы влияет и сложившийся образ покупателя. В компьютерном магазине традиционно покупают операционную систему (причем в 99% случаев при покупке нового компьютера), а также офисные пакеты. Дополнительно пользователям "навязывают" покупку коробочной версии антивирусного решения. Кроме того, небольшой процент покупателей приобретает специализированные программные пакеты в силу того, что их род деятельности предполагает использование лицензионных версий продуктов (например, линейка продуктов от Adobe).

Компании-разработчики, в свою очередь, недовольны продажами софта, которые показывает компьютерная розница. Ольга Гачко, менеджер по маркетингу компании SPb Software House, заявила: "В "М. Видео", "Компьютерном Мире", "Компьютер Центре "Кей"", "Цифрах" можно приобрести программы от SPb Software House. Несмотря на то, что софт серьезно дешевеет, продается он плохо, что связано с большей заинтересованностью продавцов продавать "железо".

Еще одна ключевая тенденция развития рынка компьютерной розницы Петербурга - противостояние между двумя версиями Windows. "В начале 2008 года количество системных блоков компьютеров с предустановленной Windows Vista продается примерно столько же, сколько с WindowsХР", - говорит Татьяна Валуйская. Она связывает положительную динамику роста с высокой квалификацией продавцов, которые могут объяснить покупателям преимущества продукта.

"В 2007 году уровень недоверия к Windows Vista оставался высоким из-за проблем совместимости существующего ПО. Продажи явно возрастут после выхода первого сервис-пака, так что к марту 2008 года Windows Vista будет продаваться лучше, чем Windows ХР", - отмечает госпожа Валуйская. В конечном итоге, эволюционный процесс вытеснит с потребительного рынка Windows XP, оставив на время в корпоративном секторе. Между тем, стоимость некоторых продуктов Microsoft в России завышена в 1,5 раза, и эта тенденция остается неизменной вследствие чрезмерных пошлин на зарубежный софт.

Корпоративные мессенджеры стремительно теряют актуальность как самостоятельный продукт
Маркет

В последнее время достаточно популярны продажи софта через интернет-магазины (оборот за 2007 год - 50-70 млн долл., что составляет от 2% до 4% от всех продаж софта в России), что в ближайшем будущем может серьезно сказаться на продажах ПО в компьютерной рознице. Исходя из этого, возможны два варианта развития событий: или компьютерные магазины выводят продажи софта в аффилированные и собственные интернет-представительства, или софт останется только в самых крупных сетях, рентабельность которых позволяет поддерживать данное направление торговли.

Битва "титанов": HP и Epson против Canon

Немаловажную роль в росте рынка играет продажа офисной оргтехники: принтеров, сканеров и МФУ. Известно, что жизненный цикл таких устройств сравнительно недолог, как следствие, величина спроса на них будет всегда превышать величину предложения, тем самым, стимулируя продавать их всех игроков компьютерной розницы.

Согласно данным исследования компании "Ритейл-Аудит", в 2007 году каждый третий компьютерный магазин продавал либо струйные, либо лазерные принтеры, а каждый пятый – сканеры. Это не могло не отразиться на достаточно широком разнообразии продаваемой продукции, основными брендами являются Hewlett-Packard, Canon, Epson. Это неслучайно, потому что "Компьютерный мир" является официальным парнером всех этих трех марок, а "Компьютер-центр "Кей"" - авторизованным ресселером. В обеих сетях офисная оргтехника занимает достаточно серьезную часть торгового зала. В более мелких магазинах имеет смысл говорить о монобрендовом ассортименте – опять же особо популярны МФУ и сканеры от HP (средний и верхний ценовой диапазон) и Epson (средние и бюджетные модели).

Тренды ML-разработки, R&D и Bare Metal: как меняются облачные технологии для бизнеса
Облака

Распределение офисной оргтехники по брендам в 2007 году

Принтеры
Лазерные принтеры
бренд Доля на рынке, % Степень популярности, %
Samsung 25 10
другие 27 70
Hewlett-Packard 33 15
Canon 15 5
Струйные принтеры
Canon 39 35
Hewlett-Packard 23 28
Epson 31 35
Lexmark 6 <1
другие <1 <1
Сканеры и МФУ
Canon 18 45
Hewlett-Packard 24 15
Epson 23 10
другие 35 30

Источник: CNews Analytics, 2008

Участники рынка расходятся относительно прогнозов роста в 2008 году. Александр Державин, директор по работе с вендорами компании "Цифры", считает, что в долларовом эквиваленте рост не превысит 20%, и то в значительной степени за счет падения курса. Константин Воронов более оптимистичен, он полагает, что рост будет не меньше нынешнего уровня. По его мнению, в значительной степени двигателем рынка по прежнему будут ноутбуки, при этом "тяжелых" конфигураций. Он связывает это с усилением тенденции отказа от использования дома настольного ПК, и замена его сопоставимым по мощности ноутбуком.

Михаил Демидов, Даниил Иванов / CNews.Северо-Запад